РУССКИЕ РАЗГОВОРЫ / Х Фестиваль «Надежды России» в Вышнем Волочке

Выпуск №4-224/2019, Фестивали

РУССКИЕ РАЗГОВОРЫ / Х Фестиваль «Надежды России» в Вышнем Волочке

Этот юбилейный Фестиваль театров малых городов прошел, как всегда, золотой осенью, когда древний город Тверской области, стоящий на удивительной красоты каналах и называемый «Северной Венецией», особенно красив. Вышний Волочек, включенный в число исторических городов России, стал идеальным местом для этого фестиваля, который родился здесь в 1994 году, став культурным брендом города. И лучшего места придумать невозможно, поскольку Волочек - истинно «малый» город, компактный, уютный и теплый, со старинным театром, возвышающимся напротив купеческих торговых рядов, и с крепкой театральной традицией. Местный зритель, воспитанный здешней труппой, театральное искусство необычайно уважает, и на каждый фестиваль съезжается весь город.

Фестиваль был реализован в рамках Национального проекта «Культура» при поддержке Министерства культуры РФ. По сложившейся традиции, конкурсную программу активно дополняла внеконкурсная, в которой теснились желающие показать себя на фестивальной сцене. Приехали и Тверской музыкальный колледж имени М.П. Мусоргского, и московские гости фестиваля в лице «Театрального фонда ОЛИВА» с собственным спектаклем, и сам Вышневолоцкий театр драмы являл свои экспериментальные работы. Проводились мастер-классы и, как всегда, по утрам шла программа детских спектаклей на радость всей местной детворе.

Приезжая в Вышневолоцкий драматический театр, мы всегда с интересом ждем новых работ его главного режиссера Владимира Коломака, всякий раз удивляющего нас своими неожиданными и мощными замыслами. Бунтарь и возмутитель спокойствия, в этот раз он ошеломил публику постановкой авантюрной и дерзкой для провинции, инсценировав и поставив повесть Л.Н. Толстого «Дьявол». (И получив на фестивале Гран-при.) Он открыл ее публике, которая теперь непременно захочет взять в руки сам текст, повествующий о вещах, о которых не принято говорить - о темных сторонах души, о безумии порочной и греховной страсти.

Спектакль и называется «История страсти». Молодой помещик Евгений Иртенев, тайно сошедшись с крестьянкой, становится пленником своей роковой страсти, поглотившей все его существо, его волю и разум. Постигшее его раздвоение личности (с одной стороны, благополучная семья и любящая жена, с другой - непреодолимая страсть к босоногой крестьянке Степаниде) доводит его до безумия, кончающегося убийством. История этого безумия и предстает перед нами во всем своем трагизме и величии.

Спектакль, полный силы и страсти, завораживает мощью рассказа, остротой темы и энергией самого повествования. Только что человек был крепок и силен. Но вдруг обрушившаяся страсть демонически уводит его в инфернальный мир безумия, где он становится игрушкой в руках судьбы. И, подобно животному, пав на землю, он воет как волк в ночную тьму, призывая к себе свою волчицу... Актер Алексей Чимичаков совершает отчаянное путешествие по судьбе своего персонажа, полного сомнений и муки, растерянности и метаний. Его драматические отношения с миром, его душевное одиночество и тайная одержимость рисуют нам картину русской беды душевной, которой ни утолить, ни поправить, ни помочь невозможно.

В тот же день, утром, был показан еще один спектакль Владимира Коломака, андерсеновская «Снежная Королева» - постановка редкой красоты и режиссерской щедрости - сделавшая этого постановщика истинным героем фестивальной недели.

Русская классика, как всегда, шла непобедимым фронтом этого фестиваля: театры, не сговариваясь, привезли именно ее, ища и находя в ней все важнейшие темы нашей жизни.

Арзамасский театр драмы играл «На всякого мудреца довольно простоты» в постановке Амана Кулиева - спектакль, принятый публикой «на ура» и явивший нам необычайно легкого, водевильно-веселого, искрометного А.Н. Островского. «Комедия» игралась именно как комедия, летевшая вперед стремительно и лукаво, поучая прямыми «обращениями в зал» и воодушевляя виртуозными актерскими работами. Аман Кулиев из тех режиссеров, кто, забывая о себе, «умирает» в своих актерах, отдавая им всего себя, любя их пылко и нежно. Его спектакль - это «актерское пространство игры», в котором радостно купается зритель, наслаждаясь сочностью красок и азартом жизни. Персонажи тут легки и стремительны, деловиты и смекалисты, все до неприличия молоды, а дамы полны такого креативного шарма, какому стоит поучиться и нынешним прелестницам. Взгляните на Клеопатру Львовну (Екатерина Главатских), или на Турусину (Елена Лупачёва) и ее племянницу Машеньку (Анастасия Зудкова) и оцените их творческий к жизни подход, стиль и блеск в делах и повадках!

Юный же Глумов (Михаил Польдяев), летящий из этой роли прямиком в роль Хлестакова, - невероятно актуальный персонаж. Восхитительно гибкий, талантливый и амбициозный, готовый на любые авантюры, он свершает блестящий карьерный и общественный взлет на максимально сжатой дистанции, являя пример всем нынешним карьеристам и соискателям. И лучшая мужская роль фестиваля - безусловно, его.

Рыбинский драматический театр своим «Красавцем-мужчиной» в постановке Геннадия Шапошникова также давал «нравственные уроки по Островскому». Тут тоже была поучительная комедия - на сей раз о красоте истинной и красоте мнимой. Но если красавец-мужчина Аполлон Окоёмов (Алексей Батраков), похожий на карточного валета, никого не смог ввести в заблуждение своей эффектной красотой, то жена его Зоя (Алла Молодцова) буквально пронзила наши сердца. Столь слепой и сокрушительной любви к ничтожному, в общем, объекту давно нам наблюдать не приходилось. Слепа, слепа, слепа женская любовь! Чего стоил один лишь пронзительный крик Зои: «Я люблю тебя, Аполлон!!!» Чего стоили ее горькие слезы, проливаемые над предметом своей любви! Мы тоже волновались вместе с ней, постигая вечную истину о святой правоте любви, побеждающей всякую ложь, всякую тьму. И Алле Молодцовой - приз за лучшую женскую роль фестиваля.

Тургеневского «Нахлебника» показывал Кимрский театр драмы и комедии - тоже рассказывая о любви жертвенной, о любви тихого маленького человека Кузовкина, слишком поздно признавшегося в отцовстве своей дочери, хозяйке имения Ольге. Вновь душевный и обстоятельный русский разговор, с неторопливой и подробной жизнью на сцене, с тщательным описанием персонажей, включая нравы лакеев и горничных. Поставил спектакль Евгений Сикачёв, отдав знаменитую роль Кузовкина Владимиру Бутакову, сыгравшему ее тонко, тихо, взволнованно.

Златоустовский театр «Omnibus» привез драму А.П. Чехова «На большой дороге» в постановке Бориса Горбачевского - этюд, посвященный великому идеализму русской души. Это также и очередная повесть из вечной национальной серии «О любви». Кабак на ночной дождливой дороге, его случайные обитатели, среди которых разорившийся помещик Семен Борцов (Максим Фаустов), клянчащий себе рюмку водки и хранящий на своей груди самое дорогое, что у него осталось - медальон с портретом любимой женщины, разорившей и бросившей его. Да, вновь, как и положено по русскому канону, любовь на грани безумия, любовь, ставшая вечной мукой и последним душевным пристанищем.

В этом спектакле есть оттенок музейности: тяжелые деревянные декорации (в которых можно было бы играть и Горького), статика действия, долгота тихих приглушенный монологов. Разговоры о душе, о судьбе, о грехах, о жизни и смерти, о Боге. Духовные песнопения. И сильный эффект нашего погружения в происходящее, поскольку все играется на малом пространстве вплотную к зрителю. Погружаясь же, о многом задумываешься - в том числе об иррациональном сознании русского народа, для которого любовь все равно сильнее смерти, голода, бед, и только в ней одной обретается небытие.

«Старосветских помещиков» Н.В. Гоголя в режиссуре Якова Рубина показал Камерный театр города Череповца, внеся ноту блаженного умиротворения и тихой радости в череду фестивальных впечатлений. Перед нами предстал «аристократичный театр» - тонкий, изысканный, изящный. Наделенный особой пластической красотой как в сценографии Марины Брауловой, так и во всем движении действия. Пульхерия Ивановна (Татьяна Макарова) и Афанасий Иванович (Сергей Павлов), напоминавшие двух выросших детей, были так милы, забавны и шаловливы, так трогательно шутили, окружая друг друга таким вниманием и теплом, что, кажется, сами ангелы витали над ними, благословляя их уникальный союз. Вот вам очередной сюжет из серии «О любви», в котором даже смерть ненадолго разлучила эту пару. И премия за актерский дуэт без раздумий была отдана им.

А еще в фестивальном корпусе классики впервые появился Шекспир - Молодежный драматический театр города Тольятти привез «Гамлета», поставленного Олегом Куртанидзе. Спектакль громоздкий, сложный, идущий три часа и сделанный с избытком стилевых усилий. Эта «дизайнерская» постановка насыщена декорационными изысками (вплоть до песочной анимации) и эклектикой дорогих костюмов, создавая пышный искусственный мир с туманной концепцией и малой эффективностью происходящего. Здесь, например, три Гамлета, играющих одновременно и создающих странный оптический обман для доверчивого зрителя... Впрочем, это первый шекспировский опыт в МДТ, а новые победы наверняка впереди.

А вот Котласский драматический театр показал нам моноспектакль «Айседора» по пьесе З. Сагалова в постановке Натальи Шибаловой, где очень красивая актриса Ольга Белых создавала обольстительный сюжет об Айседоре Дункан, слегка сказочный, но увлекательный и достойный вписаться в театральную серию «Жизнь Замечательных Людей».

Фотогалерея