«Быть женщиной – великий шаг...»

Выпуск № 9-119/2009, Лица

«Быть женщиной – великий шаг...»

 

Когда-то критик И.Юрченко прозорливо распознала сущность дара молодой дебютантки и предвосхитила путь его дальнейшего развития: «Актриса импульса, актриса нерва – есть такое негласное понятие для определения исполнительской индивидуальности. Это значит – весь спектакль на сильнейшем эмоциональном напряжении, игра на износ вчера, сегодня, завтра. Такова Наталья ДОЛГАЛЕВА».

Она стала актрисой задолго до окончания Астраханского училища искусств. И дело не столько в том, что в ученические годы ей поручали значительные роли в репертуаре Астраханского ТЮЗа, в труппу которого она естественно влилась, получив диплом с отличием. Скорее, предложения ролей были предопределены удивительной зрелостью ума и характера вкупе с природным талантом, трудолюбием и творческой интуицией. При этом жизнь и сценический путь актрисы не были сплошь усыпаны розами. Она познала не только радость успеха, но и горькие обиды и разочарования, стойко переносила месяцы и годы творческой невостребованности. Но, стиснув зубы, умела начинать все сначала и вновь оказывалась способной принять от жизни и любовь, и признание со свойственной ей сдержанностью и благодарностью. Она не озлоблялась, а становилась мудрее и ярче как в профессиональной, так и в личной жизни.

Судьба подарила Н.Долгалевой счастье работать в хороших театрах Астрахани, Томска, Челябинска, Закарпатья, с замечательными партнерами и способными режиссерами. До переезда на Север она сыграла Джульетту («Ромео и Джульетта» Шекспира), Роксану («Сирано де Бержерак» Э.Ростана), Мегги («Кошка на раскаленной крыше» Т.Уильямса), Павлу («Зыковы» М.Горького), Нельку («Жестокие игры» А.Арбузова), Марью Антоновну («Ревизор» Н.Гоголя), Аннушку («На бойком месте» А.Островского), Нилу Снижко («Барабанщица» А. Салынского) и многие, многие другие роли.

С 1989 года Н.Долгалева работает в Драматическом театре Северного флота, на сцене которого сыграла более 50 разноплановых ролей. Эти годы пришлись на самый продуктивный в творческом отношении возраст актрисы: уже есть солидный опыт, профессиональная и жизненная зрелость, впереди десятилетия плодотворной и разнообразной деятельности. Одна за другой появляются роли, вызывающие не просто зрительский интерес, но становящиеся предметом живого обсуждения театральной общественности и критики. В каждой из них Н.Долгалева показывает сложный сплав женских чувств, изломы женских судеб. В каждой превалирует главная, по мнению актрисы, составляющая жизни женщины – любовь.

Сценическая природа Н.Долгалевой такова, что с первых же ролей определилось ее амплуа героини. Ее актерская возбудимость и экспрессивность наиболее полно проявляются в ролях драматического плана, где есть возможность показать жизнь основного персонажа в динамике. Актриса обогащает рисунки ролей многообразными нюансами, оценками, наполненными паузами. Добавьте к этому ярко выраженную индивидуальность, мощную сценическую заразительность и энергетику, актерское обаяние. Понятно, почему режиссеры делают выбор в пользу именно этой актрисы для исполнения крупных творческих задач. А неиссякаемая работоспособность, тонкий вкус, неизменное внимание к тщательной проработке деталей образа – походке, характерным жестам, интонациям героинь, костюму, гриму – определяют неповторяемость, новизну актрисы в каждой работе. И потому каждая новая роль актрисы, оставаясь в рамках художественного освоения образа и пространства, становится фактом искусства.

В каждой драматической роли актриса всегда оправдывает своих героинь. Она понимает, что быть женщиной, тем более сильной, совсем не просто. Даже если ее героини идут для достижения своей цели на извечные женские уловки, несовместимые с нормами морали, они не теряют благородства и осознанной жертвенности во искупление своих грехов.

Творческий портрет актрисы – это приглашение к прогулке по галерее созданных ею сценических образов, бесконечно разнообразных, приоткрывающих загадку женского существа, но никогда не отражающих до конца извечную тайну женской души.

В Анне Кристи из одноименной пьесы Ю.О'Нила одновременно уживаются сила и неуверенность, душевное здоровье и надлом. Актриса убедительно показывает, как слетает с Анны напускная бравада, обнажая усталость, одиночество и беззащитность.

Очаровательно-ласкова и заботлива внешне, но изощренно-коварна по сути Лаура в «Отце» А.Стриндберга.

Илона в «Каменном гнезде» Х.Вуолийоки покоряла зрителей не только красотой и душевной хрупкостью, но и удивительным мужеством в противостоянии с обществом, вставшим стеной на охрану замшелых устоев и традиций.

Евгения Мироновна («На бойком месте» А.Островского) сочетает отчаянную бесшабашность, изворотливость, хитрость и авантюризм, призываемые на помощь в борьбе за минуты счастья и... глухую тоску от понимания быстротечности этих минут и неотвратимости наказания за них.

Ее Мегги из «Кошки на раскаленной крыше» — это странный и захватывающий сплав беспощадности, нежности и надежды.

Удивительно тонкая, поэтическая Осе («Пер Гюнт» Г.Ибсена), понимающая сына как самое себя, молодеющая рядом с ним, в его играх, сказках, и стареющая, умирающая в его метаниях и невзгодах. Трогательная, хрупкая, болезненная, Осе-Долгалева способна превратиться в настоящую фурию, в ней просыпается неукротимая ярость матери, готовой жизнь положить, защищая своего сына.

В спектакле «Ваша сестра и пленница» Л.Разумовской актриса играла двух королев, – Марию Стюарт и Елизавету Английскую. Это дало Н.Долгалевой блестящую возможность раскрыть свой творческий потенциал, создавая полярно противоположные женские характеры. Ее Мария – женщина сильных страстей, беззаветно преданная своим чувствам, идущая до конца во имя любви и личного счастья. В Марии, переполненной страстью и нежностью к своему любовнику Босуэлу, вспыхивает отвращение к безвольному и жалкому супругу — королю Генри, которое подталкивает ее на предательство. Играя Елизавету, Н.Долгалева ушла от стереотипа трактовки этого образа. Ее Елизавета – страдающая от одиночества и отсутствия любви женщина, закрывающая свои душевные язвы панцирем безразличия и гордыни.

Гертруда в «Мачехе» Бальзака попадает в двусмысленную ситуацию соперничества со своей падчерицей. У Долгалевой она играет не злую мачеху-интриганку, а любящую мать и страдающую женщину, сердце которой разрывается между падчерицей и любимым. Благородство, столь свойственное душевному дару актрисы, закономерно возносит ее героиню на пьедестал моральной победы.

Наталья Долгалева восхитительна в малюсенькой роли тетушки Савки («Госпожа министерша» Б.Нушича). Кургузый костюмчик, нелепо поджатые ножки, мелкие суетливые движения – несколько штрихов, и создан законченный, мастерски выполненный портрет скаредной, но незащищенной и одинокой женщины.

Наталья Долгалева блестяще играет и комедийные острохарактерные роли. Ей присуще чувство юмора, музыкальность, она имеет богатый арсенал наблюдений, которые черпает в жизни, и умеет пользоваться ими на сцене, умеет быть по-настоящему смешной, по-умному смешной.

Творческий диапазон актрисы – от лирической комедии до гротеска и фарса. Мощная актерская интуиция помогает создавать живые образы. Они всегда узнаваемы, почти родные для зрителей.

Жозефина Понтиу («Корсиканка» И.Губача) в исполнении Н.Долгалевой – сама жизнерадостность, сгусток оптимизма и заразительного веселья. Она буквально заряжает раздражительного сумрачного Наполеона радостью бытия, заставляя его петь и танцевать, строить рожи, совершать непотребные для императора и пленника благоглупости. Уходит Жозефина-Долгалева со сцены, и меркнут краски, тает блеск в глазах остальных персонажей, исчезает энергия игровой стихии. Этот спектакль Долгалевой-Жозефины, сыгранный для опального Наполеона и зрителей, – подлинный гимн Женщине, умеющей и любящей дарить простое человеческое счастье.

Ее Анна Андреевна («Ревизор» Н.Гоголя) лишена злых сатирических красок. Это человек, живущий по принципу «что вижу, о том пою, во что хочется верить, в то и верю!». Почти абсолютный инфантилизм, доведенный до абсурда. Над ней можно смеяться, но хочется пожалеть за такую непроходимую детскость.

Утонченный фарс – жанр, избранный актрисой для воплощения образа Турусиной в спектакле «На всякого мудреца довольно простоты» А. Островского. Под внешней респектабельностью моложавой помещицы скрывается настоящий черт в юбке.

Поистине триумфальной работой стала последняя по времени роль Медеи в одноименной пьесе Л.Разумовской. Здесь безграничный талант Н.Долгалевой засверкал новыми красками. Она проходит путь от беззащитного ребенка, открытого миру, через взросление души из-за предательства мужа, через глубокую обиду, пожирающую ее изнутри, к сначала духовной, а затем и физической смерти. Это — современная история о мужчине и женщине, об абсурде человеческой жизни и о том, что каждая женщина в определенной жизненной ситуации может стать Медеей. В создании этого образа органично слились пластика, слово, танец, и музыка — завораживающее действо...

Н.Долгалева – всегда чуткий и желанный партнер. В этом признаются многие ее товарищи по сцене, особенно те из них, которые способны так же, как и она, сгорать на театральных подмостках.

Каждое появление на сцене этой актрисы связано с четко уловимым изменением в настроении зрительного зала: возникает предвосхищение сдвига действия. Интрига наполняется волнующей энергетикой и чувственной аурой. А далее все происходит так, как и должно быть в театре: пленительное состояние сопереживания, сострадания и, наконец, катарсис. Добиться этого под силу только большому актеру, властелину зрительских сердец.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.