Театральные уроки Татьяны Аугшкап (Москва)

Выпуск №4-224/2019, Лица

Театральные уроки Татьяны Аугшкап (Москва)

Она была скромная и застенчивая девочка - домашняя, любимая, а так как самая младшая, то избалованная. Смелости и бойкости старшей сестры Ирины у младшей тогда еще не было. Но ее актерская семья - красивая, талантливая, принятая зрителями в Риге, а потом после приглашения и переезда в столицу, и московским зрителем, - предопределила ее жизнь. А, может быть, актерский бог благоволил этой семье и самой девочке, нашей героине. И у нее просто не было другого выбора...

Нет, конечно, был выбор, как и у каждого человека, и она могла сделать шаг в другую сторону, например - стать модисткой, как ее мама Флора, но она прислушивалась к своему сердцу или к интуиции. И не обманулась.

Далее - по плану Судьбы - был зигзаг, некая заминка. Вчерашняя школьница не поступила в мастерскую легендарной Людмилы Касаткиной, не стала студенткой театрального института. Была обида на обстоятельства, на саму себя. Вся жизнь, казалось, теперь может измениться. Но это только казалось. Ей нужно было только подождать. Подождать один год, пересидеть, работая в кинопрокате. Смотреть, наблюдать...

Через год она стала ученицей режиссера, профессора Оскара Ремеза. Мастер, который когда-то ставил спектакль с Агрием Аугшкапом, своим любимым актером и другом, а тот для удобства сыграл одну сцену со своей маленькой четырехлетней дочерью. И вот она выросла... и стоит перед ним, а он смотрит на нее и думает: «Как неудержимо летит время!»

В том спектакле Ремеза в Театре им. А.С. Пушкина герой возвращался домой и девочка, его дочь, удивленная, испуганная, чумазая, вылезая из печки, где она пряталась, узнает отца, тянется к нему, протягивая ручки. Ком к горлу подступал, еле-еле сдерживались слезы.

И именно тогда, во время репетиции этой сцены «из печки» будущая театральная звезда получила свой первый урок. Агрий Робертович Аугшкап во время небольшого перерыва дал дочери совет: «Люди любят ходить в театр и смотреть спектакли, но не все могут сидеть в партере. Студенты... Они находятся там, наверху, на галерке. Они очень любят театр и хотят все слышать. Поэтому нужно говорить так, чтобы тебя зритель слышал и слушал». И показал в темноту зала, куда-то наверх. Этот урок актриса запомнила на всю жизнь и, если она в начале своего творческого пути вдруг скатывалась в творческое пошептывание, некую доверительность, то тут же вспоминала слова отца...

Следующий урок - от Сергея Бенкендорфа. В первый день занятий по мастерству актера счастливая студентка дернула ручку двери в мастерскую в тот самый момент, когда перед ней в аудиторию зашел профессор. Он посмотрел на ученицу и сказал: «После меня входить нельзя. Вы сегодня опоздали... Вы так можете опоздать и на выход...». Его взгляд прошел по удивленным и испуганным лицам первокурсников, среди которых были Ирина Розанова, Роман Мадянов, Игорь Угольников, Ольга Дубовицкая, Ирина Кулевская. И дверь перед опоздавшей закрылась. С тех пор она больше никогда не опаздывает и от своих партнеров, коллег тоже не терпит этой халатности.

Татьяна жадно училась. Оскар Ремез ввел традицию присуждать переходящее звание «лучшая студентка, актриса, актер» года и торжественно после весенних экзаменов, обсуждения режиссерской кафедрой всех студентов, вручал портрет К.С. Станиславского с его подписью. Три года подряд наша студентка получала этот раритет и была в центре внимания всей кафедры, которую возглавлял легенда советского и русского театра, главный режиссер Московского академического театра им. Вл. Маяковского Андрей Гончаров. Проходя по узким коридорам особняка, втиснувшегося в Собиновский переулок рядом с пожарной каланчой, известного, как ГИТИС им. А.Луначарского, и увидев студентку, он вдруг останавливался, подходил, здоровался и на долю секунды замирал, пристально вглядываясь в нее. Молчаливый разговор заканчивался так же неожиданно, как и начинался. Мастер поворачивался и размашисто уходил, а его свита из членов режиссерского совета, сотрудников деканата и ассистентов семенила следом. И это продолжалось в течение всех четырех лет обучения.

То, что ее судьба уже определена, Татьяна Аугшкап даже не предполагала. Ведь пробегая мимо причудливых венецианских окон, фасадных стен из красного кирпича, здания, построенного когда-то Константином Терским в стиле «эклектики», на подмостках которого когда-то блистали Сара Бернар и Элеонора Дузе, работали Всеволод Мейерхольд, Алексей Попов, Николай Охлопков, она могла только с благоговением взглянуть на него. О большем не мечтала.

Годы обучения пролетели быстро, наступил период дипломных работ. В их мастерскую пришли молодые педагоги, режиссеры, уже проявившие себя: Петр Фоменко и Кама Гинкас. И Татьяна получила новый театральный урок: нужно работать в любой роли и ни от чего не отказываться.

Сначала она изображала голос плачущего ребенка в безмолвной толпе спектакля «Борис Годунов», потом там же сыграла Ксению. В другой постановке выпускнице уже дали возможность выбирать из двух ролей - дочери или матери в «Блондинке» А. Володина в паре с однокурсницей Ириной Розановой. И Татьяна выбрала мать, хотя дочь тоже сыграла на генеральном прогоне. Спустя годы актриса поняла, что это был педагогический и психологический ход режиссера, урок. Именно он позволил раскрыть и нащупать ей свой диапазон. Кама Гинкас оценил творческое решение и талант выпускницы. Его недоумению, если не сказать больше, гневу не было предела, когда он стал невольным свидетелем разговора и отказа Оскару Ремезу Льва Лосева, директора Театра им. Моссовета в распределении Татьяны в легендарный театр Юрия Завадского. Главный режиссер Театра им. Н.В. Гоголя Борис Голубовский приметил выпускницу еще на первом курсе и сделал на нее запрос раньше всех. Перехватил.

Теперь Татьяну Аугшкап ждал театр, и ей предстояло создать галерею женских образов самых разных авторов - Боккаччо, Васильева, Толстого, Миллера, Островского, Найденова, Эйкборна, Горенштейна, Гельмана... Работать с плеядой известных режиссеров - Генриеттой Яновской, Евгением Арье, Татьяной Ахрамковой, Валерием Саркисовым... Каждый раз совершенствоваться, проникая в психологию героинь, находить ту или иную черту, деталь, позволяющую раскрыть образ. Стать Татьяной Аугшкап.

Но тогда она об этом еще не знала. Ей просто хотелось работать. Ее ждала театральная жизнь и новый урок. Звонок ночью. Она узнает, что завтра нужно сделать немыслимое - подготовиться и уже вечером сыграть вместо «звезды» Театра им. Н.В.Гоголя Светланы Брагарник в спектакле «Декамерон». И Татьяна сделала это! Творческий и молодежный максимализм может творить чудеса. Но вместо поддержки, актерской солидарности, она вдруг услышит за спиной шипение: «...Она что, с ума сошла? ... Выскочка!» Урок жизни театра в театре. Новый дом-театр не принял ее с распростертыми объятиями. Работа была, но тепла и того, что нужно для вдохновения, не оказалось. Она все больше чувствовала, что находится не в «своей тарелке».

И тут Татьяна неожиданно получает предложение от самого Андрея Гончарова перейти в «Маяковку». Гончаров и Голубовский дружили, и Татьяна в случае ее решения и перехода, должна была взять «огонь» в Театре Гоголя на себя, не афишируя прямого приглашения. Сложное решение. И не менее сложный поступок. Новый урок, но уже для взрослого человека. Работать и жить нужно с радостью, а если этого нет, то с прошлым надо рвать. Она и сейчас придерживается этого принципа. И Татьяна рискнула! Так она будет поступать всегда, в том числе и в личной жизни. Принципиально и необратимо. Договоренность с Гончаровым была соблюдена, и Аугшкап получила свой театр из красного кирпича, свою «Маяковку».

Ее открытость и доброжелательность позволили заслужить уважение Андрея Гончарова, какое-то отцовское благоволение. Хотя были моменты, когда облака сгущались. Характер мастера был непростой. Он мог так «разобрать» актера по винтикам и гаечкам, что тому впору было хоть под землю, под театр провалиться или бежать, куда глаза глядят. И даже большие актеры уходили, не выдерживали. Доронина, Павлов, Леонов... Но были те, кто его понимал и работал, поднимаясь до великих вершин в создании образов, оставаясь в памяти театра и зрителей.

«Маяковка» даст ей все - работу, роли, признание. Всего через десять лет Аугшкап получит звание «Заслуженная артистка России». Она даже смущалась, ведь в театре работали люди старше ее, но не отмеченные государством.

Наталья Гундарева, заглянув как-то в гримерную, сказала: «Шкапа, я слышала, что тебе звание дали? Согласись, бодрит?»

Действительно, бодрит. И создает нужное понимание для актера, что останавливаться нельзя. Нужно двигаться дальше, совершенствоваться. Любая награда, любое звание - это прежде всего испытание. Важный урок борьбы с собственным тщеславием, гордыней, творческим успокоением. Новый стимул для работы, а не остановка на достигнутом.

Сентябрь, 2001 год. Театральный мир попрощается с Андреем Гончаровым. Его уход будет символичен, как и его спектакль «Закат» по Исааку Бабелю. Смерть Андрея Гончарова - отчасти закат классического советского театра, каким мы все его помнили и любили.

В театре и стране произойдут перемены. Ворвется рынок. Система координат и главных человеческих ценностей начнет кардинально меняться. Нужно будет учиться жить по-новому, но при этом - сохранять достоинство, культуру, традиции. В годы развала страны и разболтанности в определении вектора развития государства и культуры не у всех это получилось и не всегда получается сейчас.

У Татьяны будут роли в спектаклях «Мертвые души» и «Банкет» нового художественного руководителя «Маяковки» Сергея Арцибашева. Но рынок диктовал свои условия, и все неумолимо стало скатываться к ремеслу, иллюстративности. И тут приходит удача. Началась работа с человеком творческого поиска, глубокого психологического анализа, по сути своей природы педагогом, профессором Леонидом Хейфецем. Это дало Татьяне ту творческую радость, вдохновение, мастерство, когда она полноценно раскрыла свой талант и поднялась на вершину сценического мастерства. Она способна перевоплощаться в спектакле «Синтезатор любви» в наивную, находящуюся на грани отчаянья из-за жизненных перипетий актрису Зою и в эксцентричного, делового робота Нан 300-Ф в пьесе Эйкборна. А следующая работа - Эстер Франц, разочарованная в жизни женщина, пытающаяся сохранить семью, в спектакле «Цена» А. Миллера. Именно эти новые роли станут ее личной новой точкой отсчета.

Потом последовали Анна Павловна Звездинцева, взбалмошная и рассудительная, истеричная и бессильная из-за увлечений эксцентричного мужа в «Плодах просвещения» режиссера Миндаугаса Карбаускиса, Злота в «Бердичеве» режиссера Никиты Кобелева, которая живет верой и которую спасает вера, Серафима Давыдовна Сарытова - влюбленная, открытая, искрящаяся, психологически подавленная и трагически убитая в спектакле «Блажь» режиссера Юрия Иоффе. И это только в репертуарном театре.

У нее будет и вторая творческая жизнь, работа в антрепризных проектах - и как актрисы, и как продюсера. Время экономических перемен. Но самоотдача, понимание сцены, культуры отношения к работе, говорят только об одном: уроки жизни для актрисы Аугшкап не прошли даром.

За ролями Татьяны читаются темы социального и исторического осмысления женщины, Женщины с большой буквы, которую она как актриса, конечно, защищает. Она всегда встает на сторону своей героини с безграничной открытостью, желанием великого чувства, чувства жертвенности и любви.

Недавно я задал вопрос: «Татьяна, ты можешь, наверное, уже подвести некий итог своего творческого пути?..»

Татьяна взорвалась своим неповторимым смехом, а потом, успокоившись, сказала: «Какой итог!? Рано... Рано... Я только начинаю творить! Сколько еще не сделано...»

Фотогалерея