"... с ней не надо света" / Живой театр Екатерины Еланской

Выпуск №2-222/2019, Событие

"... с ней не надо света" / Живой театр Екатерины Еланской

13 сентября в Московском драматическом театре «Сфера» произошло то, что должно было произойти - 90-летний юбилей Екатерины Ильиничны Еланской, создательницы этого театра. Он проходил без нее, ушедшей из жизни шесть лет назад, но стал не просто данью памяти для артистов, всего коллектива, собравшихся в зале людей, знавших Екатерину Ильиничну и не знакомых с этой поистине уникальной женщиной. Спектакль-посвящение под названием «Живой театр Екатерины Еланской» стал свидетельством того, что душа создательницы «Сферы» осталась здесь - на этой сцене, придуманной, рожденной и выращенной ее титаническим трудом; в эпизодах из поставленных Еланской спектаклей, что по сей день бережно сохраняются в репертуаре; в уютном фойе, где на рояле стоит постоянно ее фотография; в закулисных помещениях...

Сын Екатерины Ильиничны, замечательный артист и режиссер Александр Коршунов подготовил этот дар с пронзительной и согревающей всех любовью не только к признанной актрисе и режиссеру, но - к Матери, память и нежность к которой не оставляют его никогда. Александр Викторович возглавил «Сферу» после ухода Екатерины Еланской, и иначе просто не могло быть: с первых своих актерских шагов находясь рядом, участвуя во многих ее спектаклях, Коршунов словно насквозь пронизан духом этой необычной сцены, аурой театра, эстетикой, главными Еланской в его основу. Потому и продолжает те направления, методы работы, ту высокую нравственную линию, что были заложены с самого рождения «Сферы».

И потому начинался спектакль «Живой театр Екатерины Еланской» с романса на стихи Иннокентия Анненского «Среди миров, в мерцании светил...», как известно, завершающегося словами: «Не потому, что от Нее светло, а потому что с Ней не надо света». И не могло возникнуть ни тени сомнений в том, о какой Звезде думали режиссер и артисты, начав спектакль именно так...

Тем более что следом за фотографиями Екатерины Еланской на экране появилась одна из иллюстраций Антуана де Сент-Экзюпери к его книге «Маленький принц», очень известная, на которой на краю огромного шара сидит ребенок, чувствующий себя потерянным в бескрайнем пространстве, и мечтающий об оставленной на своей маленькой планете Розе - единственной, совсем не такой, какие растут на Земле.

Первыми спектаклями нового театра, сыгранными за неимением собственного помещения и собственной труппы на сцене Концертного зала им. П.И. Чайковского, были «Почта на юг» Антуана де Сент-Экзюпери и «Нездешний вечер» по произведениям и письмам Марины Цветаевой. И то, что театр начался с имени французского писателя-летчика, написавшего некогда ставшую хрестоматийную фразу: «единственная подлинная роскошь - это роскошь человеческого общения», и продиктовало в какой-то степени Екатерине Еланской идею создания театра, непривычного едва ли не со всех точек зрения: живого театра, где публика и артисты неразделимы, что дает зрителю возможность ощущать свое невымышленное участие в происходящих событиях. А спустя время появился в афише театра и «Маленький принц», который по сей день живет в репертуаре, собирая полный зал зрителей всех возрастов. Но в этот вечер как будто сместились какие-то привычные регистры - такой болью, такой горечью прозвенела в нем нота неизбывной тоски по человеку, ушедшему в бескрайность...

Фрагменты спектаклей, в прямом смысле слова сочиненных Екатериной Еланской, потому что она не ставила выполненные кем-то инсценировки, а сама приспосабливала для своей необычной площадки гигантские по своему смыслу, значительные по объему романы: «Я пришел дать вам волю» Василия Шукшина, «В лесах и на горах» П.И. Мельникова-Печерского, объединив два романа в единую театральную эпопею, «Доктор Живаго» и «Театральный роман» Михаила Булгакова, «Король, Дама, Валет» Владимира Набокова... Не перечислить всего, что было поставлено в театре «Сфера» Екатериной Ильиничной Еланской за три с лишним десятилетия существования ее уникального театра.

И в спектакле-посвящении были соединены песнями, фотографиями на экране, фрагментами книги Еланской «Живой театр» отрывки из ее постановок - живое свидетельство живого театра, который она не оставила и после своего ухода...

Свет личности и творчества Екатерины Ильиничны, зажженный в этом Доме, горит ровным, спокойным и мощным лучом, притягивающим молодых артистов в труппу, молодых режиссеров для новых постановок. И свет этот требует от постоянных и временных обитателей «Сферы» только одного - предельной ответственности, с которой привыкла сама Екатерина Еланская, приучившая к ней своего сына, служить верой и правдой, всеми силами своего дарования тому делу, которое наполняет твою жизнь. А иначе - мало что получится.

Жанр спектакля-посвящения определяет и протяженность его жизни - он был сыгран всего однажды, но останется в памяти навсегда своим теплом, нежностью и верностью...

Фото предоставлены театром

Статья в PDF

Фотогалерея