ПАМЯТЬ, ЛЮБОВЬ И ТВОРЧЕСТВО / IX Международный театральный фестиваль «ПостЕфремовское пространство»

Выпуск №3-223/2019, Фестивали

ПАМЯТЬ, ЛЮБОВЬ И ТВОРЧЕСТВО / IX Международный театральный фестиваль «ПостЕфремовское пространство»

В Москве прошел IX Международный театральный фестиваль «ПостЕфремовское пространство», бессменным вдохновителем и организатором которого является президент Благотворительного фонда имени Олега Ефремова, театральный критик Анастасия Ефремова. В этом году была воплощена великолепная идея расширить привычные театральные рамки и сделать фестиваль кинотеатральным, отдав дань и киноработам великого артиста. Тем более, что большинство из нас знают Олега Николаевича именно по киноролям. И место проведения было определено как нельзя лучше - Киноклуб «Эльдар».

Здесь все буквально дышит атмосферой фильмов Эльдара Александровича Рязанова. Можно посетить рестораны «Берегись автомобиля» и «Жестокий романс», вспомнить самые смешные кадры у «Стены смеха Леонида Гайдая», почувствовать себя кинозвездой на стульях Эраста Гарина, Рины Зеленой, Сергея Юрского или Вячеслава Тихонова, представить, что создаешь фильм на все времена на стуле Григория Александрова или создать вечную музыку «на месте» Микаэла Таривердиева или Андрея Петрова. А потом можно посетить музей одного фильма Эльдара Рязанова «Андерсен. Жизнь без любви» и выпить чашечку кофе в кафе «Братья Люмьер».

Фестиваль открылся киновечером, посвященным фильму «Берегись автомобиля», ведущий которого, кинокритик Антон Долин рассказал много фактов о том, как снимался фильм, какое значение он имел и для исполнителей главных ролей, и для советского кинематографа 1960-х. В каком-то смысле, по мнению Антона Долина, «Берегись автомобиля» является главным фильмом советского кино, в котором Эльдар Рязанов соединял авторское кино с коммерческим и массовым в то время, когда в России существовал огромный разрыв между авторским кино (фильмы Арсения Тарковского), и популярным, часто комедийным (например, фильмы Георгия Данелия).

По фильмам Эльдара Александровича можно изучать человека эпохи застоя («Гараж», «Ирония судьбы» и «Служебный роман»), предперестроечного периода («Забытая мелодия для флейты», «Дорогая Елена Сергеевна»), начала 1990-х («Небеса обетованные»). А одним из знаковых фильмов 1960-х, конечно же, является «Берегись автомобиля», где режиссер встретился с двумя своими важнейшими соавторами - драматургом Эмилем Брагинским и композитором Андреем Петровым.

Этот фильм кинокритики и историки кино называют «гибридным», отмечая, что в нем присутствуют элементы драмы, детектива, пародии, социальной сатиры, криминального жанра. А своеобразная его революционность заключалась в том, что впервые в советском кино главный герой, которому сочувствовал зритель, был, по сути, преступником, попавшим в тюрьму. В тот же вечер мы впервые увидели цветную версию киноленты, которая создавалась с благословения и под чутким руководством Эльдара Александровича.

О всех спектаклях-участниках уже писалось не один раз и самыми разными критиками, поэтому цель этой статьи не в критическом взгляде на увиденное. Скорее, это эмоциональный отклик, размышления после просмотра.

Театральную страницу фестиваля открыл Театр «Чеховская студия» Музея-заповедника А.П. Чехова «Мелихово». Мелихово - особенное место. Антон Павлович мечтал, чтобы именно здесь был театр. Воплотилась эта идея только в веке XXI, в 2006 году. Здесь ставятся добрые, умные и важные для дня сегодняшнего спектакли, чему ярким подтверждением были две постановки, представленные на фестивале. Совершенно разные по теме, стилистике, атмосфере и настрою. Но вот месседж, как модно сегодня говорить, несмотря на то, что пьесы разделяет 90 лет, одинаков. Он о самом главном - об «экологии» человеческих отношений, о взаимопонимании, взаимоуважении и о том, как важно любить и быть любимым.

«Черный монах» А.П. Чехова в постановке Рустема Фесака можно смело назвать ярким образцом психологического театра, когда актеры проживают каждое движение души, каждую эмоцию, а мы, зрители, сопереживаем героям и в горе, и в радости. На сцене все предельно лаконично: скамейка, небольшая часовенка с колоколом, где потом произойдет венчание Коврина и Тани, пара деревянных лестниц. Из быта - жестяные ведра, рогатины, садовая лейка. Но за этой внешней простотой - эмоции, характеры и судьбы, которые рушатся у нас на глазах. И думаешь, как хорошо, что это не со мной происходит. Что не ко мне приходит Черный монах, не я виновен в сломанной чьей-то жизни, и мне никто ее не поломал тем, что не понял мои порывы, мои устремления, чаяния и мой талант. А сколько таких искалеченных судеб вокруг! И не всегда в этом виноват кто-то другой. Чаще всего мы сами сознательно разрушаем свою жизнь, придумываем себе проблемы, а потом героически начинаем их преодолевать. И добавьте ко всем этим душевным мытарствам еще и отсутствие взаимоуважения и взаимопонимания. Где пролегает грань в отношениях, где мы становимся жестокими и по отношению к самим себе, и по отношению к другим? Да будь Коврин в исполнении Евгения Пеккера не так эгоистичен по отношению к Тане, глядишь, их семейная жизнь была бы счастливой, а если бы Таня Светланы Герасимович была более отзывчивой, то и не случилось бы трагедии. И получается эта история, как и все, написанное Чеховым, вне времени. Времена меняются, а человек остается все тем же, с теми же грехами. Талантливые люди были, есть и будут. И только ли от окружения зависят их развитие и успех, или они сами тоже должны прикладывать к этому усилия и в свою очередь понимать тех, кто рядом?

«Скамейка» А. Гельмана в постановке Татьяны Ворониной сначала озадачила заявленным на афише жанром - «stand up кафе», потом удивила и привела в полный восторг. Александр Гельман со стендапом до этого вечера ну никак не ассоциировался, хотя некоторые составляющие жанра в пьесе, конечно же, есть. Как известно, стендап относится к комедийному искусству (а в пьесе Гельмана немало комедийных моментов), в котором комик (он же актер), выступает перед зрителем, обычно обращаясь напрямую к нему. Одной из главных задач режиссера, как смею предположить, было переформатировать пьесу на зрителя, когда герои, Он и Она все диалоги произносили не друг другу, а «через» зрителя. При этом все наши реакции были актерами зафиксированы, должным образом оценены и только после этого «направлены» партнеру уже с учетом зрительской живой реакции. Таким образом зритель становится «не третьим лишним» участником этой истории. У Натальи Беляевой и Сергея Кирюшкина отточено каждое движение, продумана каждая интонация. На стойках два микрофона, пара высоких стульев (кафе), пара пюпитров с нотами (текстами) и совсем немного бутафории. И какие актеры живые и настоящие! С ними тут же хочется поговорить «за жизнь». Кто-то, возможно, пожалеет этого, в принципе, неудачника по жизни. Но пожалеют его только те, кого с таким типом мужчин судьба не свела. Скорее, посочувствуют героине, особенно те, у кого похожая история.

Да, еще была музыка. Совершенно разная: джаз, блюз, рок, лаунж. И столько она добавляла душевности, эмоциональности и иллюстративности происходящему. Причем последнее не в минус, а в плюс постановке. И если «Черный монах» - театр психологический, то «Скамейка» - театр очуждения, по Брехту.

Безусловно, пьеса Александра Гельмана уже перешла в разряд классических, хотя и написана всего лишь в 1980-х годах, но ее так много и так охотно ставили, что удивить зрителя сегодня редко кому удается. А зритель достаточно избалован. Поэтому в стремлении заполучить его внимание, режиссеры изобретают новые кино- и театральные жанры. А иногда происходят вот такие удивительные события, когда драматургический текст помещается в совершенно несвойственный ему жанр. И в итоге получается потрясающий результат. Спасибо мелиховцам за это открытие.

Еще одно откровение произошло на спектакле Калужского областного драматического театра «Лодка» Александра Плетнёва. В такой степени условного театра мне еще не доводилось видеть. Сюжет этой народной драмы не зафиксирован в печатном или рукописном варианте, поскольку принадлежит к фольклору, который, как известно, живет исключительно в устной форме. А потому имеет бесчисленное количество вариантов. И при желании можно либо выбрать один, либо сделать микс из разных.

Калужане подкупили всем: и непривычной стилистикой народного театра (редко художники к ней обращаются), когда главная задача не прожить события, а рассказать о них; и способом существования на сцене (привет брехтовскому театру), напоминающим детские игры на представление себя кем-то другим (поваром, мамой, дочкой и т. д.); и отношением актеров к тому, что изображают - как дети, наслаждаются тем, что они делают «взаправду»; и совершенной условностью, когда усы и бороды из соломы, нарочито привязанные резинками, а все шумы и звуки воспроизводятся, что называется, подручными средствами - листами железа (гром и молния), пением птиц и т. д. И кажется, что актеры тут и сейчас придумывают и импровизируют - так все выглядит естественно и гармонично. Одним словом, зритель с удовольствием принял предложенные условия игры.

Московский Театр на Юго-Западе представил музыкальный спектакль «Аккордеоны», поставленный в свое время Валерием Беляковичем. Сегодня актеры играют его в память о своем наставнике и учителе. И делают это с заражающим задором. Тут есть все: бешеный темп, четкий ритм, узнаваемые мелодии, молодецкий задор, дружба, любовь, соперничество, расставания... И все это выстроено на языке музыки и танца. Девять совершенно разных мужчин, каждый со своим характером, своей пластикой, своим темпераментом. У них мужской слаженный, сыгранный, станцованный коллектив. Но появляется девушка, и от взаимопонимания и дружбы не остается и следа. Одним словом, все как в жизни. И в своем соперничестве они становятся еще привлекательней. А что они делают с аккордеонами! В какие-то моменты казалось, что они срастались с телами актеров. Единственное, чего хотелось и не хватило, - живого исполнения на инструменте.

Московский областной театр драмы и комедии (Ногинск) порадовал классической постановкой Веры Анненковой «Чайка» А.П. Чехова.

Наверное, Антон Павлович остался бы доволен увиденным. Как и мы, зрители. Спектакль красив, начиная режиссерской и актерскими работами и заканчивая художественным и музыкальным оформлением. Он получился чистым и искренним, каких сегодня довольно мало.

Русские березки, озеро, щебет птиц, тихая ночь и разговоры о самом главном - о любви, неудовлетворенности и разочаровании в жизни, о непонимании окружающих, о предательстве, о невоплотившихся мечтах и бездарно прожитых годах, о муках творчества и страхе быть непонятым и по достоинству не оцененным. Одним словом, о нас с вами, наших страхах и разочарованиях. И что удивительно - несмотря на то, что в этой пьесе по сути нет ни одного счастливого человека, после спектакля чувствуешь хоть и грусть (поскольку радоваться нечему), но какую-то светлую, не беспросветную. Все это, безусловно, заложено автором, но вот очень редкому режиссеру, который за «Чайку» берется, удается «поймать» это настроение и «не потерять» на полпути к финалу.

Закрытие фестиваля стало своеобразным вечером памяти, в течение которого ученики, выпускники последнего звездного курса Мастера в Школе-студии МХАТ им. Вл. И. Немировича-Данченко Павел Ващилин, Андрей Финягин, Наталья Боровская, Роман Кириллов и Александр Салминов, партнеры по сцене делились с теми, кому не посчастливилось лично общаться с Олегом Николаевичем, своими воспоминаниями. Были показаны фрагменты из фильмов с его участием, звучали песни, стихи и посвящения.

Михаил Ефремов читал стихи, Ирина Мирошниченко вспоминала совместную работу и исполнила потрясающую по красоте песню на французском, Александр Коршунов трогательно и душевно вспомнил о своей матери Екатерине Еланской и Олеге Николаевиче, тем самым «объединив» МХАТ и Театр «Сферу», которым руководит, проникновенные стихи прочитала Дарья Юрская, артисты РАМТа подготовили музыкальную композицию на песню «Нежность».

Что можно сказать по прошествии фестиваля? Только то, что ПостЕфремовское пространство прекрасно. Оно наполнено памятью, любовью и творчеством. В нем существуют профессиональные интересные театры, замечательные и талантливые артисты и режиссеры. И будем надеяться, что это пространство с каждым годом будет вмещать в себя все больше и больше незабываемых театральных событий. А мы тому будем свидетелями.

Фотогалерея