Театральный лад Александра Тителя (Москва)

Выпуск №3-223/2019, Юбилей

Театральный лад Александра Тителя (Москва)

Александру ТИТЕЛЮ - 70. Время, когда его по праву объявляли главным революционером оперной сцены, давно прошло. Портреты устроившего бунт на корабле отечественного музтеатра юного ученика Льва Михайлова по ГИТИСу написаны и сданы в архивы. О том, что в Свердловской опере 1980-х Титель запустил маятник оперных часов, теперь рассказывают в аудиториях его же alma mater тем, кого учат режиссуре, театроведению и актерскому мастерству. Что в афише Московского музыкального театра имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, чьей оперной труппой Титель управляет с 1991 года, можно выбрать название по вкусу, по желанию, по эстетическим пристрастиям - без соцсетей и наружной рекламы - даже начинающий зритель осведомлен.

Революционер и бунтарь ныне стоически оберегает традиции театра-дома, где пиетет к семейному порядку и художественным правилам, заложенным отцами-основателями, не исключает разумных перемен и дерзких новаций. За тем, чтобы запущенный однажды маятник не останавливался, и часы показывали текущее время, Титель следит неустанно.

Оперное время Александра Тителя поражает своей неискаженностью, независимостью, несуетностью. Путешествуя в нем беспрепятственно и с поистине воландовой легкостью, он всегда остается чуточку «над». Над сюжетом, над характером, над модой, над историей. Он знает тайну вертикального движения и не любит линейности. Смотрит вглубь со взятых вершин - оттуда, где музыка не зависит от частных интересов, театральных интриг и искривленных понятий. Где живое чувство неподвластно коммерции, а одежды шоу оказываются на опере маломерками. К вершинам движется основательно, рассматривая по пути детали и оглядываясь вокруг, пока другие, упершись весом в землю, бьются над изобретением новых форматов и собирают велосипед. Пока оперу, упакованную в глянцевые обертки, превращают в брэнд, Титель с поразительной неспешностью рассматривает в ней отражения жизни и дожидается тех моментов, когда накопленную энергию живого можно выпустить наружу, превратить в спектакль, какой действительно нужен и соответствует календарному дню. Наивность его кажется беспредельной, и она выдает в нем Человека театра, ни на йоту не похожего на современных дельцов от шоу-бизнеса или режоперы.

В самом его имени - Титель - игра звучаний и характеристик. Если слышится «титул», значит - избранность, назначенность «нести свой крест» и «веровать». Если «ти» и «те» - целая драма, конфликт: из «ты» и «те» образуется театр, «тобою» и «другими» закручивается сюжет. И еще - «ль»: лицо, полет. Или - лирика, литература. Все надобное, чтобы через сцену преображать мир.

Собственно говоря, делом преображения Титель и занимается всю жизнь. Сочиняя свой театр, он продолжает совершенствовать себя и нас, и в этом мужском деле строительства, преображения и совершенствования для него существует только один раритет, по какому он сверяет часы, - ее величество Опера. Не будь он таким перфекционистом, каким есть, давно бы купался в глянце статей, где теснятся «те» иль «эти» - за авантажность, гламур, авангардизм и ригоризм, актуализацию и иллюстрацию. Но Титель - другой, и его портретная галерея никогда не получается завершенной, там всегда находится место для новых портретов: в пору писать и писать.

Он затеял бури и натиски перемен, произвел режиссерский upgrade оперной сцены, полюбил семейный уклад и лад театра-дома, где опекает своих воспитанников и принимает зрителей как дорогих гостей. Благодаря опере он познал тайные секреты театра и мироустройства. Поучимся у него.

Фотогалерея