"Пусть останутся легенды" / Вспоминая Зинаиду Славину (Москва)

Выпуск №2-222/2019, Вспоминая

"Пусть останутся легенды" / Вспоминая Зинаиду Славину (Москва)

Эти слова Зинаида Славина, звезда Театра на Таганке с первого дня его существования и до отъезда Юрия Петровича Любимова, сказала интервьюеру накануне своего юбилея почти пять лет назад. А сегодня, когда ее уже нет с нами, их хочется повторить еще и еще раз, потому что легендой этого театра, прославившегося в стране и в мире, была едва ли не в первую очередь именно она...

Студенческий дипломный спектакль Театрального училища им. Б.В. Щукина «Добрый человек из Сезуана» Бертольта Брехта стал первым спектаклем Театра на Таганке. Зинаида Славина, вчерашняя студентка сыграла сложнейшую «двойную» роль Шен Те - Шуи Та с такой самоотдачей, с таким неистовым темпераментом, что об актрисе заговорили сразу. Отметив, что сравнивать ее не с кем, потому что ее отличает невероятная уникальность.

Трудно найти человека, который, хотя бы раз увидев этот спектакль, остался равнодушным или не запомнил его на всю жизнь! Кто-то из рецензентов справедливо писал, что «Зинаида Славина обладает ярко выраженной особенностью. Она достигает максимальных высот в сольных монологах. Это дано далеко не каждому... Славина настолько перевоплощалась, воображая, что ведет за руку несуществующего ребенка, разговаривая с ним и защищая от превратностей судьбы, что наблюдателя охватывал благоговейный страх».

Зинаида Анатольевна Славина в каждой сцене каждого спектакля существовала словно на пределе не только профессиональных, но человеческих возможностей - нельзя забыть ее голос, то надрывный, то смягчающийся, когда в спектакле «Павшие и живые» в исполнении актрисы звучали стихи Ольги Берггольц. Почти вышедшее из употребления, основательно затертое сегодня определение «проникновенно» относилось к ее исполнительской манере в полной мере, потому что в каждую реплику вкладывалось глубокое человеческое содержание: осознание, милосердие, чувство глубокого единения с народом, испытывающим несказанные муки...

И это чувство не игры, а «полной гибели всерьез» на театральных подмостках охватывало всякий раз на спектакле «Деревянные кони» Ф. Абрамова, в котором Зинаида Славина проживала мудро, эмоционально, невероятно сильно свою Пелагею. И совсем другой была она в роли Ниловны в спектакле «Мать» М. Горького, превращаясь из забитой, себя самое не осознающей бабы в женщину, в которой просыпались и крепли чувство и мысль.

А какой сдержанной, строгой, но страстной была Славина Ритой Осяниной в спектакле «А зори здесь тихие...» Б. Васильева. Не забыть...

Ведущая актриса Театра на Таганке она была вне конкуренции, хотя рядом играли известные и любимые актрисы; «на Славину» шли не только в Москве, но во всех городах и странах, где побывал Театр Юрия Любимова. Вениамин Смехов писал о ней в своей книге: «Свойство актрисы Славиной - играть роль, словно идти на свое первое и... предсмертное дело... Играет так, как летят в пропасть, когда вы можете услышать даже удары ребер о каменные выступы... Неэкономное горение рискованно... Она беспощадно, непоправимо, исступленно темпераментна... Славина не бережлива...»

И невозможно не вспомнить Азазелло, роль которого Славина сыграла в «Мастере и Маргарите» по роману М. Булгакова очень непривычно с разных точек зрения: кажется, в чем-то, несомненно, помог актрисе опыт первой роли - Шуи Та из «Доброго человека из Сезуана», но в булгаковском шедевре перед нами представал «ангел смерти», преображенный талантом актрисы в почти привычного человека, умеющего «делать свое дело».

Отъезд из страны Юрия Петровича Любимова Славина пережила очень тяжело, так и не простив ему того, что бросил дело, которому были отданы десятилетия огромного, радостного и мучительного труда. Но, к счастью, актрисе довелось поработать с Анатолием Васильевичем Эфросом, сыграв в его спектаклях на Таганке: «Веселое воскресенье для пикника», «У войны не женское лицо» и «На дне». «Моя творческая жизнь опять обрела смысл... Для меня без театра нет света, нет вдохновения, мечты, правды жизни. Театр очищает, это катарсис. Театр всегда во мне», - признавалась Зинаида Анатольевна в одном из интервью.

Ее Василиса в «На дне» была наполнена какой-то несокрушимой силой ярости, которую необходимо было выплескивать на окружающих, не сдерживая себя ни в чем. И в чувстве к Ваське Пеплу, казалось, большая доля замешана была на ненависти, отчаянии, стремлении подчинить, «придавить каблуком», чтобы сломить в своем избраннике проявления воли и свободы.

«Для Зинаиды Славиной театральные подмостки - это то место, где естественны и необходимы и присущая актрисе эмоциональная открытость, и распахнутость души - все то, что частенько приходится невпопад и некстати в повседневной жизни. Актерская профессия для нее - это в первую очередь возможность быть собой: без купюр, поправок и без огласки. Право не смирять эмоций, не приглушать тонов, не скрывать мятежности и широты натуры без риска поплатиться за откровенность. Ее игра сродни вольному полету птицы, которая вырвалась на простор из тесноты клетки: так скучная и ограниченная условностями и условиями реальность принижает и сковывает истинный масштаб личности, а творчество дарует пространство и вожделенное совпадение с собственным «я». Это особая черта поколения, к которому принадлежит З. Славина. Черта недавнего прошлого, когда искусство заменяло несуществующую жизнь», - очень точно отмечала в своей статье об актрисе Э. Михалева.

А Н. Крымова назвала искусство Зинаиды Славиной «театром потрясения»... Все мы, на долю кого выпало это счастье потрясения, не в силах будем забыть уникальную Зинаиду Анатольевну Славину, которая останется для нас легендой.

Пусть легенда эта живет еще долгие годы и десятилетия!..

 

Статья в PDF

Фотогалерея