Судьба и провидение / Анатолий Лившун (Северск)

Выпуск №4-224/2019, Лица

Судьба и провидение / Анатолий Лившун (Северск)

В канун открытия 62 сезона Северский музыкальный театр поздравил заслуженного артиста Российской Федерации Анатолия Павловича Лившуна с 75-летием и полувековым юбилеем служения театру.

Практически вся творческая жизнь А.П. Лившуна прошла на глазах у северчан. В музыкальном театре он многие годы был занят во всем репертуаре, и это тот случай, когда публика шла «на артиста». Широчайший творческий диапазон позволил ему занять ведущее место острохарактерного актера-комика.

50 лет на северской сцене! Переживший театральные катаклизмы, сегодня Лившун любит театр не меньше, а может быть, даже больше, чем полвека назад. Он искренне считает директора и художественного руководителя СМТ Светлану Бунакову «второй после Бога». Ему в радость нынешняя атмосфера театра, отношение к артистам, постоянно обновляющийся репертуар. В общении со своими давними поклонниками он замечает: «Новые времена - новые песни. Когда-то мы любили оперетту, и это было прекрасно! Сейчас «на волне» мюзикл, и вы посмотрите, что творят молодые ребята!»

Задаю вопрос: «За свою долгую актерскую жизнь вы видели много театров, как бы оценили нашу сегодняшнюю труппу?». Анатолий Лившун, не задумываясь, отвечает: «Да ладно! Таких - просто нет. Я так говорю не потому, что здесь работаю. Просто очень много знаю про театры...»

Но сегодня хочется рассказать о том, чего не увидеть из зрительного зала, о чем не прочесть в характеристиках и не узнать из аннотаций к спектаклям. Ныне заслуженный (а тогда начинающий) артист Анатолий Лившун появился в нашем городе в августе 1969 года. Однако играть в Северском музыкальном театре начал чуть раньше. Как такое может быть? А вот были времена, когда театры активно гастролировали, и генералы приказывали полковникам отпускать солдат «служить» в Ансамбль песни и пляски!.. Но, впрочем, все по порядку.

Фронтового ребенка Толю родители пропавшего без вести отца не приняли, и мальчик сам выбрал себе папу. Мужчин повыбила война, а тот, кто вернулся, не испытывал недостатка женского внимания. Мама была красивой, кавалеры ухаживали исключительно за ней, «довесок» их не интересовал. Инвалид Павел Петрович Лившун на роль ухажера не претендовал, он сдружился с мальчонкой. Где мог, помогал по хозяйству. Однажды вечером чинил на кухне утюг, хозяйка вернулась с работы, и малыш выбежал ей навстречу: «Мама, ты что, не узнала?.. Это же папа с войны вернулся!». Фронтовик стал мальчику настоящим отцом и главой семейства, в котором чуть погодя родилась девочка. Они с сестрой дружны до сих пор и живут в одном городе.

В четыре года Толя Лившун был уже известным «артистом» в полуеврейском местечке Народичи, что на Житомирщине. Стихи, военные песни, чечетка и залихватское матросское «Яблочко» - равных ему не было. В школе никто не сомневался в артистическом будущем одаренного паренька. Но... «Яблочко», «бескозырка белая, в полоску воротник»... В 15 лет направился он в мореходку, засыпая и просыпаясь с мыслью о парусах, муссонах, галсах в штормящем океане. Когда «каптри» (капитан 3-го ранга) в приемной комиссии пояснил, что в той мореходке из него будут готовить бойца китобойной флотилии, почесал затылок: «Что плохого мне те киты сделали?» - и забрал документы. Поехал в другое училище, а там принимали только с 17 лет и требовался плавательный стаж. А какой стаж в степях Украины?..

Словом, от судьбы не уйдешь - оказался Анатолий Лившун в культпросветучилище. В городе Советск, бывшем Тильзите, в Калининградском анклаве. Рассуждал так: чтобы служить на театре, вроде, все умею, осталось баян освоить. Значит, дирижерско-хоровое отделение, где есть курс игры на инструменте. А на театральном в тот год случился недобор. Написал друзьям в Народичи, те прикатили, сдают вступительные. Одному задают этюд - отогнать змею от птичьего гнезда. А тот что ни сделает - все не так. Лившун в коридоре всю эту пластику выдал, рукой досадливо махнул и... с поворота налетел на человека с высохшей рукой. Им оказался завуч, бывший танкист, в танке горел - оттого и рука такая. «Я Вас прошу...» - так начал завуч профориентацию с растерявшимся абитуриентом. Догадались? Совершенно верно, не стал Анатолий Лившун учиться на хорового дирижера. Потому что вежливый завуч Михаил Васильевич Сковородкин привел его к педагогу Анатолию Васильевичу Смолякову, ученику самого Станиславского. Там, к слову, и на баяне играть научили. Конечно, выпускник театрального отделения Лившун поблагодарил завуча Сковородкина за дар убеждения. Тот, в свою очередь, назвал Анатолия особенным студентом и дрогнувшим голосом произнес: «Спасибо, что учились у нас...»

Несколько лет спустя, в 1969-м, уже после армейской службы, эти слова повторил Иван Николаевич Луцик, директор студии при Киевском театре оперетты. Надо ли говорить, что артист Лившун в тот же день был зачислен в труппу театра.

И тут возникает логичный вопрос: а в Сибирь-то какими судьбами? Уже в то время в Киевском театре оперетты русский язык не использовался даже в межличностном общении, не говоря о сцене. Это был национальный театр, и все показы шли, естественно, на украинском. Выросший на Житомирщине Лившун владел им в совершенстве, но «Ах, Сильва, я тебя кохаю...» как-то не пелось. И тут опять вмешивается Провидение. Оно устраивает встречу артиста Лившуна с дирижером Томского театра музкомедии (так в те годы назывался СМТ) Юрием Арнольдовичем Янкевичем. Спектакли на русском языке, квартира предоставляется, коэффициенты к окладу, роли первого плана - о чем еще мечтать молодому артисту? Ну да, в Сибири бывает холодно. Даже холоднее, чем в Североморске, где служил в армии.

Про армию отдельная история. Выпускника культпросвета брали руководителем художественной самодеятельности в войсковую часть ВМФ в Балтийске. Красивая форма, белая бескозырка, грезы юности. Работа худруком считается службой в армии - заманчиво, но - четыре года! А мечта о театре? В призывной комиссии военкомата уже и заявка от командира части лежит, не отвертишься. Отвертелся. Пошел рядовым в ПВО на три года, напросился на боевое дежурство в Североморске. Освоил специальность планшетиста, 140 знаков в минуту писал, дослужился до службы оповещения. И вдруг, как сказали бы на гражданке: уволен переводом. В артисты.

Служил тогда в Архангельске офицер по фамилии Шуб, с именем Григорий Израилевич. Художественную самодеятельность считал важной частью политработы. С Глебом Петровичем Буинским ездили они по гарнизонам, отбирали талантливых ребят из солдатского контингента. Про то, как полковник Ермилов «зажал» телеграмму с поручением отпустить «артистов» в распоряжение Шуба, а генерал лично приказал полковнику забыть о них, Анатолий Павлович рассказывает, смеясь. Так создавался Ансамбль песни и пляски при Архангельском Доме офицеров.

Наступил 1965 год, в СССР впервые праздновали годовщину Победы. Первый за 20 послевоенных лет парад на Красной площади, первые торжества в округах, первые медали «20 лет Победы в Великой Отечественной войне», первые концерты. Первый концерт Ансамбля песни и пляски Архангельского Дома офицеров состоялся в Ленинградском Доме офицеров. Второй - в составе праздничной программы в Кировском дворце Ленинграда. Этот большой концерт транслировался Первой программой Всесоюзного телевидения и шестью каналами Интервидения. Зрелище было потрясающее по объему и эмоциональному накалу. А что же наш герой? А он был ведущим! И точно помнит, что в Архангельске они пересматривали кинопленку с первого праздника Победы в Ленинграде. Анатолий Лившун очень просит помочь ему найти эту запись, он повторяет: «Ведь я живой еще! Я вел этот концерт...»

Но как же А. Лившун начал играть в Северском театре до приезда в Северск? Все просто - театр гастролировал, Янкевич назначил молодому артисту встречу в Павлодаре, куда очень своевременно (для Лившуна) опоздал один из штатных артистов северской труппы. С корабля на бал - это про тот случай. Премьера в день приезда, а ставили оперетту «Восемнадцать лет», и времени на ввод - 15 минут. Справился. Так и остался в роли. Уже в Усть-Каменогорске несмело подошел к режиссеру Ю. Мельцеру: «А когда меня прослушивать будут?» Тот засмеялся: «Да тебе уже зарплату начислили!» Пока шли гастроли, новичку оформили въезд в закрытый город, и все - с тех пор он наш!

Не раз и не два пытались заполучить «широкоформатного артиста» Анатолия Лившуна другие театры - и в Киев звали, и в Волгоград, и на юг, и на север. И в Северске было всякое, не только слава с почетом, но и конфликты. Что удержало артиста в неласковом «заколючье»? Что сегодня удерживает здесь молодых его коллег, работа которых интересна не только ему, но и столичным режиссерам, педагогам, критикам? Что сейчас приводит в наш театр выпускников престижных музыкальных вузов страны? Не иначе, Провидение...

 

Фото из архива Северского музыкального театра

Фотогалерея