ВЛАДИМИР. Исповедь и роковые страсти

Выпуск №4-224/2019, В России

ВЛАДИМИР. Исповедь и роковые страсти

Владимирский академический театр драмы открыл 171-й сезон спектаклем «Исповедь Тенора». Уникальность постановки, прежде всего, в исполнителе главной роли. Народный артист СССР Владислав Пьявко, 23 года выступавший на сцене Большого театра страны, а затем в оперных театрах Европы, переключился на новый для себя драматический жанр - в древнем Владимире. Он - автор пьесы и ее центральный герой.

Соавтор пьесы и режиссер-постановщик спектакля Александр Мягченков представил зрителю необычное смешение жанров - драмы, оперы, пластических этюдов. Авторы определили постановку как музыкальную драму в стиле фантасмагории. Пьеса создана на основе личной жизни выдающегося тенора ХХ века В.И. Пьявко, где герой «обнажает» душу перед зрительным залом. Важно, что этого персонажа играет реальный прототип, а Альтер Эго - душу - артист Владимирского театра Александр Аладышев, который удачно подчеркивает исповедальность и искренность истории о смысле человеческого существования.

В спектакле много прекрасной музыки, использованы редкие видеокадры яркого периода советского оперного искусства, когда царили великолепные Галина Вишневская и Ирина Архипова. На сцене, кроме самого тенора, звучит блистательный вокал приглашенной солистки Большого театра - сопрано Марии Гореловой.

Основой сюжета стала биографическая книга «Тенор: из хроники прожитых жизней...», которую было трудно перенести на сцену по причине отсутствия конфликта, необходимого в драматургии. Александр Мягченков решился на эксперимент соединения художественного вымысла и реальной судьбы. В результате получилась не биографическая пошаговая театрализация жизни Тенора, а ее творческое осмысление. Постановочная концепция режиссера органично соединилась с оригинально придуманными Татьяной Видановой (художник-постановщик) сценографией и костюмами. Таким образом, в спектакле ощущается его «зрелищный текст». Театральная сцена разделена на два пространства: огромный экран - «волшебный мир оперы» и дорогу, уходящую в бесконечность - мир, где живут персонажи. Декорации лаконичны, им отводится системообразующая роль всей исповеди.

Глядя на экран, мы погружаемся в возвышающую театральную условность. Вместе с главным героем «листаем» страницы его творческой жизни, ощущая радость соприкосновения с оперным искусством великих вокалистов Большого театра. А на «дороге» зритель видит живые картины, которые позволяют почувствовать неповторимость мига откровения.

Любовь, страсть, предательство, расставания, самые счастливые и трагические моменты в жизни знаменитого оперного певца. Перед нами проходит «галерея женщин, которые его выбирали». Лишь первую свою любовь Нину из родного города Норильска (Наталья Демидова) 15-летний герой выбирает сам, поддавшись природе. Судьба их разводит. Нина скрывает рождение сына, о котором Тенор (Тенор в молодости - Денис Чистяков), уже ставший звездой, узнает через много лет, но теряет навсегда.

Самый трогательный эпизод в спектакле о том, как на закате дней уставшая Ирина (Татьяна Евдокимова) в пышных мехах - безусловный лидер российского вокала, и побитый жизнью, но бодрящийся Тенор устраивают вечер горько-сладких признаний, отмечая последнюю награду примадонны. Затем идет щемящая сердце картина ухода Ирины из жизни.

А вот знаменитая «дуэль» примадонн Большого театра за Тенора решена с легким комедийным оттенком. Речь идет о том, как две примы не поделили молодого стажера, и как шепталась вся театральная Москва того времени, называя Пьявко «везунчиком». Режиссер ввел в спектакль и несколько неожиданных образов - «людей-призраков», одев их во все черное. По ходу спектакля именно они помогают делать отсылки к разным периодам жизни Тенора. Так, на сцене появляются то репетиционный зал и коридор Большого театра, то улица Норильска, то квартира Ирины, то международный аэропорт, то квартира Ольги - сотрудницы горкома КПСС (Анна Кукушкина).

В пластике «людей-призраков» присутствует яркая драматургическая линия жанра фантасмагории: жизнерадостность и сентиментальность, любопытство и циничность, трогательность и эмоциональность, мудрость и вездесущность. Это заслуга режиссера по пластике Татьяны Борисовой, которая не дает подробных разъяснений смыслов, считая, что музыка и движение тонко озвучивает то, что вряд ли подвластно слову. Композитор Алексей Горнизов обогатил звуковую палитру спектакля, создал его образную архитектонику, соединяя каждый кадр и эпизод согласно художественной логике и режиссерскому замыслу.

В истории театра не было аналога, когда в спектакле сам выдающийся артист выходит на сцену и с помощью коллег рассказывает о своей жизни, используя оперный и драматический опыт. В финале звучит песня-исповедь в исполнении Владислава Пьявко, где рефреном проходят слова о любви, для которой живет Тенор. И зритель эмоционально соучаствует в этой открытой и трогательной исповеди артиста.

У «Исповеди Тенора» нет второго состава - только первый. После двух премьерных дней спектакль идет один раз в месяц только во Владимире.

Еще одна премьера Владимирской драмы - «Маскарад» М.Ю. Лермонтова в транскрипции первой половины XIX века. К этому материалу театр обратился впервые за свою более чем 170-летнюю историю. В день премьеры было подготовлено много сюрпризов. В фойе для зрителей работала тематическая книжная выставка, звучали стихи великого поэта.

Постановка известного российского режиссера Вадима Данцигера взволновала владимирцев до глубины души. Спектакль получился очень современным и по теме, и по энергетике. В атмосферу XIX века режиссер перенес сегодняшнее понимание добра и зла, любви и мести, но в высшей степени бережно отнесся к первоисточнику, а также сумел вместе с актерами донести до зрителя главную мысль о том, как важно доверять друг другу.

Режиссером и актерами поняты и точно отражены особенности лермонтовского языка: лирическая экспрессивность, психологичность и определенность эпитетов. Почти всё и у поэта, и на сцене - холодное, таинственное, чуждое, мрачное и роковое. Спектакль не столько является критикой высшего общества прошлого, сколько предупреждением сегодняшним ревнивцам и «демонам мести». Искренне и точно попадая в характеры персонажей и ситуаций, исполнители погружают в такие проблемы, как зависимость от общественных связей, зависть и корысть, недоверие даже к близким, неоправданная ревность. Все это, к сожалению, характерно и для наших дней.

Мистическая драма, в вихре сюжета которой есть и роковые страсти, и коварные интриги, благодаря команде создателей ведет серьезный разговор о вечном. Важную роль в спектакле играет высокая стихотворная речь персонажей, наделяя глубокой гуманистической надеждой эту трагическую историю. Владимирские актеры не только высокопрофессионально овладели текстом пьесы, но и внесли яркие краски в характеры героев.

Захватывало дух от игры Юрия Круценко, который в образе Евгения Арбенина из любящего мужа превращался в мрачного ревнивца, а потом в убийцу. Интриги, сплетни петербургского общества не оставили ему шанса на счастливую семейную жизнь. Арбенин до казуса с браслетом таял от удовольствия быть рядом с Ниной, а потом, совсем как шекспировский Отелло, легко перестал ей верить. Причем решимость ревнивца уничтожить все во имя мести возникла тогда, когда о его якобы позоре узнал весь «свет». Самолюбие конкретного человека оказалось сильнее его любви к женщине. Он убивает единственное светлое существо, которое находится рядом, а расплатой за злодеяние становится его безумие в финале, что страшнее, чем смерть.

Роль Нины искренне исполнила Анна Лузгина. Ее героиня в начале - обаятельная молодая красивая женщина, резвящаяся как ребенок, а в финале - тихая и трогательная мученица, принявшая гибель от супруга. Виртуозно изобразил сплетника Шприха Игорь Клочков: он очень смешно «молотил языком», демонстрировал «рожки на макушке», рассказывая знакомым небылицы. Баронесса Штраль в исполнении Инги Галдиной предстает перед зрителем лицемерной, трясущейся за себя интриганкой. Князя Звездича ярко сыграл Александр Аладышев. Его персонаж настойчив не только в преследовании женщин, но и в отстаивании офицерской чести, которая для него не пустой звук. Образ Неизвестного (Богдан Тартаковский) в спектакле - это мрачный человек в черной маске, который отдал большую часть своей жизни на то, чтобы поквитаться с Арбениным за давнишнее оскорбление. Он стал настоящим «демоном мести».

Примечательно, что созданные характеры всех персонажей - лишь часть магии новой постановки. Спектакль насыщен яркими костюмами, современной музыкой, танцами, но при этом здесь минимум декораций. Такой аскетизм позволяет еще острее обнажить конфликты пьесы.

Режиссер-постановщик и художник-сценограф Борис Шлямин сделали акцент на нескольких деталях: алом полотне, уютном кресле, пяти хрустальных люстрах, которые тоже были действующими персонажами, создавая динамику и настроение. Над спектаклем работал художник по свету Сергей Скорнецкий. Игра его света превращала люстры то в игорный стол, то в зал, где проходит бал, то в дом баронессы, где алое полотно, «вспыхнувшее» на одной из люстр, сопровождает сцену прелюбодеяния персонажей. Единственное кресло появляется на сцене только в доме Арбениных. Но главный акцент - маски, которые умело скрывают лицо человека, но обнажают его пороки. Актуальность действия подчеркивают современная хореография балетмейстера Ярослава Францева и оригинальные костюмы тонкого знатока Андрея Климова.

 

Фото Екатерины СТРОГОВОЙ, Елены ПТАГИНОЙ

Фотогалерея