Несимметричное время / Юбилей у Сергея Басова (Уфа)

Выпуск №3-223/2019, Юбилей

Несимметричное время / Юбилей у Сергея Басова (Уфа)

В ноябре юбилей отмечает актер Государственного академического русского драматического театра Республики Башкортостан заслуженный артист РБ Сергей БАСОВ.

В актерскую профессию он пришел уже зрелым человеком - отслужив в армии, окончив училище гражданской авиации, успев поработать и понять, что запах кулис народного театра, куда его привел счастливый случай, тянет сильнее, чем летательные аппараты. В тридцать лет получил диплом Уфимского государственного института искусств. И началось его служение сцене - сначала Республиканского ТЮЗа, чуть позже Ивановского областного драматического театра. В 1995 году Сергей Басов вновь вернулся в Уфу и пришел в театр, актером которого является и по сей день.

Одной из первых ярких его работ стала придуманная режиссером Валерием Ахадовым роль Суфлера в спектакле «Без вины виноватые». Именно со скромного закулисного трудяги в черном сюртуке, в очочках и нарукавниках начиналось для зрителя вхождение в мир театра - прекрасный и опасный «террариум единомышленников»! Когда в финале спектакля для всех персонажей смыкалась, наконец, жизнь сценическая и реальная, и они застывали над безжизненно лежащей Кручининой, именно он, Суфлер, казалось, спасал всех! Вопреки театральным законам, он наполовину высовывался из своей пыльной будки и громко, во весь голос шептал: «От радости не умирают!» И оживала Елена Ивановна, и бросались к рампе артисты, наперебой читая любимые монологи, - жизнь продолжалась!

В спектакле «Наш городок» Рассказчик Сергея Басова был истинным хранителем Времени, которое проносится также стремительно, как Бостонский скорый поезд проносится на рассвете мимо городка Гроверс-Корнер. Благодаря его неторопливому повествованию вместо пустого сценического пространства мы, кажется уже видим улочки, церковь, школу... И самым, может быть, важным открытием - таким простым, что оно как будто не приходило в голову! - становится осознание, что особенным является каждый день жизни!..

Басов был неожиданным Треплевым - уже не юным, уже понимающим, что шансы придумать «новые формы» все призрачнее, что «киевский мещанин» в паспорте - это беспощадный приговор. В мире, где все - игра, он один пытался быть собой. Он любил Нину трепетно и отчаянно, и убитую чайку, завернутую в оторванный кусок занавеса, он клал у ее ног без позерства - его собственная жизнь оборвалась в тот самый вечер премьеры...

Есть в репертуарном листе Сергея Басова роли, которые объединяются темой «маленького человека» Это и бывший адвокат Герасим Порфирьич Маргаритов в «Поздней любви» А.Н. Островского, жизнь свою посвятивший любимой дочери, а в ответ та мертвой хваткой держит отца в финале и отбирает у него все, заставляя подписать нужный документ. Это и Дед Толя в «Экспонатах» В. Дурненкова - ветеран, не желающий продаваться предприимчивым молодым дельцам, рядиться в народный костюм и становиться частью «музейного быта» русской глубинки. Это и трогательный Мужик в «Плодах просвещения» Л.Н. Толстого, коему земля нужна не забавы ради, а потому как курицу и ту выпустить негде! Бессильные противостоять напору судьбы, они проживают свою жизнь, оставаясь верными себе.

Но есть и другие! Не маленькие, а тщедушные, мелкие душой, но мечтающие взлететь высоко! Таков был его Солдат в «Кавказском меловом круге» Б. Брехта. Таков Адам Петрович Шприх в лермонтовском «Маскараде», высматривающий чужие пороки и ошибки в гипертрофированно огромный монокль.

И таков, безусловно, Иван Расплюев в трагическом фарсе «Смерть Тарелкина» А.В. Сухово-Кобылина. Непомерный, животный аппетит заставляет Расплюева жадно поглощать на поминках по Тарелкину все, что ни есть на столе. И крово(!)жадным аппетит этот становится, когда он, квартальный надзиратель, мелкая сошка, вдруг получает Власть! Кресты, награды, признание - он уже почти осязается их, надуваясь от собственной значимости. Восторженно осматривает он стол, за которым ему предстоит чинить допросы, - поправляет стопки папок, с педантичной аккуратностью приставляет стул, совершенно обалдевает от эха разлетающегося звука собственного голоса. И от этого нарастания жути, которую готов творить Расплюев, становится по-настоящему страшно.

...Герои Басова существуют, как и хотел поэт, не в пространстве, а во времени. Для одних час важнее целого века, другим необходимо стремительно прожить всю жизнь разом, без оглядок, без остановок.

И как же хорошо, что в жизни самого Сергея Басова случалась эта временнáя несимметрия, и судьба привела его в театр!

Фотогалерея