Магическое поле / Валерий Ивченко (Санкт-Петербург)

Выпуск №3-223/2019, Лица

Магическое поле / Валерий Ивченко (Санкт-Петербург)

20 ноября исполнилось 80 лет Валерию Михайловичу Ивченко, замечательному мастеру, чьи долгие десятилетия связаны с прославленным АБДТ, носящим сегодня имя Георгия Александровича Товстоногова. Именно он пригласил артиста Национального драматического театра им. Ивана Франко в свою труппу, увидев его в двух спектаклях - «Дядя Ваня» А.П. Чехова и «Моя профессия - синьор из общества» Д. Скарначчи и Р. Тарабузи и оценив масштаб дарования Валерия Ивченко, ярко проявившегося в русской психологической драме и в итальянской комедии.

Первые же работы Ивченко на сцене АБДТ вызвали повышенный интерес, пристальное внимание едва ли не в первую очередь своим разнообразием, несопоставимостью: Андрей Буслай в «Пороге» А. Дударева, Тарелкин в опере-фарсе «Смерть Тарелкина» А.В. Сухово-Кобылина, Глумов в «На всякого мудреца довольно простоты» А.Н.Островского, Сатин в горьковском «На дне»... Артист привлекал поразительной внутренней и внешней пластикой, глубоким проникновением в суть своего героя, точным ощущением таких разных характеров, эпох, жанровой природы. И - удивительной мощью личности в сочетании с мужским обаянием.

Работа с выдающимся Мастером продлилась недолго, вскоре после поступления Валерия Ивченко в труппу Георгия Александровича не стало. Но режиссеров, приглашенных в АБДТ, не мог не интересовать талант этого артиста. Валерий Ивченко играл много и по-прежнему глубоко - как при Товстоногове. Но изменившееся отношение критики к театру, вероятно, не позволило оценить по достоинству такие сильные работы артиста как Лаврецкий в «Дворянском гнезде» по И.С. Тургеневу, старый музыкант Миллер из «Коварства и любви» Ф. Шиллера, Мехоун в «Удалом молодце - гордости Запада» Д. Синга, Священник в «Салемских колдуньях» А. Миллера, Садовник в «Аркадии» Т. Стоппарда, капитан Шотовер в «Доме, где разбиваются сердца» Б. Шоу, пушкинский царь Борис Годунов, Аким во «Власти тьмы» Л.Н. Толстого, король Филипп в «Доне Карлосе» Ф. Шиллера. На последних из названных спектаклей, показанных на гастролях театра в Москве (надо добавить сюда еще и «Квартет», спектакль, в который артист вошел после смерти Кирилла Лаврова), Ивченко был единодушно признан, как говорится, «первым сюжетом».

С артистом столь высокого класса разные режиссеры работали глубоко и увлеченно, но в годы, когда театром руководил Темур Чхеидзе, Валерий Ивченко играл особенно много и чрезвычайно успешно. А потом произошел какой-то перелом. Но мастер не растерялся - он начал самостоятельно делать инсценировки и ставить свои моноспектакли: «Красное и черное», «Старик и море», «Калхас», «Последняя лента Крэппа». Последний по времени, «Кроткая» по Ф.М. Достоевскому, был показан в Москве во время фестиваля моноспектаклей «Соло» и высоко оценен критикой и зрителями.

Непривычно долгий для моноспектакля, этот покорял и буквально затягивал в себя, словно мощная воронка, двумя чертами актерской индивидуальности Валерия Ивченко, которые проявлялись в нем неизменно в любом спектакле, - испепеляющая страсть и глубокая мысль были явлены в трагическом повествовании Достоевского столь крупно, что никого не могли оставить безучастными. Та энергия, что переливалась со сцены в зал, та невероятная сила страдания и позднего осознания, казалось, шли прямо от автора через мощную личность артиста к каждому сердцу...

Когда-то много лет назад Валерий Ивченко говорил в одном из интервью: «Исчезает барьер десятилетий, ты оказываешься как бы причастным ко всему и ощущаешь литературу, искусство прошлого уже как нечто неотделимое от собственной жизни. Классика становится классикой еще и потому, что в ней живет заряд огромной любви к каждому. Через отрицание, порой через насмешку, но - любви. И когда ощущаешь частицу этой любви на себе, попадаешь как бы в магическое поле. Попадаешь уже навсегда». И это - не просто точно сформулированное убеждение. Это - фундамент личности, воплотившийся в фундамент творчества.

Одной из известных работ Валерия Ивченко на телевидении была «Легенда о Великом инквизиторе», которую он сыграл в Музее-квартире Ф.М. Достоевского. «Кроткая» явилась продолжением постижения космоса писателя, о чем Ивченко так и сказал: «Достоевский для меня очень значимый писатель, и как актер я сформировался под его влиянием. В «Кроткой» сконцентрировались все те вечные вопросы, которые потом были в последующих великих романах Достоевского. Несмотря на трагическую интонацию повести, для меня это произведение о том, как человек через свою гордыню прорвался к самому себе, и таким образом душа спаслась, он пришел к истине. В этом есть пусть и трагический, но оптимизм».

Служение театру воспитало в артисте с самого начала, еще с Харьковской драмы, где начинался его творческий путь, особого рода ответственность: перед автором, перед коллегами и - перед зрителем. Кажется, каждый раз, прежде, чем выходить на сцену, Валерий Ивченко задается вопросом: во имя чего он делает это? И тогда исповедь героя становится проповедью, в которую вкладываются все силы, вся страсть и энергия. В одной из телевизионных передач артист говорил о том, что театр требует полного самоотречения. Войти в роль - значит отдать себя совершенно чужому человеку, но при этом сохранить способность личного высказывания. Валерий Ивченко уверен: служение сцене - это не просто читка роли, это гибель всерьез. Потому высшая награда для артиста - тишина после спектакля.

«Ты сидишь на сцене, опустошенный после сложной роли, зрители сидят, мы смотрим друг на друга и молчим. Это чудо незабываемое. Это то, ради чего, как говорил Белинский, можно прийти, жить и умереть в театре».

Валерий Ивченко - один из немногих, поистине штучных на сегодняшний день артистов, кто ощущает свою связь с театром с такой силой и глубиной... Сил, энергии и еще много ролей, достойных Вашего таланта, дорогой Валерий Михайлович!

 

Фото из коллекции творчески-исследовательского отдела БДТ им. Г.А. Товстоногова

Фотогалерея