Игорь Шибанов: театр, театр и еще раз театр

Выпуск №3-223/2019, Вспоминая

Игорь Шибанов: театр, театр и еще раз театр

14 сентября народный артист России Игорь Шибанов отметил 75-летие и вышел на сцену в роли Кучумова в спектакле «Бешеные деньги». 20 сентября скончался. Это огромная, невосполнимая потеря для театра: Игорь Шибанов был настоящей душой ТЮЗа.

Обаятельный, с легкостью импровизирующий, глубокий и нестандартно мыслящий актер служил в ТЮЗе имени А.А. Брянцева с 1964 года. Выдающийся ученик Зиновия Корогодского был корифеем труппы и любимцем зрителей. За время работы в ТЮЗе артист сыграл более 90 ролей. Вспомним вошедшие в летопись театра художественные образы Игоря Шибанова, каждый из которых являл крупицу удивительного дарования артиста.

Игорь Шибанов поступил в мастерскую Зиновия Корогодского в 1961 году и уже с третьего курса активно участвовал в спектаклях ТЮЗа. Его знаменитыми работами стали: «Сказки Пушкина», «Месс-Менд», «Наш цирк», «Наш, только наш», «Наш Чуковский», «Комедия ошибок», «Трень-Брень». Тонкая игровая природа, умение чувствовать зал, органичность позволили Игорю Шибанову добиться всенародного признания.

Анализируя работу с Зиновием Корогодским, Игорь Шибанов подчеркивал включенность артистов в процесс создания спектакля, пропитанность каждого общим замыслом, желание творить сообща. Поэтому даже небольшая сценка из студенческого спектакля, в которой артист вместе с Ириной Соколовой рассказывал сказку «Муха-Цокотуха», полна живости и убедительности: фантазийный, на одном дыхании дуэт полон свободы и любви к театру. Кстати, данный сюжет до сих пор можно найти в записи.

В интервью Игорь Шибанов часто упоминал о работе в ТЮЗе как своеобразном подвижничестве: работа с детским залом аккумулирует дополнительные актерские возможности. Желание нести свет и обогащать души юного поколения, искреннее отношение к театру как к дому не позволило артисту покинуть его с уходом мастера. Ответственность за дело, переданная своим ученикам Зиновием Корогодским, приложившим много усилий к формированию зрительного зала, наполняла артиста. Вопросы детства и воспитания человека стали нравственным стержнем Игоря Шибанова.

Рассуждая о детском репертуаре, артист замечал, что возраст и сказочность персонажа не имеют никакого значения для работы над ролью: важнее всего мысль, которую проносит персонаж. Детский репертуар позволяет всегда оставаться на одной волне с подрастающим поколением, не дает быстро взрослеть. Так, Лис из спектакля «Маленький принц» режиссера Андрея Андреева был раскрыт через образ одинокого, ласкового героя, для которого самой главной ценностью оказываются человеческие отношения. В спектакле «Конек-Горбунок», седьмым возобновлением которого занимался Владимир Тодоров, артист играл строптивого, своевольного Царя, который привык себе ни в чем не отказывать. Замечательное хоровое начало пронизывает сказку, а Игорь Шибанов задавал верный тон исконно-русскому, народному высказыванию, играя архетипичный образ русского царя.

В спектакле «Поллианна» Игоря Селина Игорь Шибанов исполнял роль положительного персонажа - доктора Чилтона, который восхищался живостью Поллианны, заряжался ее энергией и светом. Артист создавал трепетный образ доброго, искреннего человека, имеющего свою потаенную мечту. В другой работе режиссера, «Щелкунчике мастера Дроссельмейера», Игорь Шибанов играл Мышиного короля, зловещего и пугающего персонажа, всегда возникающего из ниоткуда и воплощающего собой человеческие страхи. Обволакивающий сознание и парализующий внимание герой расширил вереницу необычных образов артиста. В этом же спектакле Шибанов играл благоразумного, вкрадчивого, обманчивого доктора Нойна, представителя «здорового сознания» мира буржуазии. Умение артиста представлять диапазон характера персонажа позволяло аккумулировать аналитические способности зрителей и подталкивало к размышлениям.

Сразу три роли Игорь Шибанов исполнил в другом спектакле - «Обещание на рассвете» Владимира Гурфинкеля. Обаятельный и точный артист был убедителен в каждом образе: старика-поляка по фамилии Пекельный, поверившего в будущую известность главного героя; щедрого продавца круассанов; пожилого воздыхателя Нины, мечтающего об искренней любви. Талант быстрого переключения из одного образа в другой, мастерство перевоплощения и работа по сути всегда отличали художественный дар артиста.

В постановке «В горах мое сердце» Сергея Каргина Игорь Шибанов играл актера Джаспера Мак-Грегора, наполненного философией странничества и романтизма. Его персонаж воплощал тепло и артистизм, умение наполнять людей неземной гармонией и счастьем.

В спектакле Александра Кузина «Бешеные деньги» артист играл Кучумова, легкомысленного, старого врунишку. Это добротная, обстоятельная роль Игоря Шибанова, в которой он достиг невероятного трагикомизма: игра в увлечение Лидией начинает становиться реальностью. Другая работа по Александру Островскому была представлена в спектакле «Доходное место» Дмитрия Астрахана. Игорь Шибанов исполнял роль Юсова, изворотливого чиновника. Со своими подчиненными герой становился напыщенным и важным, с начальством пускался в подхалимство. Пластичный, карикатурный идеолог чиновничьего произвола одновременно являлся главным шутом, в кураже исполняя ритуальную пляску среди своих чиновников.

В «Тартюфе» Александра Кузина Игорь Шибанов играл уставшего Тартюфа, опытного обманщика, для которого семейство Оргона становится последним «делом». Умный комедиант, хладнокровный лицемер с восхитительными манерами был пронизан особенным драматизмом: артист играл человека, имеющего свою правду и цепляющегося за жизнь. В комедийном амплуа артисту не было равных: в спектакле Кристин Жоли «Пыль в глаза» Игорь Шибанов мастерски исполнял роль кондитера Месье Ратинуа. Характерный артист умел работать со зрительскими эмоциями и добивался сиюминутной актуальности сцены, балансируя на волнах острого юмора.

В «Капитанской дочке» Григория Козлова артист играл капитана Миронова - истинного патриота, готового отдать себя во имя благой цели и защиты родины. Его образ был пронизан грустью и трепетной теплотой родного дома и любви к близким. Привязанность к дочери наполняла персонажа внутренней гармонией и счастьем. В спектакле Георгия Цхвиравы «Отцы и дети» Игорь Шибанов исполнил роль Павла Петровича - загадочного, с внутренней трагедией персонажа. Его намеренная сдержанность, желание вступить в схватку выдавали в нем страстного человека, со своими принципами и жизненным укладом. Его борьба с новым мировоззрением - в первую очередь, была борьбой с самим собой. Взаимоотношения отцов и детей раскрывались в спектакле Адольфа Шапиро «Король Лир», где Игорь Шибанов играл верноподданного графа Глостера. Глубоко потрясенный предательством сына, отчаявшийся персонаж выполнен в самых трагедийных красках.

В любимой зрителями постановке «Денискины рассказы» Екатерины Максимовой увалень Мишка сыгран Игорем Шибановым очень точно, с ноткой ностальгии и самоиронии. Артист погружался во внутреннее состояние персонажа, деликатно и с юмором рисуя нелепого мальчишку, смущенно рассказывающего о своих проделках.

Руслан Кудашов пригласил Игоря Шибанова на роль Лепорелло в спектакле «Маленькие трагедии». Мудрый, ленивый, трусливый, живущий заботами Дон Гуана персонаж находился в тесной связке с главным героем. Сочные интонации Игоря Шибанова, удивительная степень комизма позволяли наслаждаться ролью сводника и оруженосца. В злободневной и современной постановке Николая Рощина и Андрея Калинина «Носороги» артист предстал нонкомформистом Беранже, который устал от жизни, но нашел в себе силы не сдаваться.

Фильмография Игоря Шибанова насчитывает работу в 55 проектах. В кино артист играл у Алексея БалабановаПрибытие поезда», «Замок», «Брат», «Трофим», «Про уродов и людей»), Вячеслава МельниковаБедный, бедный Павел»), Алексея УчителяКосмос как предчувствие»), запомнился ролью эксперта в сериале «Улица разбитых фонарей». Прекрасный мастер дубляжа, озвучивший Энтони Хопкинса и Филиппа Нуаре, так же работавший в диснеевских мультфильмах: «Короле Льве» (роль мудрой обезьяны Рафики) и «Красавице и чудовище» (роль Когсворта, обаятельных часов), всегда относился к кино с уважением и интересом, главным своим предназначением считая работу в театре.

Ответственный за сценическую интонацию и внутренний темп спектакля, педантичный артист был всегда точен и масштабен. Одаренный пластически и музыкально, Игорь Шибанов раскрывал удивительный диапазон актерских возможностей. Легкое, игровое ощущение комического и умение подняться на вершины трагизма пронизывало актера. Безупречное чувство формы и художественного вкуса позволяли играть в спектаклях по мировой литературе, а также в современных постановках. Трепетное служение театру на протяжении 55 лет подошло к концу, но память и благодарность зрителей будет вечной. Игорь Шибанов вошел в историю российского театра XX-XXI века, привнеся свой удивительный заряд любви, искренности и самоотверженного служения искусству.

Фотогалерея