"Тебя нет - и спектакля нет!" / Иосиф Камышев (Брянск)

Выпуск №4-224/2019, Лица

"Тебя нет - и спектакля нет!" / Иосиф Камышев (Брянск)

Этот урок любимого режиссера Юрия Ильина народный артист России Иосиф Камышев усвоил на всю жизнь.

В декабре в Брянском театре драмы им. А.К. Толстого состоялся юбилейный бенефис любимца публики, отметившего накануне 70-летие. Последние восемь лет Иосиф Петрович Камышев успешно возглавляет Брянское отделение СТД РФ.


От Урала до Брянска

В актерскую профессию приходят по-разному. У Иосифа Петровича, наверное, самый оригинальный путь. В пятом классе он нахватал двоек и остался в школе на второй год. Но это, как ни странно, пошло на пользу: определило его выбор профессии и привело в театр. Иначе он не попал бы в класс к замечательной учительнице Зое Васильевне, которая очень любила театр и заразила этой страстью своих учеников. В Челябинске, где он рос, был свой театр в Доме пионеров, и здесь Иосиф впервые вышел на сцену.

А до этого слушал мамины сказки и разные захватывающие истории, и ему хотелось стать героем. Он и теперь любит играть в детских спектаклях. Его даже признали лучшим брянским Котом Леопольдом. Телевизора у них в доме еще не было, но по радио шла передача «Театр у микрофона»: «Барабанщица» А. Салынского, «Брестская крепость» С. Смирнова... Он не пропускал ни одной.

В Свердловском театральном училище его дипломной работой стала возрастная роль Маргаритова в «Поздней любви» по А.Н. Островскому. Случайно на спектакле оказался народный артист СССР Николай Плотников из Московского театра им. Евг. Вахтангова. Он подошел после спектакля и сказал важные для начинающего артиста слова: «Из вас может получиться хороший актер».

После окончания училища Камышев некоторое время поработал в Караганде, а затем целых восемь лет на родине, в Челябинском ТЮЗе. Кого только там не переиграл: от героев Чехова и Островского до Карлсона и Балды. Во «взрослый» Читинский драматический театр его переманил тогдашний худрук Александр Яковлевич Славутский, который сегодня возглавляет в Казани академический русский театр драмы им. В. Качалова. Иосиф Петрович считает его своим главным наставником в профессии.

Когда в 80-е годы он с женой Ниной Камышевой приехал в ее родной Брянск, в театре драмы начал работать главным режиссером Владимир Воронцов. Он встретил актерскую пару без энтузиазма, поскольку у него была своя молодежная труппа, приехавшая из Ярославля вслед за своим педагогом и режиссером. Однако артисты сумели доказать свою состоятельность, и вскоре Иосиф Камышев сыграл на брянской сцене заметные роли в спектаклях «Дожди», «Звезда немого кино», «Березовая ветка»... Камышев с благодарностью говорит о многих режиссерах, ставших соавторами его актерского успеха, - Эдуарде Купцове, Олеге Пермякове, Борисе Ярыше. С особым пиететом - о безвременно ушедшем Юрии Ильине.


Повезло с Гоголем

Недавно на сцене Брянского театра драмы в сотый раз сыграли «Игроков». Этот спектакль, по мнению многих, сегодня лучший. Актуальная тема. Талантливая изобретательная режиссура. Четко обозначенная главная мысль. Выверенный ритм. Слаженный актерский ансамбль. Во многом успех спектакля определяет яркая захватывающая игра главных исполнителей. Роль виртуоза-махинатора Утешительного требует от исполнителя особого профессионализма, чувства иронии, подвижности.

Новый главный режиссер театра Ильин ставил гоголевскую комедию десять лет назад. Иосиф Камышев вначале был назначен на роль Швохнева. Но по ходу репетиций, узнав актера глубже, Ильин доверил ему роль более крупную - Утешительного. Причем это произошло буквально недели за две до премьеры. Камышев согласился на замену с одним условием: если его, заядлого болельщика, будут впредь отпускать на футбол в Москву. Режиссеру пришлось пойти навстречу. Артист доверие оправдал: именно в этой роли ярче раскрылся его многогранный талант. А роль Швохнева удачно сыграл Юрий Киселев.

Утешительный в исполнении Камышева с упоением сам режиссирует и разыгрывает комедию в комедии. Это тот самый тип, про которого Городничий в «Ревизоре» говорит в сердцах: «Мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет». Кстати, Городничего Камышев тоже сыграет позже в спектакле, поставленном год назад Борисом Ярышем, и получит премию «Успех» за лучшую мужскую роль.

Гоголь ничуть не стареет в наши дни, напротив, наполняется новыми смыслами. Автор не без лукавства предпослал «Игрокам» пушкинский эпиграф: «Дела давно минувших дней». Ведь чем дальше, тем актуальнее тема «Игроков», и мы готовы повторить вслед за Ихаревым: «Черт возьми! Такая уж надувательная земля»!

Гоголевский персонаж определил и следующую роль артиста в его работе с Юрием Ильиным. После «Игроков» тот сказал, что теперь можно ставить «Дядю Ваню» в главной роли с Камышевым.


Уроки Чехова и Ильина

«Дядя Ваня» не так долго был в репертуаре театра, хотя получил достойную оценку и зрителей, и критиков. Камышев также завоевал приз «За лучшую мужскую роль» на Брянском международном фестивале «Славянские театральные встречи». Членов жюри впечатлило, что Войницкий в исполнении Камышева с самого начала - нервный неудачник, переживающий целую гамму чувств - от жажды справедливости до ревности и отчаяния. «В этой роли нельзя выехать на одной технике. Дядю Ваню надо играть всем сердцем, - говорит Камышев. - Я это остро ощутил, когда однажды работал вполсилы, вполнакала, думая, что режиссера нет в зале. А он был! В антракте Ильин вызвал меня в кабинет, долго молчал, смотрел мне в глаза. Держал паузу, которая показалась мне бесконечной. Потом как ударит по столу кулаком: «Ты что себе позволяешь!? Тебя нет - и спектакля нет!» Позднее, когда я играл уже на полную мощь, похвалил. Правда, за глаза. Это был хороший урок. Как жаль, что Юрий Ильин так рано ушел из жизни! Это был режиссер, которого я понимал с полуслова».

Есть роли, в которых артист еще вдоволь не наигрался, и многие зрители еще не успели его посмотреть, а спектакль по каким-то причинам уже не идет. Так вышло с Пугачевым в «Капитанской дочке». Жаль было прощаться Иосифу Петровичу и с Сарафановым в «Старшем сыне». С удовольствием бы еще играл в чеховских водевилях и спектаклях по его рассказам.

В его актерской судьбе и до дяди Вани было немало спектаклей по А.П. Чехову. Когда еще работал в ТЮЗе, в «Житейских историях» по рассказам Чехова исполнял главную роль в новелле «Отец» и получил диплом на Чеховском фестивале в Таганроге на родине писателя. Уже на брянской сцене играл в водевиле «Медведь». Позже появился его Чебутыкин в «Трех сестрах».


Мольер не прижился

А есть роли, с которыми Камышев расстался с легким сердцем. Не очень уютно чувствовал он себя в роли мольеровского Жоржа Дандена, и любит с юмором пересказывать отзыв одной зрительницы, услышанный в гардеробе: «Ничего не поняла! Выскочил какой-то толстяк, бегал-бегал вокруг фонтана. Намочил зад, и все закончилось». Неловкость испытывал артист и в главной роли в другой комедии Мольера «Плутни Скапена», приуроченной к его 50-летнему юбилею. То ли несоответствие с героем в возрасте мешало, то ли еще что-то... Хотя комедии - его стихия.


Выручает юмор

Он помогает в работе, особенно в комедиях и, конечно же, в капустниках, которыми славится Брянский театр драмы. Нынешний юбилейный бенефис Камышева тоже не обошелся без капустных номеров. Дюжина актрис - партнерш по разным спектаклям - буквально рвали на части юбиляра, объясняясь ему в любви. Две карги, Старость и Пенсия, в исполнении актрис Брянского театра кукол заслуженных артисток РФ Елены Сафроновой и Натальи Исаевой тоже требовали взаимности, но напрасно. Герой наш в хорошей форме и на пенсию не собирается. Об этом можно судить хотя бы по тому, как обаятелен и жизнелюбив его Петька Краснов из рассказа В. Шукшина в бенефисной комедии «Люди добрые».

Юмор не раз выручал Иосифа Камышева в трудных ситуациях. «Шутка лучше всего помогает разрядить обстановку, - признается он. - Думаю, не зря Григорий Горин в «Поминальной молитве» в самый трагический момент сделал такой анекдотический финал. Смех сквозь слезы очищает душу».


О корнях

Сыграть Тевье-молочника в «Поминальной молитве» Григория Горина по мотивам повести Шолом Алейхема было его давней мечтой. И вот уже восьмой сезон зал смеется и плачет вместе с героями этого спектакля. Конечно, начиная работать над ролью, он помнил, как играли Тевье великие русские актеры, наши современники - Евгений Леонов и Михаил Ульянов. Но Иосиф Камышев нашел свои краски, свои интонации и в сценах с Голдой в исполнении Юлии Филипповой, и в разговорах с урядником, и особенно - в диалогах-молитвах со Всевышним. Тевье, перепоясанный темным кушаком, сродни его трудяге-кляче в сбруе. Этот пояс - своего рода талисман для Камышева. Он не бутафорский и достался по наследству от отца.

«Мне в этом спектакле, - признается Иосиф Петрович, - помогло то, что называют голосом крови, что дано природой, отцом и матерью. В «Поминальной молитве» мне больше всего близка тема семьи, сохранения родового гнезда, корней. Самое дорогое для меня - детство. Тогда все были живы и здоровы: папа, мама, наши родные и близкие...» Иосиф Петрович жалеет, что мало расспрашивал родителей о своих предках, о родне, которую разбросало по всему миру. «Отец был классным портным, неплохо зарабатывал. Он предлагал мне: «Давай научу шить». Я, дурак, не хотел, - смеется Камышев. - Был бы сейчас знаменитым кутюрье, как Юдашкин».

Какие-то природные черты характера помогли ему в свое время и в работе над ролью мудрого суфлера Соломона в легендарном спектакле Брянского театра драмы «Кин IV». Легендарном, потому что главные роли в нем играли два великолепных актера, оба - народные артисты РФ. Короля сцены Кина исполнял премьер театра Валерий Мацапура, а принца Уэльского - специально приезжавший из столицы Игорь Костолевский. По мнению театралов, это был настоящий дуэт двух гениальных артистов. А точнее - трио. Поскольку Иосиф Камышев в роли Соломона существовал на уровне своих блистательных партнеров. Когда позднее Камышев с Мацапурой играли «Кина IV» в Гомеле, где этот спектакль тоже был в репертуаре, белорусские актеры, исполнявшие те же роли, честно признались: «Мы теперь даже не знаем, как после вас выходить на сцену».

Сегодня Камышеву жаль, что с Соломоном в «Кине IV» пришлось расстаться, как и с самим спектаклем. После кончины главного исполнителя Валерия Мацапуры его было некем заменить.


Футбол как образ жизни

Этой болезнью Иосифа заразил отец. «Как он болел! - вспоминает Камышев. - Мог заорать и хватить кулаком по столу! Таскал меня с собой на все матчи. А я уже своего сына Темку этим заразил. Он тоже фанат брянского «Динамо». У нас дружная мужская компания болельщиков сложилась. Тут все на равных - начальники, грузчики, слесари, артисты. Вместе ходим на хоккей, футбол, в баню, ездим на шашлыки. И даже в театр некоторые потянулись. Однажды в перерыве матча к Камышеву подошел с извинениями болельщик, сделавший накануне замечание: «Ну что вы так орете! А еще народный артист». И сказал: «Вчера посмотрел вашу "Поминальную молитву". Забираю свои слова назад. Простите, ради Бога».

Когда футбольную команду лишили лицензии, народный артист Камышев помог вернуть «Динамо» прежний статус, дойдя до самого верха.

 

«А удача - награда за смелость»

Не меньше пришлось похлопотать уже председателю Брянского отделения СТД РФ Иосифу Камышеву, когда нависла угроза над Брянским театром кукол.

«Камышев - это человек-театр, - говорит Михаил Лаврушин, его заместитель по СТД РФ. - Это наш самый колоритный и узнаваемый брянский актер. Поэтому именно его мы уже во второй раз выбрали главой СТД РФ. Он многое делает для наших театров. Особенно помог в борьбе за возвращение и обновление здания театра кукол. Было много звонков и писем в адрес центрального руководства СТД РФ по поводу этого коллектива, который на четыре года был лишен своего здания. Собрали пачки документов, обращались в разные инстанции, вплоть до прокуратуры. На всю страну прозвучало острое выступление Иосифа Камышева на съезде СТД РФ. Нас поддержал Александр Калягин, а в конечном счете - губернатор Александр Богомаз.

Иосиф Камышев вообще верит в свою судьбу и удачу. Дважды он попадал в серьезные аварии, но чудом оказывался невредим.


Не надоело «дедморозить»

Когда-то сам главный Дед Мороз из Великого Устюга его благословил и даже удостоверил бумагу печатью. Но Камышев и без этой верительной грамоты уже больше полувека «морозит». Начал еще в школе, в 8-м классе. И сейчас его в новогодние дни можно встретить в обличье Деда Мороза на областных и городских елках, в семьях друзей и знакомых: «Морожу до сих пор. Раньше сам искал адреса, теперь меня ищут и зовут. Люблю детсады. Детям нравится, когда каждый год один и тот же Дед Мороз к ним приходит. Тогда они начинают верить, что он настоящий».

А что Дед Мороз Камышев пожелает себе и нашим театрам? Чтобы нынешний Год театра не кончался 31 декабря, а продолжился дальше. Чтобы власти уделяли этому направлению еще большее внимание, чтобы продолжались реконструкции театрального оборудования и освещения, появлялись премьеры-события и новые яркие роли.

Фотогалерея