Когда горит "огонь желанья" / Дмитрий Крюков (Нижний Новгород)

Выпуск №4-224/2019, Лица

Когда горит "огонь желанья" / Дмитрий Крюков (Нижний Новгород)

Вообразите себе артиста, который молчит весь спектакль, а зрительный зал влюбляется только в него. Это сложно представить, а уж стать свидетелем такой метаморфозы удается лишь единицам. Все-таки театр - это прежде всего слово. Диалог. Монолог. И нужно обладать незаурядными данными для того, чтобы запомниться. Актер Нижегородского театра «Комедiя» Дмитрий Крюков как никто другой смог перевоплотиться в загадочного Декана в спектакле Вадима Данцигера «Дом, который построил Свифт» и выразительно промолчать почти все действие. Это не просто хорошо выполненная задача режиссера, но и большая внутренняя работа над образом. Как это передать, когда у тебя всего несколько реплик в финале? Как заставить зрителя поверить в то, что происходит на сцене, почему все остальные действующие лица спектакля вращаются вокруг этой таинственной фигуры? Путь один - взгляд. Большие выразительные глаза актера передают все нюансы переживаний Свифта, всю невысказанную боль, всю его горькую иронию.

«Мне очень жалко, что сняли «Свифта». Я любил этот спектакль. Он сложный... И его тяжело смотреть, надо думать. Из-за насаждения развлекательных телепрограмм зритель разучивается это делать. И я не знаю как заставить размышлять. Вероятно, надо идти через эмоции, только это способно увлечь», - размышляет Дмитрий.

Да, этого замечательного спектакля уже нет в репертуаре театра. Почему? Сложно сказать. Это целая тема для диссертации - почему зритель не хочет идти на сложные, «многослойные» спектакли, а предпочитает им веселые развлекательные комедии. Любопытно, что Крюков, с такой выразительной внешностью и вполне сложившейся актерской судьбой давно мечтал стать режиссером и находиться вне сцены. «У меня мысли о режиссуре появились еще во время обучения в Нижегородском театральном училище. Откуда это родилось - не знаю. Поступать на режиссерский факультет сразу я элементарно боялся. Для меня режиссер - это человек, который знает жизнь, у него есть опыт общения с людьми, он должен быть своеобразным психологом. В юности я боялся всего этого и решил сначала поработать актером, понять всю театральную кухню. Мне очень везло на людей. Свою актерскую деятельность я начал в Сарове и работал там с прекрасным режиссером Виктором Тимофеевичем Арсеньевым, с режиссером детских кукольных спектаклей Ириной Михайловной Семенчук, также к нам приезжал Василий Федорович Богомазов, во время работы с которым я очень многому научился, - присматривался к тому, как надо работать. Потом перебрался в Нижний Новгород, где познакомился с Валерием Романовичем Беляковичем. Он мне и дал тот толчок пойти на режиссерское отделение. Конечно же, он хотел меня видеть актером... Предупредил, что жизнь будет несладкой. Учиться было тяжело, никаких поблажек не было. И поступал я в общем потоке. А Белякович мне сурово, но по-отечески вдалбливал азы режиссуры, за что я ему очень благодарен. Он воспитал во мне определенный стержень».

Учась на 3 курсе режиссерского факультета ГИТИСа Дмитрий Крюков выпустил музыкальную сказку «Кот в сапогах» в Нижегородском ТЮЗе. Долгие годы она не сходила с афиш театра и пользовалась успехом у маленьких нижегородцев и их родителей.

«Виктор Львович Шрайман, главный режиссер театра, доверил мне постановку, понятия не имея о том, кто я такой. Я просто позвонил ему, попросил о встрече, пришел, изложил свою концепцию... И он мне поверил! - Кажется Крюков до сих пор удивляется, что много лет назад это случилось именно с ним. - Несмотря на то, что в ТЮЗе меня хорошо знали и на роли в этой сказке были распределены ребята, с которыми я занимался в училище, поначалу было очень страшно работать».

В 2012 году в театре «Комедiя» Дмитрий Крюков уже как дипломированный режиссер поставил на большой сцене сказку «Алладин» по пьесе А. Чупина, а в 2014-м на малой - спектакль по пьесе Т. Дорста «Я, Фейербах». Еще через два года нижегородцы смогли оценить его постановку «Роман длиною в жизнь» по пьесе Б. Слэйда «В будущем году, в то же время», а в 2017-м увидела свет интерпретация небезызвестной комедии Марка Камолетти «Боинг-Боинг». Затем, один за другим, пришли приглашения на постановки мюзиклов «Кот в сапогах» и «Аленький цветочек», в Оренбургский государственный областной театр музыкальной комедии и «Старика Хоттабыча» Г. Гладкова и Ю. Энтина в Забайкальский краевой драматический театр в Читу.

«Когда я встречаюсь с артистами, я пытаюсь понять суть человека - на кого-то можно рявкнуть, чтобы мобилизовать, а с кем-то нужно два часа просидеть в гримерке, погладить по головке и сказать, что все получится. Они же все разные, каждый уникален. Я стараюсь их всех считывать», - делится Дмитрий.

Есть какая-то закономерность в том, что его часто приглашают на постановки сказок. Он настолько неравнодушен к тому, что происходит вокруг, что подсознательно старается отгородиться от всего отрицательного и неизменно верит в победу добра над злом, в человеческую искренность и справедливость. Очень переживает за свои спектакли, если не получается их контролировать. «Как-то я приехал в Оренбург ставить «Аленький цветочек» и под мой приезд поставили «Кота в сапогах», который шел в репертуаре уже год. Я так обрадовался, что спектакль держится! Они не потеряли энергии, не развалили, как это часто бывает, когда режиссер уезжает и актеры начинают подстраивать все под себя. И я понимаю, что этот спектакль им нравится, что они им дорожат».

Год назад Дмитрий Крюков приехал в Государственный русский драматический театр Республики Мордовия, чтобы поставить «Ивана-царевича» Ю. Кима и Г. Гладкова. По словам зрителей, таких замечательных музыкальных сказок город никогда не видел! Положительная энергетика молодого режиссера взбудоражила Саранск, внесла яркие краски и звонкие ноты в его размеренную провинциальную жизнь. «В Саранске мне очень хорошо работалось. Там потрясающая труппа, которая готова впитывать то, что дает им режиссер, они безумно голодные до работы. Мы с ними нашли не только общий язык, но и завязали тесные дружеские связи. Очень надеюсь, что мы еще на что-то решимся и продолжим совместную работу. Поначалу всегда страшно в новом городе, но чаще всего актеры понимают и принимают, у нас возникают доверительные творческие отношения и благодаря этому все плавно получается».

Исполнитель роли Шаха Бабадура, народный артист РМ Сергей Адушкин эмоционально рассказывал о Крюкове: «Я долгое время не был занят в детских спектаклях, а Дима приехал, взялся за постановку «Ивана-царевича» и вдохнул в меня новую жизнь. Он очень хороший режиссер и очень хороший человек. Мне показалось, что он любит актеров и всегда добивается того, чего хочет. Ему помогает то, что он и сам актер, он точно все показывает. Я был поражен тем, как он доступно объясняет. Одно слово - и тебе все понятно. Как-то легко все происходит. ... А еще он очень порядочный и честный. У меня долго болела кошка, и потом ее не стало, а Дима и Катя совершенно неожиданно пришли ко мне и подарили маленького котенка. Это о многом говорит...»

Неслучайно Сергей Алексеевич упомянул Катю. Екатерина Крюкова не просто любимая жена Дмитрия. Она его верный и надежный друг. А еще художник-постановщик всех его спектаклей. В конце этого года на сцене Красноярского музыкального театра Екатерина вместе с композитором и продюсером Кимом Брейтбургом, автором либретто Кареном Кавалеряном и режиссером-постановщиком, хореографом Николаем Андросовым выпускает очередную премьеру - мюзикл «Джейн Эйр». На вопрос о том, как ему работается вместе с женой, Дмитрий ответил лаконично: «Я ей полностью доверяю». Что еще можно добавить?

Лауреат премии Нижнего Новгорода (2016), лауреат премии «Нижегородская жемчужина» (2014) Дмитрий Сергеевич Крюков никогда не останавливается на достигнутом и уже третий год преподает актерское мастерство в Нижегородском театральном училище имени Е.А. Евстигнеева, в своей alma mater. «Сейчас у меня малыши-первокурсники. Очень их люблю. Они такие хорошие все... Мастер курса у нас - Юрий Дометьевич Фильшин. Он - самый главный, и я до сих пор у него учусь, стараюсь впитывать то, что он дает студентам. Мне очень нравится преподавательская деятельность. Фильшин прекрасный педагог. Было очень лестно и приятно, что он позвал меня ему помогать».

Обычно когда актер уходит в режиссуру, он начисто забывает о своей первой профессии. Верх берут тщеславие и самомнение, но ровно до того момента, пока жизнь не поставит на место. «Амбиции для меня не самое главное. Я хочу ставить, хочу самовыражаться через то, что я делаю. Слава - вещь второстепенная. Я получаю удовольствие от процесса. Но и жажда игры на сцене есть, люблю это. Когда играю, стараюсь отключаться и спокойно отдаюсь в руки режиссера. Главное, чтобы был хороший материал. Хотя у меня не было опыта отказа от работы с кем бы то ни было... Наверное, не смогу работать с материалом пошлым, физиологическим. Это я не приемлю. Буду сопротивляться, потому что не люблю грязь на сцене. Да, я могу выйти на сцену голым, если меня убедят, что это нужно и важно, но зрителю не должно быть стыдно».

Недавняя премьера спектакля «Затмение солнца» по пьесе Н. Прибутковской в постановке Вадима Данцигера в Театре «Комедiя» («СБ, 10» №10-220/2019), где Дмитрий Крюков играет роль сына Горького Максима, еще раз убедила в том, что он очень глубокий и серьезный актер. Создается ощущение, что ему мало предоставленного матерала и он готов выпрыгнуть за пределы пьесы. Максим Пешков получился живым - нервным, тревожным, предчувствующим свою загадочную гибель от рук беспощадных людей в погонах. Зрители волнуются за него и не уходят равнодушными. А это едва ли не главная задача актера, режиссера и всех задействованных в постановке - найти контакт со зрителем, взволновать его и заставить сопереживать.

...Каждый человек обязан хорошо разбираться в том, чем он занимается, чему он посвятил свою жизнь. Любая творческая профессия - особенная. Она не просто призывает к такому тщательному разбору, а дает бесконечные возможности для самореализации - самое главное, чтобы внутри горел «огонь желанья» и стремления к познанию нового. У Дмитрия Крюкова очень удачно получается сочетать несколько профессий - актера, режиссера, педагога, и, судя по всему, эта жадность до самореализации ведет его в нужном направлении. По крайней мере, очень хочется в это верить.

Фотогалерея