Круг замкнулся / Вспоминая Юрия Волкова и Георгия Червинского

Выпуск №2-222/2019, Вспоминая

Круг замкнулся / Вспоминая Юрия Волкова и Георгия Червинского

Так получилось, что это имя не стало громким ни в театре, ни в литературе. Юрия Волкова знают меньше, чем гораздо более популярных драматургов его поколения. Но те, кто его знал, неизменно попадали и под магию его слова, и под магию его обаяния. Казалось, Волков никогда не был озабочен тем, чтобы мелькать на экранах телевизоров, быть обсуждаемым в соцсетях, раздавать автографы на читательских конференциях. По крайней мере, за тридцать лет общения (то интенсивного, то с продолжительными паузами) у меня сложилось именно такое впечатление. Если Юра и желал вкусить плоды внешнего успеха, то это желание он тщательно скрывал. Он был удивительно сосредоточен на литературной работе, и его голос в драматургии, стихах, прозе ни с кем не спутаешь. А еще - он был вдумчивым режиссером и талантливым рисовальщиком. Разносторонне одаренный, Юрий Волков оставил более тридцати пьес, несколько повестей, два романа (если считать только изданные) и, конечно, стихи. В первый же сезон после учреждения премии «Большая книга», в 2006 году, его роман «Эдип царь» вошел в шорт-лист. Его повести «Вирсавия» и «Книга Ависаги» были опубликованы в журнале «Знамя», повесть «Ольга» - в «Новом мире».

Одна из первых постановок - «Вид в Гельдерланде» в «Независимом театре» (на базе Театральных мастерских СТД РФ, 1989 год). Режиссер Татьяна Архипцова сделала пронзительный, тонкий и во многом бесстрашный в обнажении человеческой природы спектакль. В том же году она поставила пьесу «Под Вифлеемской звездой». Спектакль играли на сцене МХАТ на Тверском бульваре. И в той, и в другой пьесе главную героиню зовут Мария. Мария из 1950-х годов в «Виде в Гельдерланде» беременна. Мария в поэтической рождественской пьесе дарит миру Христа...

Юрий Волков в драматургии и прозе углубленно разрабатывал мифологические и исторические пласты мировой культуры, будто внедряя их в наше современное сознание («Даная», «Княгиня Ольга», «Владимир Мономах» и многие другие). А его пьесы, действие которых происходит в наши дни, кажется, тоже обладают неким мифообразующим стержнем. То же самое происходит и тогда, когда Волков выбирает в герои своих пьес известных персонажей («Марина» - пьеса о Марине Цветаевой и Соне Парнок, «Антон» - некая мистификация о якобы тезке Чехова, дружившим с Левитаном и Гиляровским).

С пьесами «Даная» и «Марина» Волков дважды (1989 и 1992) участвовал во Всероссийском семинаре драматургов в Щелыкове, а в 1993 по творческому обмену с СТД РФ с пьесой «Марина» был приглашен в США, в Театральный центр Юджина О'Нила на Национальную конференцию драматургов.

«Даная» и «Марина» опубликованы в сборниках СТД РФ «Сюжеты», пьеса «Петрушка» - в журнале «Драматург».

Сценическая судьба драматургии Волкова, конечно, могла быть более счастливой, театру конца ХХ - начала ХХI века не хватило чуткости, чтобы разглядеть в нем замечательного театрального писателя со своей неповторимой поэтической интонацией. Собственно, он и был Поэтом в том смысле, в каком поэтами называли Эсхила, Софокла, Еврипида. Нет, я не ставлю Юрия Волкова в один ряд с великими создателями античного театра. Речь идет, что называется, о «направлении». И, тем не менее, попытки театра приблизиться к поэтике Юрия Волкова были. В разные годы в пьесах Волкова играли Андрей Смоляков, Игорь Золотовицкий, Кирилл Козаков, Анна Терехова, Кристина Орбакайте, Людмила Чурсина... Больше двадцати лет назад состоялась премьера его пьесы «Антон» на сцене Русского театра Эстонии. Тогда спектакль виделся как один из мостиков, дающих возможность существовать общей культуре по обе стороны границы.

В уже далеких 90-х в журнале «Театральная жизнь» вышло мое интервью с Юрием Волковом. Материал назывался «Пространство для кошки». Беседа была посвящена, в том числе, проблеме психофизического самочувствия актера на сцене. Собственно, в этом разговоре Волков проявил себя даже не как драматург, а, прежде всего, как режиссер. Он говорил о том, что собаки и кошки осваивают незнакомое помещение по-разному. Собака врывается в комнату, быстро все обнюхивает, может по пути что-то задеть, свалить, а кошка всегда входит осторожно, прислушивается, присматривается, как бы оценивая предполагаемые зоны комфорта и возможной опасности. Волков считал, что актеру, которому по роли предстоит появиться там, где его персонаж еще не был, нужно воспитать в себе это «кошачье» ощущение пространства. Теория может показаться странной. Но сейчас, после смерти Юры, меня никак не покидает мысль, что в последние месяцы он чувствовал себя той самой кошкой. Только, увы, умирающей. Стремящейся скрыться, забраться в уголок, где ее никто не увидит. Поздней осенью прошлого года Юра уехал в Щелыково, туда, где тридцать лет назад проходили показы его пьес. Друзья помогли поселиться в деревенском доме в Марково, что в двух-трех километрах от усадьбы Александра Николаевича Островского. Юра провел там зиму, весну, и почти все лето, умер в том же доме, не дожив до середины августа. Круг замкнулся...

Близ Щелыково есть деревенька Николо-Бережки, в ней - Храм Святого Николая Чудотворца, построенный в ХVIII веке. На погосте - могилы А.Н.Островского, его жены М.В.Островской и дочери М.А.Шателен. А за церковной стеной-оградой почти сразу начинается местное деревенское кладбище. На нем и похоронили Юрия Волкова. Между ним и Островским - всего сто метров...

 

В дни, когда готовился к печати этот текст, пришла еще одна печальная весть - не стало Георгия Червинского, актера, режиссера, создателя театра «Студия 69», человека, который практически всю жизнь помогал Юрию Волкову. Они были сокурсниками в Ленинградском институте культуры. Думаю, уже тогда он разглядел Юрин талант. Это он в конце 80-х принес пьесы Волкова в Кабинет драматургии СТД, это он в начале 90-х устроил в Москве и Санкт-Петербурге Фестиваль-лабораторию «Драматургия и режиссура Юрия Волкова». Георгий Червинский поддерживал Юру, как только мог... Поразительно, что он ушел из жизни всего три недели спустя после смерти Юры Волкова. Светлая память им обоим...

 

Статья в PDF

 

Фотогалерея