Пространство надежды - надежное пространство / Ежегодный фестиваль независимых театров «Пространство юных» (Сочи)

Выпуск №2-222/2019, Любительские театры России

Пространство надежды - надежное пространство / Ежегодный фестиваль независимых театров «Пространство юных» (Сочи)

В начале мая курортный пригород Сочи еще тих и пустынен. На набережной не вынесены лежаки и зонты, открыты далеко не все киоски, магазины, буфеты и кафе. Мало машин. Но постепенно узкие улочки начинает наполнять детвора и молодежь. Они ходят стайками, они всем интересуются, они разноцветно одеты в маечки и бейсболки с собственной, только им присущей, не всем понятной символикой - каждая стайка со своей. И тогда Хоста окончательно сбрасывает предсезонную дремоту, потому что начался ежегодный фестиваль независимых театров «Пространство юных»! Со всех концов огромной страны прилетают любительские театральные коллективы в сопровождении руководителей, педагогов и родителей. Почти все они остаются на весь период фестиваля, чтобы не только показаться и получить конкурсную оценку, но и посмотреть спектакли коллег, посетить мастер-классы. А в редкие свободные часы с большим азартом участвуют в экскурсиях. Море еще прохладное, но бледные северные детки (из Архангельска, например) бесстрашно и азартно забегают в воду. А некоторые, особенно романтично настроенные коллективы, даже репетируют на пляже. Десятый юбилейный фестиваль этого года был настолько густо населен, что с легкостью наполнил Хосту. Было представлено 58 спектаклей, а участников насчиталось более шестисот. Идеолог, организатор и бессменный руководитель всего этого театрального тайфуна Максим Корень. Вот его лаконичный рассказ: «Фестиваль «Пространство юных» изначально был задуман для того, чтобы немножечко расшевелить театральное дело в нашем городе. Чтобы привлечь молодежь, детей, интересующихся театром, и был создан фестиваль. Город Сочи очень хорошее место для проведения фестивалей любого рода. Сейчас уже и в зимнее время проводятся различные мероприятия. Этот фестиваль десятый. Было много моментов, когда он мог бы исчезнуть и не продолжаться, но, благодаря непосредственному отношению к Сочинскому молодежному театру, продолжил свое существование. В этом году съехалось более 50-ти коллективов и, хочется надеяться, это не предел. Фестиваль будет разрастаться как некий марафон, возможно, на целый месяц. Город будет превращен в молодежную театральную площадку. Сегодня оргкомитет задумал еще один отдельный фестивальный проект - фестиваль сказок. Он так и будет называться «Королевство сказок», и проводить его мы собираемся в дни зимних каникул. Последнее время в наше любительское братство стали вливаться профессиональные актеры в рамках учрежденного нового конкурса моноспектаклей, который называется «ПРОМОНО». Для участия в нем приглашаются независимые проекты. Участие профессионалов очень важно для юных театралов - это задает особый тон, дает возможность дополнительного обучения, поднимает планку. Когда Сочинский молодежный театр получит, наконец, свой дом, я надеюсь проводить этот конкурс на площадке нашего театра. Также в рамках фестиваля проводится дополнительный и очень важный конкурс чтецов «Родное слово». Он дает возможность показаться всем приехавшим юным артистам. Ведь кто-то не играет главную роль или даже роль второго плана, но хочет о себе заявить. Конкурс всем дает эту возможность. Фестиваль живет, растет, развивается. У нас еще очень много планов, для их осуществления очень нужна поддержка. За 10 лет фестиваль доказал свою нужность и жизнеспособность. Конечно, у нас в городе есть друзья и поклонники. Мы очень благодарны им за помощь. Но все увеличивающийся масштаб позволяет не только надеяться, но и рассчитывать на поддержку на государственном уровне».

Максим не амбициозен и надежен как скала. И, наверное, не все участники фестиваля знают, что он - прекрасный профессиональный актер, лауреат многочисленных премий, обладатель Гран-при за лучшую мужскую роль (и в самом деле, один из лучших Поприщиных на моей памяти). Никогда не вмешивается в работу и решения жюри. Он собрал вокруг себя молодую команду, работающую слаженно, четко, без устали и всегда весело. А ведь это ох как непросто. Встретить и расселить-проводить такое количество невзрослого народа, постоянно разруливать неизбежно возникающие недоразумения, с точностью до десяти минут рассчитать хронометраж, потому что бывает до семи спектаклей в день, и любая, даже самая маленькая задержка влечет за собой большие неудобства для массы людей. Но все идет как по-волшебству чинно, без истерик. Не возникает никаких неудобств, кроме вечерней усталости от необыкновенно насыщенных дней. Актером, конечно, надо родиться. Но и лидером надо родиться. Этому не научишь. А настоящий лидер - это целая совокупность человеческих превосходных качеств. Не только привлечь и зажечь своей идеей, но и взять на себя ответственность и нести это бремя ответственности, не ломаясь и не сгибаясь. Обладание всеми перечисленными качествами и позволило Максиму Корню создать в нетеатральном городе Сочи театральный фестиваль колоссального масштаба и значения. Прекрасный город этого достоин. И летом он превращается в сплошной праздник. Невероятное количество всевозможных увеселительных мероприятий соревнуются с солнцем и морем. Но в нежарком еще мае свой праздник вершит любительский театр юных.

Праздник праздником, волшебство волшебством, но фестиваль заявлен конкурсом. И фестиваль этот, конечно, не в последнюю очередь, рабочий. Для результативности подобрано поистине универсальное жюри. Настоящие профессионалы каждый в своей сфере деятельности. Актер-режиссер-педагог Сергей Шенталинский готов разобрать каждую роль каждого спектакля на самые мелкие косточки и заново собрать, снабдив свой разбор очень ценными советами. Профессор, завкафедрой ГИТИСа, всемирно известный постановщик театральных боев Айдар Закиров знает все о сценическом движении и щедро делится своими знаниями. Главный хореограф Калининградского музыкального театра Оксана Холева готова сутками вести танцевальные мастер-классы для любого количества участников. Откуда в этом хрупком существе столько силы и энергии? Организаторы знают, что завершить мастер-класс Оксаны нельзя. Его можно только остановить волевым усилием всего начальства и всех членов жюри, погасив свет и отключив музыку. Наталья Боровская - актриса, выпускница Школы-студии МХАТ (курс Олега Ефремова), много лет работает педагогом в знаменитом ТЮМе (Театр юного москвича), два года назад была признана лучшим театральным педагогом Москвы. Она понимает и чувствует детей, знает как раскрыть их самые потаенные театральные возможности. Присутствует в жюри и критик. Ну, как без критика? Надо же и просто поговорить о театре. Конечно, мы обсуждаем каждый спектакль с педагогами. Подробно, внимательно и объективно, по мере сил. Педагоги потом транслируют наши обсуждения детям. У них же свой язык. Каждый из членов жюри готов к приватному обсуждению в любую свободную минуту. Периодически проводим общие встречи-собрания. Обсуждаем выявленные в ходе фестиваля общие проблемы, тенденции. Выслушиваем их проблемы, стараемся помочь и советами и делами. И, знали бы вы, как радостно видеть рост и развитие многих театров от фестиваля к фестивалю. С огромным нетерпением ждем приезда и новых работ постоянных участников. С не меньшим интересом ждем новых. А их с каждым годом все больше и больше. Как радостно осознавать, что фестиваль приносит весьма ощутимую пользу. Разве не говорит в геометрической прогрессии растущее год от года количество коллективов со всей страны о нужности и важности такого фестиваля? Разве не заслужил он признания, внимания и активной поддержки не только от поклонников театра, но и от учреждений, ответственных за воспитание, образование и культуру? Концерты для курортников - дело хорошее. И прибыльное, надо полагать. Но надо и о душе подумать. О многих юных душах.

 

Статья в PDF

Фотогалерея