"Долго будет Карелия сниться..." / Национальный театр Карелии в Белгороде

Выпуск №3-223/2019, Гастроли

"Долго будет Карелия сниться..." / Национальный театр Карелии в Белгороде

В рамках общероссийской программы «Большие гастроли» в конце сентября Белгород впервые принимал Национальный театр Карелии.

На сцене БГАДТ имени М.С. Щепкина гости из Петрозаводска показали комедии «Двенадцатая ночь, или Что угодно» У. Шекспира, «Венецианские близнецы» К. Гольдони и спектакль-танец «Экзамен DANCE».

Знакомясь с афишей, театралы не без удивления обнаружили, что обе комедии - о близнецах. Может быть, в те далекие времена их приключения и занимали умы современников Шекспира и Гольдони, но сегодня думающий зритель ждет других сюжетов - более злободневных. Так и осталось загадкой, что побудило театр из Карелии привезти в Белгород две вариации на одну и ту же, далеко не оригинальную тему.

Театроведы не относят к числу шедевров ни «Двенадцатую ночь», ни «Венецианских близнецов». Но выбор есть. Шекспир, как известно, написал 37 пьес, а Гольдони за свою долгую жизнь и того больше - 267!

Зрители увидели комедию английского драматурга в постановке Андрея Дежонова. На пресс-конференции главный режиссер Национального театра Карелии озадачил журналистов: «Двенадцатая ночь, или Что угодно» - это пространство, которое Шекспир дал актерам для бесшабашного хулиганства на сцене». Любопытно, кому и когда классик сделал подобное признание?

Постановщик идет на разные ухищрения, чтобы ошеломить публику. Придуманный им эпизод со шлемом, когда сэр Эндрю (Вячеслав Поляков) использует его в качестве горшка, а сэр Тоби (Андрей Дежонов) «опорожняет» содержимое в зал, вызывает, по меньшей мере, оторопь.

На вопрос о том, что привлекло его в этой не самой удачной пьесе Шекспира, главреж ответил однозначно: «Любовь». «Кака любовь?» - удивилась бы Надя Кузякина, героиня комедии «Любовь и голуби». И была бы права. Персонажи «Двенадцатой ночи» герцог Орсино (Сергей Лавренов) и Оливия (Людмила Исакова), Виола (Юлия Куйкка) и Себастьян (Андрей Шошкин) легко перетасовываются в пары по принципу «не тот, так этот».

Возрастное ограничение спектакля заводит в тупик: «12+» или «16+»? Путаница здесь такая же, как и вокруг близнецов. По правде говоря, все эти двусмысленные жесты и намеки на нетрадиционные наклонности некоторых персонажей - не для детей школьного возраста. Но, видимо, по замыслу постановщика «находки» на грани эпатажа должны позабавить публику.

Режиссер нашпиговывает постановку всем, что подворачивается под руку. В ход идут и шлягер Майкла Джексона, и ирландские танцы, и конь на колесах, и... Весь спектакль девушки в белых туниках и венках, принимая картинные позы, услаждают взоры зрителей. То ли это «дзанни» (если верить программке) из итальянской комедии дель арте, то ли древнегреческие персонажи? Впрочем, не все ли равно.

Увлекался ли Шекспир восточными единоборствами? Судя по тексту пьесы, вряд ли. Однако постановщик полагает: чтобы взбодрить публику, нужно продемонстрировать пару-тройку эффектных приемов. Любителям триллеров должна понравиться сцена приготовления к казни капитана Антонио - с палачом, топором и плахой. Неважно, что Шекспир до этого не додумался - все-таки он писал комедию.

К сожалению, постулат «развлекая, поучай» создателями спектакля забыт за ненадобностью.

Комедия Карло Гольдони «Венецианские близнецы» во многом напоминает шекспировскую «Двенадцатую ночь». Снова близнецы, только на этот раз однополые, та же неразбериха вокруг них, брачные интриги... Ощущение такое, будто итальянский драматург в чем-то копировал своего английского предшественника.

Как выясняется из анонса, пьеса эта «имеет очень легкий сюжет» и рассчитана, оказывается, на тех, «кто приходит в театр не философствовать, а отдохнуть и отвлечься от забот». Куда же податься тем, кто хотел бы не только развлечься и забыться? Вопрос отнюдь не риторический.

Режиссера-постановщика спектакля заслуженного артиста России Вадима Романова вдохновляло желание «удивить итальянской веселостью». На сцене - ярко раскрашенные декорации, карнавальные маски, броские костюмы, шпаги и даже лошадь-велосипед.

Исполнитель ролей братьев Дзанетто и Тонино Вячеслав Поляков так ловко менял по ходу действия парики и камзолы, что сумел-таки ввести в заблуждение зрителей. Кое-кому в зале показалось, что близнецов играли два актера.

В финале режиссер сделал неожиданный ход - переписал последнюю сцену «Венецианских близнецов». И это тот редкий случай, когда переделка пошла на пользу спектаклю. В пьесе один из близнецов, простак Дзанетто, умирает. Такая же участь постигает его отравителя Панкрацио (Александр Куйкка). Но какая же это комедия - с двумя трупами под занавес? И можно ли говорить о свадьбе, и не одной, при подобных обстоятельствах? Постановщик нашел остроумный выход из, казалось бы, тупиковой ситуации. Дзанетто, по воле режиссера, оживает. А «порядочный негодяй» Панкрацио отказывается допить бокал с ядом. Все живы и счастливы. Автор наверняка был бы огорчен тем, что порок не наказан. Хотя надо признать, такая развязка в спектакле более правдоподобна, чем в пьесе. Вот только жалко Розауру (Юлия Куйкка), сестру близнецов. Ведь ей, бедняжке, приходится согласиться на брак по расчету. Не упускать же кругленькую сумму!

Вадим Романов поставил пьесу реформатора итальянского театра Гольдони в традициях комедии дель арте. Но так хотелось хотя бы в финале увидеть лица всех актеров без масок!

Настоящим открытием для зрителей стал спектакль «Экзамен DANCE» - авторская программа балетмейстера, заслуженного артиста Карелии Олега Щукарёва. Спектакль необычный - пластический, объединивший около трех десятков танцевальных композиций. Все они были поставлены педагогом для выпускников актерского отделения Петрозаводской консерватории. А со временем родился замечательный спектакль, в котором сегодня участвует молодежный состав труппы Национального театра.

Каждый танец в этом своеобразном хореографическом коллаже - спектакль-миниатюра со своей драматургией. Почти все номера - о любви, разных ее ликах. Без слов, языком пластики актеры сумели выразить глубину чувств своих героев. Отточенное мастерство исполнителей, музыка Шопена и Бизе, Пьяццоллы и Свиридова, мировые хиты, литературные фрагменты - все в этой постановке волнует, трогает до слез.

«Большие гастроли» - большие зрительские ожидания, тем более в Год театра. Оправдались ли они? Развлекательность в ущерб содержательности, стремление не обременять публику работой мысли - тенденция, вызывающая обеспокоенность.

И все-таки жаль, что в гастрольной афише Национального театра из Петрозаводска не нашлось места ни серьезной драме, ни спектаклю о Карелии и ее людях.

 

Фото с сайта Национального театра Карелии

Фотогалерея