"Способность долго гореть" / Открытие звезды Алексея Попова

Выпуск №2-222/2019, Событие

"Способность долго гореть" / Открытие звезды Алексея Попова

В 1916 году Евгений Вахтангов предложил молодому артисту вести занятия и поставить «Незнакомку» Александра Блока в Мансуровской студии Евгения Багратионовича, получившей к тому времени статус театральной школы. Отказ Алексея Дмитриевича Попова, продиктованный его неопытностью, неумением преподавать и сложностью предложенного материала, Вахтанговым принят не был: «Мне, Алеша, нужны ищущие, а не опытные. Вы умеете увлекаться и заражать других. Вы неспокойный и неудовлетворенный. Мне такие нужны...» А позже, обращаясь к студийцам, пояснил: «Я могу доверить эту пьесу Алексею Дмитриевичу. Он обладает способностью долго гореть».

Слова Вахтангова оказались пророческими: в феврале 2020 года исполнится 90 лет Театру Красной Армии, созданному как разъездной, обслуживающий войска; 85 лет с момента, когда театр возглавил Алексей Дмитриевич Попов, создавший идею, которой переименованный несколько раз ныне Центральный академический театр Российской Армии служит по сей день и, наконец, 80 лет с той поры, когда коллектив обрел свое уникальное здание в форме звезды, построенное по проекту К.Алабяна и В.Симбирцева.

Открытие юбилейного сезона прошло торжественно и символично: в нижнем фойе театра засияла звезда Алексея Дмитриевича Попова, по праву считающегося основателем, идейным вдохновителем, выдающимся педагогом и режиссером, собравшим поистине коллекционную труппу, многие имена которых знакомы не только старшим, но поистине всем поколениям если не по спектаклям, то по художественным фильмам. Кто-то из этих артистов работал в театре еще до прихода Попова, но остался с ним: это Л. Добржанская, А.Ходурский, В.Пестовский, А.Богданова, В.Благообразов, М.Майоров, П.Константинов и другие. Позже к ним примкнули Н. Сазонова, Л.Касаткина, М.Пастухова, В.Зельдин, В.Сошальский, Н.Пастухов и, конечно, Андрей Алексеевич Попов, принявший театр из рук отца, жестоко уволенного в 1960 году. Андрей Алексеевич стал не только блистательным артистом и мудрым руководителем, приглашавшим разных режиссеров, но и поистине удивительным педагогом. Одному из учеников Андрей Попов предложил поставить здесь дипломный спектакль. После этого вчерашний студент проработал в Театре Советской Армии 5 лет, затем, покочевав весьма успешно по нескольким московским театрам (был среди них и Драматический театр им.К.С.Станиславского, который в то время возглавлял его учитель), вернулся в «пятиконечную звезду» вновь и вот уже без малого 25 лет Борис Афанасьевич Морозов - главный режиссер Центрального академического театра Российской Армии.

Предваряя момент, когда молодые артисты снимут красный покров со звезды, Борис Морозов вспомнил надпись на фотографии, которую подарил Алексею Дмитриевичу Попову, покидавшему Москву, Художественный театр ради работы в Костроме, Станиславский: «Милому идейному мечтателю Алексею Дмитриевичу Попову на добрую память от искренне любящего и ценящего его К.Станиславского. 1918г. Апрель».

Эта фотография до конца жизни висела над письменным столом Попова, словно свидетельство того, что мечты, особенно те, что вдохновлены и воплощены идеей, не просто сбываются, а «способны долго гореть»...

Коротко, но очень взволнованно говорила об Алексее Дмитриевиче замечательная актриса Мария Скуратова, принятая им в труппу в 1954 году, следом за ней несколько слов сказал начальник театра Иван Чурсин. А вокруг стояла труппа театра - множество широко известных артистов, множество молодежи, совсем недавно пришедшей в театр. Те, кому предстоит и впредь воплощать идею первого в мире театра об армии, для армии, во имя воспитания людей высокой культуры...

Это было только начало праздничного действа, которое, по словам И.И.Чурсина, призвано было представить собой не буквальную реконструкцию сцен из таких знаковых спектаклей, как «Укрощение строптивой» Алексея Попова, «Учитель танцев», ставший самой знаменитой работой Владимира Зельдина, а также «Смерть Иоанна Грозного» Леонида Хейфеца и «Дама с камелиями» Александра Бурдонского, разыгрываемых на лестницах вокруг театра. Это своеобразные фантазии на их темы, встречи прошлого с настоящим и будущим, признание в любви от молодых актеров и режиссеров. Кроме фрагментов спектаклей здесь можно было увидеть и выступление «фронтовой бригады», услышать песни военных лет, а также войти в здание через так называемый «танковый подъезд» - именно через него на огромную сцену может проезжать военная техника.

Так торжественно и, вместе с тем, тепло открылся юбилейный сезон театра, в котором ждет немало событий.

 

Статья в PDF

Фотогалерея