НОВЫЕ КРАСКИ / II Открытый фестиваль моноспектаклей «Палитра лиц» (Краснодар)

Выпуск №3-223/2019, Фестивали

НОВЫЕ КРАСКИ / II Открытый фестиваль моноспектаклей «Палитра лиц» (Краснодар)

Палитра художника позволяет мастеру смешивать различные краски, создавая новые цвета и оттенки. Фестиваль моноспектаклей «Палитра лиц» позволяет актерам раскрыться в новом, неизвестном качестве, откинуть привычные зрителю амплуа и заиграть в новой тональности.

Второй открытый фестиваль моноспектаклей, организованный Краснодарским отделением СТД РФ при поддержке Министерства культуры края в этом году значительно расширил географическую и возрастную «Палитру». В конкурсной программе были представлены работы артистов разных регионов России. В частности: Москвы, Севастополя, Советска, Краснодара и два спектакля из Осло (Норвегия). Возраст участников колебался от 19-ти до 72-х лет. За шесть дней жюри под руководством театроведа Елены Петровой отсмотрело 16 работ. Не все спектакли были равноценны, но практически каждый день хоть один из них, но становился настоящим подарком зрителю.

День первый. Открылся фестиваль в художественном музее имени Ф.А. Коваленко самостоятельной работой актрисы «Тильзит-театра» (Советск) Анастасии Константиновой «Аглая» по текстам В. Клименко и спектаклем Дениса Юрова «Мятная сказка» из Краснодарского Молодежного театра КМТО «Премьера», по повести А. Полярного. Очень живо, тепло и органично смотрелась работа молодого артиста в окружении полотен современных живописцев. История мальчика, брошенного матерью, усыновленного и вновь потерявшего родителей глубоко тронула зрителей. Денис, лишь недавно окончивший Краснодарский институт культуры и два года отработавший в «молодежке», наверняка скоро станет одним из любимых артистов Краснодара.

На сцене Нового театра кукол было представлено три спектакля. «Мадам Маргарита» Р. Атайяда в исполнении Вероники Гилязетдиновой, поэтический спектакль «Есенин» Александра Зорина (оба - артисты Нового театра кукол) и дебют выпускницы института культуры Оли Варданян. Она вынесла на суд зрителей самостоятельную работу по повести Н. Абгарян «Зулали». Юная хрупкая девушка рассказывает историю семьи и народа, где могут любить, ненавидеть, а главное - прощать. Приз за яркий дебют Ольга получила совершенно заслуженно. Зал плакал и долго не отпускал дебютантку со сцены.

В художественной галерее «Особняк» заслуженный артист Кубани Александр Гогава показал свою работу к 130-летию А. Вертинского «Просто жить». А на площадке театра «Шардам» актриса Молодежного театра представила эскиз спектакля «Проблемы, Гильберт?» А. Платонова. Ульяна Запольских и Андрей Новопашин, вновь выступивший в роли режиссера, второй раз участвуют в фестивале «Палитра лиц». Веселая сатирическая комедия о том, как не надо грабить инкассаторов, перерастает в социальную трагедию разрушения государством жизни молодых людей. Ульяна была умна, точна и очень обаятельна в этом этюде. За что и получила творческую командировку на «Золотую Маску-2020».

Моноспектакль по Ф.М. Достоевскому всегда очень трудное и ответственное дело. Тем радостней положительный результат и принятие работы зрителем. «Неточка. Часть I» уже не первая совместная работа заслуженного артиста России режиссера Владимира Рогульченко и молодой актрисы Марии Ступченко. В спектакле Неточка выступает перед нами в двух ипостасях. В рассказе об отчиме до его женитьбы «взрослая» Неточка предстает элегантной дамой со скрипкой в руках. И это не просто антураж. Ступченко виртуозно владеет инструментом и по праву дополняет свою и так богатую актерскую палитру музыкальным сопровождением. Но в этом эпизоде она больше рассказчик, нежели персонаж. Неточка - «ребенок», безумно влюбленный в своего отчима, нежный, ранимый, «стеклянный» цветок, распустившийся под волшебную музыку Ефимова. Эту музыкальную картинку рисует скрипач Артем Калошин. И вот Мария теперь уже не рассказчик - она сама и есть Неточка. И этому перевоплощению веришь сразу и безоговорочно. Как и в предыдущих спектаклях умная, изящная режиссура и тонкая, осмысленная, чувственная актерская работа принесли свои, впрочем, вполне ожидаемые результаты. Дипломы за лучшую актерскую работу и лучший спектакль фестиваля.

В художественной галерее «Особняк» встретились самый старший и самый младший участники фестиваля. Гость из Севастопольского театра черноморского флота заслуженный артист Крыма Вячеслав Земляной рассказал нам историю одиночества. Но одиночества, не потерявшего надежду. Литературно-музыкальная композиция «Когда Господь устал», сделанная в классической актерской школе, довольно живо затронула зрителей старшего поколения. А следом площадку «Особняка» занял 19-летний Дориан Грей - Георгий Солодовник, артист Театра Защитника Отечества. Нужно отдать должное храбрости режиссера спектакля Юлии Тучковой, рискнувшей отдать такую роль столь юному артисту. Но даже присутствие кукол как партнеров не всегда выручало молодого исполнителя. К сожалению, страшной внутренней трагедии осознания себя чудовищем в спектакле не произошло. Но «молодость - это недостаток, который быстро проходит», а опыт имеет свойство накапливаться. Так что хочется пожелать спектаклю роста и долгой жизни.

Затем последовала двухчасовая чтецкая программа артиста Молодежного театра Алексея Замко «Евгений Онегин». Глубокое погружение в материал, очень чуткое понимание внутреннего мира героев А.С. Пушкина, бесконечное обаяние самого исполнителя сразу расположили к себе. Время пролетело незаметно. Произведение было прочитано в свободной манере, приближенной к сегодняшнему дню. Увы, некоторых членов жюри именно это и раздражало: «Памятник нельзя осовременивать». И Алексей получил только диплом участника, о чем я искренне сожалею.

Из уст заслуженного артиста Кубани Виктора Плужникова мы «узнали», что Сальери не убивал Моцарта и в 1997 году официально был признан невиновным. Легко, изящно, непринужденно с сопровождением оркестра камерной музыки «Благовест» была рассказана история взаимоотношений двух великих мастеров. Это было настоящее расследование под музыку Моцарта. И диплом за оригинальную литературно-музыкальную композицию стал подтверждением успешной работы. В этот же день актер Театра драмы Филипп Душин показал мини-спектакль «Америка» Н. Попова.

Спектакли «Мост любви» Ю. Вяземского и «Американка» Н. Коляды объединяют режиссер Геннадий Николаев и страна-«производитель» Норвегия. Обе эти постановки привезли актеры частных театров Андрей Антужан и Полина Гурвиц из Осло. Довольно симпатичные работы, предназначенные для эмигрантской публики, к сожалению, были не очень поняты краснодарцами. Тем не менее, экспрессия и авторский юмор, оригинальное образное решение вызвали теплые и доброжелательные аплодисменты зрителей и награду в виде диплома за лучшую режиссуру.

Последним участником фестиваля стал Алексей Барынин со спектаклем «Хулиганы. Есенин - Маяковский». Как не впасть в эйфорию и не перехвалить хорошую работу? Как удержаться от восторженных восклицаний, видя молодого, умного, обаятельного, вдумчивого, характерного, пластичного актера? Спектакль рассказывает о последних годах жизни Есенина. Именно он является главным героем этого действа. Алексею совершенно удивительным образом удалось передать многогранность, импульсивность и непредсказуемость характера великого поэта. Лиричность, нежность сочетались с «мужичностью» и хамством. Любовь к матери противопоставлялась презрению к женщине. Разгул и смирение, насилие и безграничная нежность. Все эти качества души Есенина смог передать нам молодой артист в полуторачасовом спектакле. А когда он читал стихи Маяковского, казалось, что он реально вырос на десяток сантиметров. Диплом за лучшую роль - самое малое, что мог получить за эту работу гость из Москвы. Фестиваль был торжественно закрыт. Каждый из участников получил памятные призы и дипломы. А мы теперь будем ждать продолжения праздника через два года.

Фотогалерея