Обжигающая исповедь сердца человеческого / IX Международный фестиваль камерных и моноспектаклей «LUDI» (Орел)

Выпуск №2-222/2019, Фестивали

Обжигающая исповедь сердца человеческого / IX Международный фестиваль камерных и моноспектаклей «LUDI» (Орел)

В июне 2019 года в Орле проходил IX Международный фестиваль камерных и моноспектаклей «LUDI».

Фестиваль проводится с 2010 года. Он возник на базе орловского театра «Свободное пространство». Александр Михайлов, основатель фестиваля «LUDI», руководил коллективом «Свободного пространства» ровно тридцать лет. Таким образом, история, традиции, уникальные черты нового театрального форума оказались во многом обусловлены художественными поисками и приоритетами труппы «Свободного пространства».

День рождения театра - 26 декабря 1976 года. Его основатель - режиссер Юрий Копылов. Тогда он назывался Театром юного зрителя. Новый этап в жизни театра, завязка сюжета, стремительного, с размахом: 1987 год, когда на пост главного режиссера пришел Александр Михайлов. При нем театр получил новое, говорящее само за себя имя - «Свободное пространство».

В репертуаре - пьесы русских и зарубежных классиков, современная драматургия. На повестке дня - гастроли, приглашение на постановки молодых режиссеров.

Театр с успехом участвовал в крупных российских, а также зарубежных фестивалях США, Испании, Израиля, Турции. В 2005-2010 гг. осуществлена художественно-просветительская программа «Европейские сезоны в Орле», посвященная культуре Италии, Франции, Германии, Польши. На сцене шли пьесы Гоцци, Гольдони, Мольера, Мюссе, Макиавелли, Пиранделло, Брехта, Мрожека.

Заслуга Александра Алексеевича не только в том, что он создал замечательный театр: он проявил себя культуртрегером, мотивирующим, в первую очередь, молодежь, а за ней и зрителей всех возрастов, на творческую устремленность, активное участие в культурной жизни города, интеллектуально насыщенное общение. Михайлов взглянул на театр не только как на художественную институцию, а еще и как на центр творческой жизни города: открытые обсуждения спектаклей, встречи и дискуссии с именитыми режиссерами, актерский клуб, открытые мастер-классы, театрализованные праздники и многое другое генерировало мощную позитивную энергию, и еще больше зрителей-неофитов втягивалось в орбиту театра.

Мне нравится эта сущностная и эстетическая избыточность, когда «поэт в России больше чем поэт», театр больше чем театр, спектакль больше чем просто спектакль. По-моему, именно так литература, театр, живопись и что угодно еще становится местом силы.

Среди фестивальных спектаклей, виденных мною в разные годы, незабываемы: «Полковник-птица» Сергея Бобровского (Липецкий театр драмы имени Л.Н. Толстого); «Кабаре 33» Дэйва Доусона с блистательной работой американского актера и джазового певца Бремнера Дьюти; «Монокль. Портрет Сильвии фон Харден» Стефана Гислана Русселя (Национальный театр Люксембурга); «Все течёт. Жизнь и судьба» Марка Розовского (Театр «У Никитских ворот»); «Маленькие трагедии» Геннадия Тростянецкого и «Украденное счастье» Линаса Зайкаускаса (Театр «Свободное пространство»); «Пиковая дама» Олега Жюгжды, сценография Маргариты Сташуленок (Гродненский областной театр кукол, Беларусь); «Тюрьма» Винициуса Пьедейда (Бразилия)...

В 2017 году мюзиклом «Люди Ламанчи» Михайлов простился с должностью худрука.

В конкурсной программе «LUDI-2019» приняли участие 11 спектаклей из четырех стран: России, Австрии, Болгарии и Израиля.

Спектаклем открытия стал «Сцены из деревенской жизни» по пьесе А.П. Чехова «Дядя Ваня» (Michael Chekhov Lab Vienna, Вена, Австрия. Режиссер - Ирина Продеус). Действие ведется на двух языках. Реплики на русском и на немецком, по сути, дублируют друг друга, что, с одной стороны, снижает темп спектакля, с другой - замедление несет смысловую нагрузку, метафорически подчеркивая гнетущий застой, замедленную аритмию захолустья на месте гибнущего дворянского гнезда. Родная речь из уст немецкоговорящих актеров в образе Войницкого (Йорг Берген) и Астрова (Марио Кляйн) акцентирует их инаковость и душевную бесприютность в холодном, непонимающем их мире.

Спектакль насыщен метафорами. В центре, выводя действие за рамки временного контекста, образ Судьбы, связующий нити повествования. Роль Судьбы - Ирина Продеус, режиссер, педагог и сценарист, играет на двух языках, раскрывая подоплеку событий и поступков персонажей. Музыка призвана передать сложную партитуру внутреннего мира героев и еще раз утвердить иносказательный характер происходящего.

Спектакль «Сцены из деревенской жизни» отмечен жюри за «Лучшее музыкальное решение».

Австрийский спектакль заставил меня вспомнить слова Александра Бармака, заслуженного деятеля искусств РФ, профессора кафедры режиссуры и мастерства актера музыкального театра ГИТИСа, не раз работавшего в жюри фестиваля «LUDI»: «Театр и актеры растут на великой драматургии. Театр выигрывает, когда выбирает драматургию высокого качества». По словам Александра Александровича, чтобы сделать пьесу современной, ее надо взорвать, спуститься в ее подземелье, но при этом еще уловить лицо автора, природу авторских чувств, не изуродовав художественную целостность литературного материала: «Авторы писали на века, но как же трудно эту вечность воплотить в сиюсекундной сегодняшней жизни артистов».

Ирина Продеус вместе с труппой старается идти этим непростым путем. В качестве художественного ориентира она выбрала актерскую систему Михаила Чехова, тайны и глубины которой изучает много лет. На фестивале она провела несколько мастер-классов по методу великого актера.

Спектакль «Комедиантка» Д. Льору режиссера Невены Митевой (Государственный театр кукол, Сливен, Болгария) - о детях с особенностями развития и психологических проблемах матерей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. Создатели спектакля деликатно, с сочувствием и пониманием касаются болезненной и всегда актуальной в обществе темы, смотря в будущее с оптимизмом.

Исполнительница главной роли - Мая Бежанска, одаренная актриса яркой индивидуальности. Зрители оценили высокое мастерство и искреннее чувство ее исповедальных монологов. Через пантомиму, буффонаду, используя перчаточные куклы, марионетки и другие выразительные средства театра кукол, актриса-эксцентрик рисует экспрессионистски интенсивную гамму чувств героини, где через страх и иронию сквозит надежда на лучшее.

В эссе «Скорбная Муза» Иосиф Бродский писал: «В течение жизни время говорит с нами на разных языках - на языке детства, любви, веры, опыта, истории, усталости, цинизма, вины, раскаяния и т. д. Язык любви - самый доступный. Ее словарь охватывает все остальные понятия, ее речам внемлет природа живая и мертвая».

Мая Бежанска говорила со зрителем на языках любви и детства и была услышана.

«Комедиантка» получила награду как «Лучший моноспектакль».

Государственный театр «У Никитских ворот» показал спектакль «Мать обвиняет» по пьесе К. Чапека, режиссер - народный артист России Марк Розовский.

Боль автора и боль современности, задушенные мечты, история семьи, раздавленной войной, женщины, потерявшей на ней мужа и пятерых сыновей, сильный, трагический финал - спектакль Розовского свидетельствует и обвиняет. Здесь не придумывают и не изображают - здесь только живое и настоящее.

В образе матери в исполнении Марины Кайдаловой звучит призыв к борьбе с фашизмом, проклятие войнам, развязанным ради интересов группки подлецов, где в жертву приносятся сонмы невинных, и, одновременно, горький женский упрек мужскому стремлению рисковать и жертвовать собой.

Судьба матери отражает судьбы миллионов, целой страны: «Здесь нет ни одной персональной судьбы, - как пел Высоцкий, - все судьбы в единую слиты». Муж героини и ее четверо сыновей, выполняя воинский и гражданский долг, погибают один за другим. У женщины остается последний младший сын, на которого она переносит всю свою отчаянную любовь. Однако вновь начинается война, и она готова сделать все, чтобы укрыть его от опасности, спрятать от всего мира. Вдруг женщина узнает, что фашисты сбросили бомбу на школу, и погибли дети. Это сообщение потрясает ее до глубины души. Чувствуя себя в ответе за погибших, она сама дает ружье сыну, отпуская его отстаивать права жизни перед лицом смерти.

В одном из интервью Марк Розовский говорит: «Война - это зло или спасение? Сколько сегодня людей, которые ищут оправдание насилию... Люди культуры, люди русской культуры, в особенности, практически все до одного были абсолютными гуманистами. В этом же была и высота русского театра».

Спектакль театра «У Никитских ворот», несомненно, на высоте самых человечных идеалов гуманизма. Это одна из тех постановок, что выполняет основную задачу искусства: делать человека лучше.

Спектакль «Мать обвиняет» награжден «За верность театральным традициям».

Театр «У Никитских ворот» уже принимал участие в фестивале «LUDI» в 2013 году со спектаклем «Все течет. Жизнь и судьба» по роману Василия Гроссмана «Жизнь и судьба» и его повести «Все течет». Это пронзительный, исповедальный спектакль, соединивший в себе рассказ о двух величайших трагедиях: Холокосте и Голодоморе и выводящий разговор на главную тему ХХ века - тему войны. «Война - это ад, и надо сделать все, чтобы он никогда не повторился», - вот главный посыл спектаклей Марка Розовского.

Для фестиваля большая честь, что уже дважды в его конкурсной программе участвует спектакль театра «У Никитских ворот». Очень надеемся, что это творческое сотрудничество продолжится.

Театр «Свободное пространство» представил спектакль «Вторая смерть Жанны д'Арк» по одноименной пьесе Стефана Цанева (режиссер Сергей Пузырев).

Постановку также отличает серьезная драматургия, эмоционально яркая, с трудными вопросами и неожиданными ответами, странными и непопулярными в нынешнюю прагматичную эпоху.

К слову, я всегда удивлялась, почему стихи разных поэтов о Жанне кажутся менее убедительными, нежели прозаические произведения, ей посвященные. Потом поняла: Орлеанская дева настолько неординарная героиня, что поэтическое слово не в состоянии охватить столь грандиозный масштаб, и только фактический пересказ событий, более или менее совпадающий со свидетельствами хроник, может приблизить нас к ней, живой и настоящей.

Создатели спектакля ищут ответ на вопрос: как получилось, что через без малого шестьсот лет, судьба не королевы и даже не знатной дамы, а хрупкой девушки простого сословия, безвинно оговоренной и замученной на костре, искренне волнует сердца наших современников по всему миру.

Как известно, после пленения Жанна год провела в тюрьме, в кандалах, пытаемая инквизиторами. Ей бесконечно задавали одни и те же вопросы, пытаясь поймать на мелочах, однако из этого ничего не вышло. Вот почему формально, с юридической точки зрения, ее казнили за ношение мужской одежды, хотя, по сути, это было политическое дело.

В пьесе болгарского драматурга Орлеанская дева пала в битве у Компьена, и ее тайно зарыли в придорожной канаве. В центре сюжета оказывается Жаннет - бродячая актриса, приговоренная инквизицией к смерти. В целях дискредитации подлинной народной героини, Жанны д'Арк, продажные экзекуторы предлагают Жаннетт сыграть роль Жанны, униженно вымаливающей у них пощаду в день приведения приговора в исполнение на глазах у праздно глазеющей на совершающееся злодейство толпы.

В пьесе описываются последние два часа жизни Жаннетт, когда она репетирует речь перед казнью. Нравственные терзания героини, страшная внутренняя борьба с самой собой, ужас перед мучительной смертью и отчаянное желание спастись, подавляемое невероятным усилием воли.

Преимущества камерной формы, когда мы наблюдаем актера, будто под увеличительным стеклом, успешно реализованы в спектакле. Спектакль играется на Малой сцене, рассчитанной на 60 мест - зрители будто бы теснятся в камере вместе с Жаннет, глаза в глаза наблюдая ее душевные борения. Актриса Ольга Виррийская выдерживает крупный план. Таким образом, трагизм образа, не теряя эмоционального напряжения, заложенного автором в текст, попадает прямой наводкой в зрителя, рождая волну сочувствия и сострадания.

В камере героиня видит Бога. Он является к ней не в белых сияющих одеждах, а в видавшем виды домашнем халате, приходит сострадающим к загнанной в угол одиночке и разочарованным нравственным падением людей. За его грустной иронией и чудаковатостью - мудрость понимания мира и сознательное невмешательство: человек сам должен сделать выбор.

Альберт Мальцев в образе Бога - одна из лучших актерских работ фестиваля.

Еще одна удача спектакля - роль Палача (Владимир Козловский). Актер блестяще справился с психологически сложным, двусмысленным персонажем, в котором зритель находит словно бы вынужденное, а не по собственной прихоти вершимое злодейство; не один черный цвет, а множество оттенков зла; готовность к предательству, выдаваемую за выполнение неприятного, навязанного властью долга. Перед нами конформист, приспособленец, идущий на компромисс с совестью, который сегодня падает на колени перед кумиром, а завтра, если обстоятельства заставят, или это будет выгодно, осудит и расправится с ним.

Жаннет совершает подвиг: не желая пятнать образ Орлеанской девы и идеалы, которыми та руководствовалась, девушка отказывается разыгрывать сцену покаяния в несуществующих грехах и идет вместо Жанны на костер.

Спектакль не столько о Жанне д'Арк, сколько о жертвовании собой ради других, о том, что героем становится обычный человек, решающийся на подвиг.

Спектакль Орловского государственного театра для детей и молодежи «Свободное пространство» получил Гран-при фестиваля.

В номинации «Лучшая работа режиссера» победила Виктория Печерникова (Московский Театр на Таганке) со спектаклем «Красная шапка» по пьесе Жоэля Помра.

Французский драматург переосмысливает хрестоматийные сказочные сюжеты: так он уже обращался к «Золушке» и «Приключениям Пиноккио»; в данном случае, он переработал текст «Красной шапочки» - получилась сказка для взрослых. Трактовка сказки о Красной шапочке от Помра на сцене обратилась в пластический и анимационный спектакль с элементами популярной психологии. В основе стилистики - европейская авторская анимация в духе Тима Бертона. Особое внимание уделено работе со светом: пространство сцены погружено в глубокий черный, на его фоне действуют утрированно обобщенные с пластикой в духе французской пантомимы персонажи-актеры, а также анимированные образы. Почти весь текст пьесы звучит в аудиозаписи. В спектакле анализируются взаимоотношения матери и дочери: становление девочки от рождения до взросления, порой непростые взаимоотношения с мамой, подростковый период, борьба с внутренними страхами. В то же время, в «Красной шапке» нет глубокого психологического анализа - это, скорее, призыв к диалогу поколений.

Драматический театр под руководством Армена Джигарханяна показал драму «Ночь Гельвера» по Ингмару Вилквисту (режиссер Александр Кузин).

Гельверу (Станислав Буров), 30-летнему молодому человеку, страдающему слабоумием, и Карле (Надежда Филиппова), практически его ровеснице, когда-то усыновившей Гельвера, выпадает несчастье оказаться в самом опасном месте в самую жуткую эпоху европейской истории: в нацистской Германии во время старта реализации евгенической программы по умерщвлению лиц с психическими расстройствами и отставаниями в развитии, начала массовых убийств и притеснений евреев и других народов и категорий лиц, не имеющих, по мнению нацистов, права на будущее.

Гельвер видит мир глазами ребенка, с упоением играет в солдатики, надевает военную форму, марширует с флагом Третьего рейха и с детской непосредственностью пересказывает происходящее на улицах Германии. Он пока не понимает, что является одним из тех, от кого «очищают» нацию. Но совсем скоро беда придет и в их дом. Зрители становятся свидетелями последних часов жизни Карлы и Гельвера.

Спектакль, безусловно, антифашистской, пацифистской направленности, однако, особенности драматургического материала содержательно его обедняют: в пьесе нет попытки показать подлинное, а не упрощенное, схематично решенное лицо нацизма, дать объяснения его истокам - тут нацизм предстает перед зрителями лишь флагом в руках Гельвера, криками пьяной толпы маргиналов, громящих витрины магазинов, и главным героем - слабоумным молодым человеком. А ведь национал-социализм - сложнейшее историческое, идеологическое, социо-культурное и даже, отчасти, психологическое явление; в те годы лучшие умы человечества подпали под опасное очарование идей национал-социализма, миллионы образованных людей искренне разделяли его идеи, вот почему мировую трагедию некорректно сводить к банальному оглуплению целой нации, к помутнению рассудка и впадению в дикость и вседозволенность.

Зато в истории непростых отношений Карлы и Гельвера есть и подлинность чувств, и высокий трагизм: им, действительно, веришь. Прекрасные актерские работы и сюжетная линия, связанная с отношениями Карлы и Гельвера, оживляют довольно-таки искусственный сюжет пьесы. Самопожертвование, сострадание ближнему Карлы, подтачивающие ее изнутри давняя обида, чувство вины, как и беззащитность, простосердечие Гельвера, его влюбленность в Карлу трогают сердца зрителей.

В номинации «Лучшая женская роль» победила Надежда Филиппова, исполнительница роли Карлы в спектакле «Ночь Гельвера».

«Лучшим актерским ансамблем» жюри признало работу актеров Государственного драматического театра имени А.С. Пушкина (Курск) в спектакле «Квадратура круга» по одноименной пьесе Валентина Катаева. (Режиссер-постановщик - народный артист России, лауреат Государственной премии России Юрий Бурэ, режиссер - Алексей Воронцов).

От идеологического посыла знаменитой советской пьесы 1927 года в постановке не осталось и следа: на сцене - сердечные страсти на фоне коммунального быта двадцатых годов. Влюбленность, принимаемая за любовь, семейные проблемы и эмоции через край двух пар молодоженов, живущих в одной комнате и с переменным успехом пытающихся разобраться со своими чувствами.

«Лучшая женская роль второго плана» досталась Ольге Форопоновой, исполнительнице роли Татьяны в спектакле «Безмолвие» (режиссер Антон Карташев, ОГАТ им. И.С. Тургенева, Орел).

Постановка по хрестоматийному рассказу И.С. Тургенева «Муму» решена в фольклорном языческом антураже, эмоционально погружающем в атмосферу русских народных сказаний и легенд. Основная идея спектакля: человек не может полноценно жить вне согласия с природой, со своими корнями и духовными традициями. Тот, кто идет против законов природы, идет против самой жизни.

В номинации «Лучшая мужская роль второго плана» победил народный артист России Виталий Стужев, исполнитель роли Вестника, Корифея в спектакле «Медея» (постановка и сценография - Игорь Ларин, Государственный театр юного зрителя им. В.С. Розова, Ярославль).

Блестящий актер, мастер перевоплощения Игорь Ларин выступил в качестве постановщика и сценографа. Древнегреческая трагедия решена через стилевую и жанровую эклектику, при этом эмоциональный накал трагедии, ее вечные вопросы, обращаемые к человеку, сохраняются приоритетными.

Победитель в номинации «Лучшая мужская роль» - Человек в спектакле «Мальчик примерный. Весело» - заслуженный артист Московской области Павел Конивец (Областной театр драмы и комедии «ФЭСТ», Москва).

Замечательный спектакль театра «ФЭСТ» стал финальным аккордом фестиваля, и его голос, чистый, светлый, без ноты фальши, был логическим завершением «LUDI-2019».

Текст, постановка, художественное оформление спектакля «Мальчик примерный. Весело» - Павла Конивца, исполнителя главной роли. В спектакле встречаются взрослый Человек и его, как принято говорить в психологии, «внутренний ребенок» или Мальчик непримерный, как в постановке.

У человека нет имени, так как это обобщенный образ, который каждый зритель наполняет индивидуальным содержанием: воспоминаниями, ассоциациями, мыслями, чувствами. Взрослый мир пристально смотрит на мир детства, а детский мир разглядывает взрослый. В результате игры в гляделки быстро выясняется, что Мальчику непримерному почему-то все время весело, и взрослый Человек ищет в себе источник этой радости, который когда-то был для него так же доступен, как воздух, цветы, трава под ногами.

Театр тоже может быть источником радости и неподдельных впечатлений для человеческого сердца.

Спектакли Международного фестиваля камерных и моноспектаклей «LUDI» соответствуют высоким художественным и нравственным задачам. Надеемся, в будущем году обязательно состоится десятый, юбилейный фестиваль, а его спектакли окажутся и человеческим откровением, и художественным открытием.

Фото с официального сайта театра «Свободное пространство»

Статья в PDF

 

Фотогалерея