Кичка Снегурочки, туфли Шаляпина / "Источник вдохновения". Театральный и народный костюм"(ГЦТМ им.А.А.Бахрушина и Государственный исторический музей)

Выпуск №2-222/2019, Выставки

Кичка Снегурочки, туфли Шаляпина / "Источник вдохновения". Театральный и народный костюм"(ГЦТМ им.А.А.Бахрушина и Государственный исторический музей)

«Источник вдохновения»

Выставка под таким названием - совместный проект двух музеев-юбиляров - Центрального театрального музея им. А.А. Бахрушина и Исторического музея. Бахрушинцы отмечают в этом году 125-летие, а Исторический музей готовится к 150-летию. Это уже вторая выставка, возникшая как бы в параллель с «Международным выставочным проектом художников инновационного театрального костюма». В нем участвовали художники и дизайнеры 47 стран и в его рамках состоялись две выставки под названием «Инновационный костюм ХХI века. Новое поколение». Проект стал продолжением Международного проекта «Театральный костюм на рубеже веков. 1990-2015». Экспозиция Бахрушинского музея побывала в 2015 году в США, Польше, Китае. Завершился проект Международным театрально-музейным форумом «Мировое театральное наследие: сохранение и репрезентация в музейном пространстве». Такого внимания к театральному костюму, пожалуй, не было никогда.

По сравнению с этими проектами «Источник вдохновения» достаточно скромен, но имеет большой смысл. Там ХХI век - новые технологии, новые материалы, а здесь волшебный мир, созданный человеческими руками народных мастеров и выдающихся художников конца ХIХ - первой половины ХХ столетия. Впервые в одном выставочном пространстве оказались народные и театральные костюмы. Причем, театральные костюмы и эскизы подбирались так, чтобы была видна их связь с народной одеждой, т.е. из спектаклей разных жанров, в основе которых сказания, легенды, сказки.

Выставка расположилась в главном выставочном зале Бахрушинского музея - «Каретном сарае». Этот прекрасный большой зал с высокими потолками, действительно, был когда-то каретным сараем в имении Бахрушиных. Для того, чтобы сюда войти, надо преодолеть несколько ступеней вниз. И когда стоишь наверху, перед тобой открывается во всей красе экспозиция - яркая, красочная, нарядная. Слева на стене - своеобразный эпиграф - работа М. Врубеля «Портрет украинки».

В центре зала в большой стеклянной витрине 20 праздничных национальных женских костюмов разных областей России, Украины, Балтии, Молдавии, Кавказа и Средней Азии. Каждый из них можно рассматривать бесконечно, поражаясь красоте линий, выработанных вручную тканей с необыкновенными орнаментами, вышивками, кружевами, отделкой цветным шнуром и бисером. Большинство этих костюмов конца ХIХ века. Но свою историю они ведут с давних времен, а традиции бережно сохраняются. В Историческом музее огромная коллекция национальных костюмов. Создатели выставки отобрали 20. Как рассказала на вернисаже старший научный сотрудник отдела костюмов Исторического музея О.Г. Дорофеева, одна из кураторов выставки, она старалась подобрать редко выставляемые экземпляры, представить народный костюм как квинтэссенцию народной культуры, как своеобразный язык этноса во всем его многообразии. В результате, оказавшись рядом в одной витрине, прекрасно смотрятся такие разные по стилю, характеру, цветовой гамме костюмы из разных областей России, народов Запада и Востока. А так как задача выставки - представить наряды как источник вдохновения для театральных художников, то со стороны Бахрушинского музея были подобраны соответствующие костюмы, которые заняли свое место на сцене, а на стенах - десятки эскизов выдающихся театральных художников: Бенуа, Федоровского, Дюрера, Сарьяна, Гудиашвили, Вирсаладзе и дугих. Одна из кураторов выставки от Бахрушинского - ученый секретарь музея И.П.Гамула, выступая на вернисаже, говорила, что ей очень хотелось создать атмосферу праздника (что получилось), тем более - каждый театральный костюм имеет свою историю, многие связаны с именами не только выдающихся художников, но и великих артистов.

На сцене у правой кулисы два костюма, созданные по эскизам К. Коровина для постановки оперы Н.А. Римского-Корсакова «Золотой петушок» (Русские антрепризы. Париж. 1936 год). Длинный в пол сарафан из хлопчатобумажной ткани, на зеленоватом фоне крупные цветы, пышные длинные рукава рубашки с таким же рисунком, нанесенным трафаретом, но фон другой, желтоватый. Наверняка когда-то все было ярче, и в свете прожекторов этот сарафан прекрасно выглядел. Коровин хорошо знал историю костюма. И как доказательство - необыкновенной красоты народный костюм: шелковый сарафан такого же типичного кроя, с длинными пышными рукавами до пола только другого цвета. А на рукавах такие же крупные цветы. Но сохранился он, правда, гораздо лучше, все краски живые, хотя относится к концу ХVIII-началу ХIХ века (ткачество, ручной пошив). Рядом изящный лиф от восточного костюма. Тут же эскиз костюма Шемаханской царицы Н. Бенуа 20-х годов. И понятно, что источником вдохновения для художников служили похожие народные восточные костюмы. Таких параллелей и ассоциаций на выставке «Источник вдохновения» возникает масса.

Необыкновенную историю о том, каким образом эти костюмы К. Коровина оказались в Бахрушинском музее, рассказала И.П. Гамула. В Париже родился и жил А.А. Ляпин, внук художника В. Поленова. Он был достаточно богатым чиновником, одержимым идеей вернуть в Россию все потерянные художественные ценности. Ляпин узнал, что распродаются костюмы К. Коровина к «Золотому петушку». Ему удалось купить не только их (правда не все, часть приобрели для маскарадов), но и декорации, и реквизит спектакля Русских антреприз 1936 года. Это было в 1980 году. Все это он передал Бахрушинскому музею и на выставке, посвященной «Золотому петушку» К. Коровина и показали все эти богатства. Впервые оформление для оперы Н.А.Римского-Корсакова К. Коровин создавал в 1909 году для спектакля Большого театра. Но все сгорело при пожаре в мастерских. Декорации и костюмы 1936 года создавались на основе эскизов 1909-го. И на выставке представлен один из них: яркие, красочные одежды для «семи женских фигур из народа», в которых видны фольклорные корни, славянские и восточные.

Сколько прекрасных балетов создано на сюжеты восточных легенд! Один из них - балет композитора С. Баласаняна «Лейли и Меджнун». На выставке эскизы костюмов Г. Епишина для спектакля Большого театра напоминают старинные восточные рисунки, и белое одеяние Лейли, в котором блистала великая балерина Малика Сабирова на сцене Таджикского театра оперы и балета им. С. Айни (60-е-70-е годы ХХ века). А рядом красный костюм с типичной аппликацией и росписью другой великой балерины Галии Измайловой из узбекского национального балета «Сорок девушек» (музыка Л. Фейгина). Среди всех этих сказочных нарядов оказались большие мужские туфли из мягкой кожи, с аппликациями и металлическими пряжками к костюму Ф.И. Шаляпина для роли Асваба в опере Р. Гюнсберга «Старый орел». Театр Монте-Карло. 1909). Мало кто из почитателей Ф.И. Шаляпина когда-нибудь слышал об этой опере. И тут тоже интересная история. Р. Гюнсберг в свое время был очень известным человеком. С 1882 по 1949-й год он возглавлял Оперу Монте-Карло. Там работала труппа Дягилева, пели лучшие певцы.

Для Шаляпина поставили оперы Бойто «Мефистофель» и «Дон Кихот» Массне. Наступил момен, когда Р. Гюнсберг сам написал две оперы: «Иван Грозный» и «Старый орел» по поэме М. Горького «Хан и его сын». В книге «Страницы моей жизни» Шаляпин четыре страницы посвятил Р. Гюнсбергу, которого певец уважал как человека, знавшего и любившего свое дело, и весьма иронично отозвался о его операх, но отказать Гюнсбергу не мог и пел премьеры. Эти туфли из «Старого орла» впервые представленные зрителю, дополнили тему Востока, которая отразилась в эскизах балетных костюмов.

Экспозиция интересна тем, что каждый посетитель мысленно может оказаться в мастерской художника, проследить, как он, создавая костюмы для того или иного спектакля, использует особенности кроя, детали, цветовую гамму народной одежды. На выставке представлен элегантный латышский костюм из района Южное Курземе: белая рубаха с отложным воротничком из льняного полотна, красная шерстяная юбка, бежевое наплечное покрывало, отделанное широкой вышитой каймой (ручное ткачество) и брошь-сакта. Тут же эскизы женских костюмов 1952 года художника М.В. Барашова для спектакля Я. Райниса «Вей, ветерок!» в Драматическом театре Астрахани. И мы видим почти точную копию первоисточника,только покрывало белое. Известно, что для первой постановки Московского художественного театра «Царь Федор Иоаннович» собирали старинные костюмы и ткани. Но не только для нее. На выставке оказались детали подлинного народного костюма: замечательный головной убор - кичка, которую использовали в массовых сценах в спектакле МХТ по пьесе А.Н. Островского «Снегурочка», шушпан - накидка, деталь крестьянской женской одежды Рязанской губернии из шерстяного домотканного полотна, отделанного яркой тесьмой. Необычайно интересный материал на выставке связан именно с этим произведением А.Н. Островского и Н.А. Римского-Корсакова.

Исторический музей представил народные костюмы Вологодской и Рязанской губерний. Рассматривая произведения разных художников к «Снегурочке» в драме и в опере, легко находишь детали этих народных нарядов: будь то костюм знаменитой актрисы Малого театра В.Н. Рыжовой для роли Купавы 1903 года, или эскиз В. Васнецова к «Снегурочке» в Опере Мамонтова 1895 года, или эскизы костюмов Ф. Федоровского в Опере Зимина 1910 года.

Выставка «Источник вдохновения» не просто яркое событие в жизни Исторического музея и Центрального Театрального музея им. А.А. Бахрушина - это пример настоящего творческого содружества, которое непременно должно быть продолжено, тем более, что имя А.А. Бахрушина глубоко почитают в Историческом музее, так как он принимал самое непосредственное участие в создании коллекции.

 

Мая РОМАНОВА


 

Необыкновенная история обыкновенных костюмов

Элементы народного костюма, как и традиции национального танца, песен, обрядов и праздников широко вошли в искусство театра во всем своем многообразии. Композиторы, хореографы, художники и по сей день обращаются к народному творчеству.

Экспозиция состоит из двух сегментов: в центре зала расположена витрина с национальными костюмами, а перпендикулярно ей на небольшом возвышении у стены выставлены театральные костюмы. Возникает ощущение театрального зала, где в роли публики выступают бытовые костюмы, а в роли актеров - костюмы сценические. Многочисленные эскизы позволяют глубже проникнуть в замысел художников. Выставка оснащена несколькими электронными стендами, где можно получить подробную информацию о каждом экспонате.

Элементы народного костюма особенно широко используются в опере, так как и оперные сюжеты в большинстве своем написаны на исторические темы или вовсе сказочные сюжеты и легенды, где национальный менталитет обнаруживается буквально во всем. Поэтому естественно преобладание на выставке эскизов и костюмов к оперным постановкам разных лет. Среди авторов эскизов - Симон Вирсаладзе, Федор Федоровский, Софья Юнович, Константин Коровин, Константин Юон.

Меняется мода, образ жизни, ее ритм, но и сегодня, глядя на классические линии рубах и сарафанов, мысленно с удовольствием примеряешь их на себя. Народной мудростью в них вложено нечто большее, чем утилитарность или веяние времени. Что же заимствует сценический костюм у своего бытового предшественника? Прежде всего, силуэт и цветовую гамму.

Эскизы, сделанные разными художниками, наглядно показывают, что образ читается даже в контурах, без проработки деталей. На эскизах Федоровского к «Снегурочке» Римского-Корсакова (опера Зимина, 1910 год) видно, что художник не стремится к полной исторической достоверности. Взяв характерные для покроя сарафана детали (почти прямой силуэт в пол, широкие рукава рубахи с высокими манжетами) и цветовую красно-белую гамму, художник лишь условно обозначает орнаменты, используя самые простые геометрические фигуры (полосы, квадраты). На бытовом сарафане, характерном для Вологодской губернии, можно долго рассматривать каждую линию, восхищаясь мастерством вышивки, - тут и диковинные птицы, вышагивающие по подолу, и сложнейшие узоры. Всего этого театральные костюмы берендеек лишены. Тем не менее, они в полной мере передают характер персонажей - перед нами несомненно простые русские девушки, подружки Купавы. Помимо условности, театральному костюму свойственны и эклектичность, и географическая «погрешность». Ведь и актеру, и зрителю важнее внутренний мир героя, а не его точная «прописка». Театральный костюм - всегда образ собирательный.

Костюм для актера - важный элемент в работе над ролью. Поэтому задача художника - не только дать зрителю внешне узнаваемый образ, но помочь актеру найти верное сценическое самочувствие. И чем ближе театральный костюм к бытовому прототипу, тем естественнее и правдивее чувствует себя в нем актер. Качество материи, фактура ткани, даже ее вес имеют значение. Представленный на выставке костюм Шукура Бурханова для роли Улугбека в драме «Мирзо Улугбек» Максуда Шейхзаде (Узбекский Академический драматический театр) изготовлен из парчи и атласа. И хотя роскошные узоры, имитирующие шитье, нанесены краской по трафарету, костюм производит впечатление большой достоверности. Почти неотличим от настоящего и костюм Варвары Николаевны Рыжовой в роли Купавы к постановке «Снегурочки» в Императорском Малом театре. Натуральная материя ручного ткачества, разнообразный орнамент делают этот костюм самостоятельным произведением искусства.

Выставка, созданная силами двух ведущих музеев - Исторического и Театрального, - представляет несомненный интерес и для этнографов, и для театралов. Она дает возможность познакомиться с разнообразием бытового костюма как русских губерний, так и стран Кавказа, Украины, Прибалтики, и оценить мастерство и выдумку театральных художников, интерпретировавших народные мотивы в своих сценических работах.

 

Татьяна КАВЕРЗИНА

Фото из каталога выставки

 

 

Статья в PDF

Фотогалерея