СТРАЖДУЩИЕ И ЖАЖДУЩИЕ / Международный молодежный фестиваль «Живые лица» (Тюмень)

Выпуск №4-224/2019, Любительские театры России

СТРАЖДУЩИЕ И ЖАЖДУЩИЕ / Международный молодежный фестиваль «Живые лица» (Тюмень)

Громко. Ярко. Противоречиво. Фестиваль «Живые лица» в Тюмени всего за три дня сумел удивительно широко раскрыть все многообразие студийного театра. Девять спектаклей, не считая показов экспериментальной режиссерской лаборатории «Театр в городе. Город в театре», способны перевернуть представление о «любительстве» как таковом.

Стоит учесть, что в это число входят постановки внеконкурсной программы, одной из которых явилось красочное начало фестиваля. Челябинский театр современного танца под руководством Ольги Пона открыл «Живые лица» пластическим спектаклем «Несинхронно». На четко очерченной перепадами красного света сцене в собственных ритмах и пластике существуют восемь танцовщиц. Их движения отвечают исключительно их собственной органике, и ни одна из исполнительниц не старается быть отражением другой. Но в этом тотальном погружении каждой в собственную индивидуальность они становятся единым целым, сливаясь в хаотичных паттернах. Постановка необычна тем, что танцовщицам дают права голоса. Каждая девушка несет здесь свою историю не только танцем, но и словом - непрофессиональным, но притягательно искренним. Они говорят о своей внутренней боли, о сути профессии танцовщика, о восприятии мира сквозь танец. И в этом круговороте женских рефлексий прослеживается мысль о безмолвных людях, угнетенных желанием быть лучшими, которым, наконец, дали микрофон и позволили заговорить.

На контрасте с постановкой, открывшей фестиваль, следующим в программе был спектакль «Гуров» Театра-студии «Группа 208» (Тюмень) по рассказу «Дама с собачкой» А.П. Чехова. Легкий, воздушный, психологизированный - «Гуров» дает необычный ракурс на известный сюжет и втягивает зрителя в свой пастельный мир фантазийной Ялты. В нем чувствуется динамика, связь сценографии и внутреннего мира персонажей, погружение в историю от обаяния актерской игры. Но в случае с «Гуровым», жюри фестиваля высоко оценило сценографическое решение постановки, а в актерской работе отдало предпочтение польскому моноспектаклю.

Театр Зеленогурского центра культуры (Зелена-Гура, Польша) представил опус по мотивам романа Марии Матиас «Даруся сладкая». Спектакль-ритуал, где единственная актриса Марта Похребны, как некая юродивая, с босыми ногами и растрепанными волосами, повествует о своей жизни. Она стоит в темноте на сырой земле и исполняет цикличные движения, будто участвуя в обряде. Земля - проводник, ритуальный материал, свежая могила. Она раскидана по сцене как основной элемент декорации. Актриса топчется по ней, берет в руки, как сокровище, зарывается внутрь, кидает ее в зрителей. Помимо черной земли пространство сцены ничем не обрамлено, но несмотря на внешнюю скупость постановки, смыслы, заложенные в этой простоте, притягивают и не позволяют оторваться от действия.

Схожий по форме и «ритуальной» составляющей моноспектакль привез Театр ZA (Хельсинки, Финляндия). Постановка «Идущая за предел» по тексту из цикла КЛИМА (Владимир Клименко) «7 дней с идиотом, или Несуществующие главы романа «Идиот» мучительно и монотонно вводит в некий транс уже не актера, но и самого зрителя. Актриса Елена Спирина в старом, будто свадебном платье, медленным шагом обходит сцену несколько раз. Затем в полной тишине она приступает к своему паттерну руками, словно заводная балерина на шкатулке меняя положения рук в балетной позиции. В этом состоянии актриса начинает. Текст течет из нее как бесконечный поток фраз, неокрашенных интонацией. В него можно вслушиваться, а можно уйти в собственные мысли, ведь свобода нахождения в этой скуке - есть необходимое условие понимания спектакля и самого текста. Финал - физическое обнажение, как логическое продолжение непрерывного словесного потока, желание сбросить с себя тяжелое платье, сковывающее естественную органику.

Работа с текстом также проявилась в двух постановках Пермского и Омского театров, но уже в более классическом ключе. Так, театр «КС» (Омск) представил спектакль «Зима» по пьесе И. Вырыпаева «Валентинов день», как инсценировку известной истории, наполненной символизмом и метафорическими образами. Герои существуют в параллельных вселенных настоящего и прошлого, а разделяет их кружевная штора снега, по которой летают персонажи Шагала. Режиссер Наталья Козловская из тех, кто умеет рассказывать истории: трогательно, целостно, светло.

Наконец, победитель фестиваля - спектакль «Летели качели» по пьесе К. Стешека Камерного театра (Пермь), раскрывает историю о взаимоотношениях поколений через любовь к Егору Летову, как к иконе поклонения, идейному вдохновителю и внутреннему собеседнику и голосу протеста конца XX века в России. Сцена-трансформер: небольшой круг, вращающийся в зависимости от смены действия, и пустое пространство вокруг, не ограничивающее перемещения актеров. Аскетичность декораций позволяет в простом разглядеть необычное: образом больного отца главного героя становится грубое старое пальто, заботливо повешенное на «плечики» медсестрой. Стилевая выдержанность постановки сквозит во всем: в сухости произносимого текста, в срывающемся голосе на финальной песне, в устрашающей проекции некого чумного доктора, шагающего по холодным улицам этого «пластмассового мира».

Сквозь праздничность и легкость самой своей формы, фестиваль «Живые лица» дает представление о людях, страждущих и жаждущих театра в самых разных его проявлениях. При помощи танца, текста или одного энтузиазма, любители из самых далеких уголков страны отдаются сцене, не прося ничего взамен, генерируя при этом блестки искусства. Это удивительное явление, сконцентрированное на три дня в Тюмени, о котором необходимо говорить, чтобы «живое» не пряталось за рамки «профессионального», а «профессиональное» не становилось «мертвым».

Фотогалерея