МАСТЕР-КЛАСС НАЦИОНАЛЬНЫХ ТЕАТРОВ / Театральный фестиваль «Крымская театральная осень»

Выпуск №4-224/2019, Фестивали

МАСТЕР-КЛАСС НАЦИОНАЛЬНЫХ ТЕАТРОВ / Театральный фестиваль «Крымская театральная осень»

Фестиваль, прошедший во второй половине ноября уходящего Года театра в трех городах Крыма - Ялте, Симферополе, Керчи, куда съехались театральные коллективы из столиц автономных республик Горно-Алтайска, Саранска, Уфы, Петрозаводска, Казани, Абакана, Майкопа, Абакана, Сыктывкара, Ижевска, Йошкар-Олы, Грозного, стал одним из самых примечательных для участников форума.

Только представьте эмоциональное состояние артистов из Хакасии или Алтая, впервые увидевших Черное море, пальмы, а самое главное, усадьбу-музей Антона Павловича Чехова, прожившего здесь последние шесть лет. Такого рода впечатления остаются на всю жизнь и в дальнейшем питают творчество, а значит, помогают совершенствовать мастерство. Выходит, это и есть мастер-класс, потому что участники фестиваля должны были в течение восьми вечеров доказывать, что они не просто гости, а театральные полпреды своих республик, играющие русскую классику на языке Пушкина, Чехова, Тургенева, Гоголя, Горького, Лескова, Булгакова.

Не менее ответственно чувствовал себя и организатор форума, фестивальный центр «Балтийский дом» под руководством генерального директора Сергея Шуба при поддержке Министерства культуры РФ, Союза театральных деятелей РФ и Министерства культуры Республики Крым, решившего распространять билеты бесплатно. Не потому, что залы надо было заполнять зрителями, незнакомыми с приехавшими коллективами. Проблема заключалась в скромных зарплатах крымчан, не способных покупать дорогие билеты. Таким образом, «Крымская театральная осень» не носила коммерческий характер, это была совместная творческая акция, объединяющая театральное искусство всех народов России, включая возвращенный Крым.

Открытие фестиваля состоялось на сцене Ялтинского театра имени А. П. Чехова. Все было, как всегда в подобных случаях, включая приветственное послание министра культуры РФ Владимира Мединского. А вот от того, как будет принято зрителями первое представление - спектакль «Предложение. Юбилей» Национального драматического театра имени П. Кучияк из Горно-Алтайска - зависело многое. Сможет он заинтриговать публику, подогрев интерес к другим постановкам или нет. Поскольку режиссер Баатр Колаев шел за Чеховым, последовательно расшифровывая его замысел, то все складывалось в пользу театра. Первый акт спектакля прозвучал в виде комической оды глупости, когда герои слышат только себя и спорят по пустякам, а в это время счастье уплывает из рук. И вот уже жених лежит на полу в обмороке (его замечательно играет молодой актер Игорь Тазранов), а возможная свадьба висит на волоске. «Юбилей» продолжил череду непомерных амбиций на пустом месте, от чего выиграла занудная просительница Мерчуткина в гротесковом исполнении Анны Товаровой, запудрившая мозги председателю правления банка Шипучину (Александр Майманов) настолько, что тот свои деньги отдать не пожалел. Бурлеск, замешанный на тупом тщеславии, достигает своего апогея, когда сухонький, обиженный судьбой бухгалтер Хирин (Евгений Папитов) в ярости бросается на ненавистных кокеток, включая кукольную жену банкира, и праздничный юбилей грозит перерасти в «куликовское» сражение. Таким образом, непосредственная и органичная игра артистов в комических водевилях, сумевших перетянуть на свою сторону публику и разоблачить в человеке то мелкое и пустое, что скрывается за респектабельной маской, закончилось радостным братанием исполнителей и зрителей.

В стиле театра дель арте артисты Хакасского национального драматического театра имени А.М.Топанова представили гоголевскую «Женитьбу», неожиданно засверкавшую совершенно новыми красками. Здесь было перевоплощение особого рода. Актеры под руководством режиссера Владимира Норенко избрали стиль фантасмагории в галопирующей ситуации нелепых смотрин невесты, вынужденной по воле разбитной свахи достаться одному из номинированных женихов. У каждого из них есть свой козырь. У экзекутора Яичницы, похожего на запорожского казака в представлении Андрея Тюкпиекова, исключительная дородность и основательность. И если уж он хватит кого-то своим могучим кулаком, то непременно прибьет. Его-то больше всех и боится Агафья Тихоновна, отступая к спасительной двери и осеняя себя крестным знамением. Бальтазар Бальтазарович Жевакин (Николай Бельтереков) с петушиной ногой и в драном и пыльном сюртучке, скорее вызывает жалость и снисхождение у засидевшейся в девках пугливой Агафьи Тихоновны, эдакого «розанчика» в исполнении Александры Сукало. Никанор Иванович Анучкин Михаила Карачакова с красным бантом на шее и в обтягивающих клетчатых панталонах похож на захудалого конферансье разорившегося варьете, оставившего службу и страстно желающего заполучить в жены образованную мамзель, говорящую по-французски.

И только Иван Кузьмич Подколесин в исполнении Максима Султрекова не имеет в своем облике ничего примечательного, разве только до страшной дрожи в коленях боится всех женщин и предпочитает держаться от них на расстоянии. Обладая нерешительным характером, он выступает в роли жертвы Ильи Фомича Кочкарева, решившего насильно сделать Подколесина счастливым. Виртуозный мастер интриги Кочкарев (Валентин Ульчугачев), дирижирует нестройным оркестром женихов. Постоянно их провоцирует, придумывает разные казусы с проштрафившимися претендентами, унижает, учит невесту наплевать на условности, а если и плюнут в лицо, то не беда, для этого есть носовой платок. Одним словом, современный тип, получающий все удовольствия от жизни и не обращающий внимания на никчемных с его точки зрения людей. Сцена единственной встречи без свидетелей Агафьи Тихоновны и Подколесина поставлена режиссером в стиле комикса, где стеснительность героев, напоминающих двух клоунов Полунина, доведена до абсурда. Закомплексованные, они пытаются выйти на контакт, тужатся, чтобы рассказать о своих чувствах, но язык не слушается, тело деревенеет, ну а ноги выделывают замысловатые па. Благо, широкий диван позволяет артистам продемонстрировать пластические возможности.

Не менее полнозвучный актерский ансамбль зрители увидели в спектакле «На дне» Национального молодежного театра Республики Башкортостан имени Мустая Карима, часто бывающего на разных фестивалях. У исполнителей уже выработался свой код в понимании и изображении каждого героя. Прежде всего, правда чувств и никакой имитации, знай свое место и не переигрывай. Поэтому спектакль не стареет, не рассыпается, держится, как монументальная, страшная глыба. Люди, опустившиеся на самое дно, откуда уже нет выхода, существуют по принципу «русской рулетки», «день и ночь - сутки прочь», испытывая себя смертельным исходом, который здесь воспринимается в порядке вещей. И все-таки, даже у последней черты, они продолжают искать путь к правде святой. Именно поэтому утешитель Лука-Моисей в исполнении Марата Курбангалеева им не нужен. Вот Актер послушал его и удавился. Или Васька Пепел в креативном исполнении Салавата Нурисламова, попытался из воровской тьмы выйти на свет, возмечтал с любимой женщиной построить свой шалаш где-нибудь в Сибири, а жизнь подлая, собачья, взяла, да шарахнула так, что теперь небо видится только в клеточку. Спектакль Мусалима Кульбаева, можно сказать, выстрадан им вместе с артистами. Без авангардных изысков и режиссерских изобретений он поведал правду о жизни, которая требует колоссальной силы воли и веры в себя.

Именно эти три постановки лидировали на сцене ялтинского театра имени Чехова, где до сих пор нет своей труппы. Наверное, и само здание театра окончательно бы разрушилось, если бы не вмешался председатель СТД РФ Александр Александрович Калягин, обратившийся с просьбой к президенту России помочь восстановить памятный для города исторический объект. Только вмешательство В.В. Путина подстегнуло местные власти взяться за реставрацию театра и наполнить его жизнью в виде гастролирующих трупп и антреприз. Но ведь этого недостаточно для такого культурного центра, как Ялта, обладающего уникальным музеем-усадьбой А.П. Чехова. Побывавший на «Крымской театральной осени» Александр Калягин, встречаясь с местными журналистами, сказал, что пора подумать о Международном Чеховском фестивале в Ялте, куда охотно будут приезжать зарубежные театры, потому что Чехов - самый репертуарный и любимый автор в Европе.

Сделать это будет непросто. Ведь легче всего использовать бренд Чехова и намного труднее изучать и претворять в жизнь наследие великого русского писателя и драматурга. А теперь представьте: груши, посаженные Антоном Павловичем 120 лет назад, до сих пор плодоносят... Так неужели у театральной общественности не хватит сил возродить Чеховский фестиваль в Ялте, который будет создавать особую культурную ауру и плодоносить художественными идеями?!

Фотогалерея