"Блуждающая звезда" / Вспоминая Наталию Красноярскую

Выпуск №2-222/2019, Вспоминая

"Блуждающая звезда" / Вспоминая Наталию Красноярскую

«Ночью ты посмотришь на звезды.

Моя звезда очень маленькая,

я не могу ее тебе показать.

Она будет для тебя просто - одна из звезд.

И ты полюбишь смотреть на звезды...»

А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц».


Ей было дано все - красота, талант режиссера и актрисы, умение дружить. И, имея это все, она оставалась скромным и добрым человеком. Наталия Красноярская родилась в Киеве, в актерской семье: мать - солистка Киевской оперетты Людмила Павловна Красноярская, отец - заслуженный артист Белорусской ССР Петр Павлович Филиппов. Так как с самого детства в доме жила музыка, то петь для нее было то же самое, что говорить. Тогда было принято исполнять песни перед сеансами кино, участвовать в сборных концертах. Мама выходила на эстраду в длинном бархатном платье вишневого цвета. Из остатков материи маленькой Наташе сшили такое же платье, в котором она крутилась перед эстрадой. Надо сказать, что мужем ее бабушки был Николай Иванович Сочеванов, родной племянник легендарного Кропивницкого. Дед не только замечательно играл на кобзе и бандуре, но и пел. Вместе с Людмилой Красноярской они исполняли на эстраде дуэт из «Запорожца за Дунаем». Так что выбор профессии был сделан еще в раннем детстве.

Наташа окончила студию при Киевском театре оперетты, сыграв ряд ролей в театре, одной из которым была Клара в «Моей прекрасной леди» Ф. Лоу. А ее маму - миссис Эйнсфорд-Хилл играла мама. Затем Наталия отправилась в Москву и с первого раза поступила в ГИТИС на отделение музкомедии к Льву Наумовичу Свердлину. Легендарный курс - Лилия Амарфий, Юрий Веденеев, Инара Гулиева, Михаил Порошин, Инна Кара-Моско, Галина Гончарова, Екатерина Мельникова, Николай Гулевич, Ольга Бабушкина, Владимир Остапенко, Николай Козлов, Владимир Голышев, Светлана Непомнящая, Станислав Кузницын, Михаил Чернов, Юрий Потемкин... Они пронесли свою дружбу через все годы. Свердлин с ними провел лишь один курс и умер. Руководителем стал Михаил Борисович Мордвинов, а основным педагогом по вокалу Ирина Ивановна Масленникова. Она ценила и развивала блестящие вокальные данные Красноярской. Ей была определена большая актерская судьба. Но случилась так, что Наташа почти год молчала и не могла петь. И тогда Ирина Ивановна направила ее на первый курс режиссерского отделения (режиссер музыкального театра). Так она попала к выдающемуся режиссеру Борису Александровичу Покровскому. Именно по этой большой планке будет определяться вся дальнейшая судьба Наталии Красноярской.

После окончания института Покровский приглашает свою любимую ученицу в Большой театр. Именно для нее Борис Александрович придумает ставку режиссера мимического ансамбля оперного коллектива. Если посмотреть записи репетиций и фотографии, то всегда рядом с Покровским сидела Наташа. Находясь рядом с гениальным учителем, работая с Георгием Ансимовым, Борисом Равенских, Майей Плисецкой, Красноярская осваивала профессию музыкального режиссера в первом театре страны. Это было не так уж и просто. Ей завидовали, интриговали, но она всегда была выше этого. В Большом театре Красноярская прослужила 43 года. Так как в ней остался ген актерской профессии, вскоре после начала работы в Большом, художественный руководитель театра «Сфера» Екатерина Еланская пригласила ее играть в своих спектаклях. «Берег» Ю. Бондарева (Галина), «Комедии» М. Зощенко (Жена гостя; исполнительница песен Вертинского), «Там, вдали...» В. Шукшина (Ольга), «Театральный роман» М. Булгакова (Мисси и Вешнякова), «Моль» Н. Погодина (Наташа), «Весенняя сказка» (Снегурочка) А.Н. Островского (Елена Прекрасная), «Прощай, Гульсары!» Ч. Айтматова (Бюбюжан), «Чайка» А.П. Чехова (Аркадина), «Эвридика» Ж. Ануя (Мать Орфея). Здесь же Красноярская ставит для Риммы Быковой спектакль «Гарольд и Мод» К. Хиггинса и играет одну из главных ролей, миссис Чейзен.

Еланская очень ценила ее и дорожила редким качеством Наташи. Она говорила: «Красноярская может ничего не играть, просто выйти, и все зрительские взоры будут обращены в ее сторону, даже если она молчит». Это тоже был особый актерский дар - женская «манкость». Многие роли, не играй их Наталия Красноярская, были бы куда бледнее и суше. В антрепризе Екатерина Образцова поставила пьесу «Клетка» с участием Виталия Соломина и Дмитрия Назарова, а единственную женскую роль Вертухи отдала Наталии. С этим спектаклем артисты объехали города Америки, Израиля, России. И везде был успех.

Ей везло на партнеров - Евгений Киндинов, Евгения Симонова, Кира Головко, Татьяна Ленникова, Петр Чернов, Александр Коршунов, Римма Быкова, Юрий Леонидов, Евгений Весник, Евгения Ханаева, Александр Дик... Работая в Большом, на два сезона она становится главным режиссером оперного театра ЦДКЖ, поставив «Сельскую честь» П. Масканьи и «Паяцы» Р. Леонкавалло. Поставила спектакли в музыкальных театрах Иванова, Красноярска и Астрахани, участвовала в театрализованных парикмахерских шоу Александра Крашенинникова. Как режиссер мимического ансамбля Большого театра принимала участие почти во всех оперных постановках и балете «Дама с собачкой». Поставила «Елку в Большом» и «Бал-2000» и параллельно, став главным режиссером драматической труппы «Блуждающие звезды», сложнейшую пьесу Ж. Ануя «Оркестр», где сыграла мадам Ортанс.

Не каждый артист имеет в профессии свою интонацию. У Наталии Красноярской она была. Интонация женственности и загадочности. В постановках, ролях, жизни. Сыграла в балете «Нуреев» (балетмейстер Ю. Посохов, режиссер К. Серебренников) и одновременно руководила репетиционным процессом с драматическими артистами и артистами миманса, занятыми в спектакле. Всего несколько движений руками и образ загадочной, романтичной участницы аукциона был сделан. С ней было очень комфортно работать. Она всегда знала, что хочет, и шла к поставленной цели без «женской» режиссуры.

Последней работой стал наш с ней спектакль по пьесе М. Гавриловой «Три сестры и дядя Ваня». Она играла Машу. Сыграла так, что дух захватило! Появлялась на сцене последней. Жанр пьесы обозначен - бенефис для актрис ненужного возраста. Вот где соединились мастерство режиссера и актрисы, певицы и личности. Чтобы сыграть такую Машу, нужно иметь актерское мужество. И Наташа все грани своего большого дарования показала в этой роли. Она ей полюбилась, и на сцене это было видно. Сыграв всего три раза, больше уже на сцену не вышла... Безвременный уход. Уход, когда человек полон сил, планов и надежд. Династию Наталии Петровны Красноярской сегодня продолжают дочь - замечательная артистка театра и кино Мария Порошина и внучка Полина Куценко, которая играет в «Оркестре», спектакле, поставленном ее бабушкой.

У нас есть традиция - первую репетицию нового спектакля проводить в Екатерининском саду на траве, а потом идти на «балкон» к Наталии Петровне. С этим «балконом» связано многое. Он и «штаб-квартира», когда готовим какой-нибудь капустник или поздравление втайне от юбиляра, он и просто место, где хорошо! Эту традицию мы продолжаем...

 

Фото из архива театра «Сфера»

Статья в PDF

Фотогалерея