Три минуты на всю жизнь / Евгений Женихов (Краснодар)

Выпуск №4-224/2019, Лица

Три минуты на всю жизнь / Евгений Женихов (Краснодар)

Все мы, святые и воры,

Из алтаря и острога

Все мы - смешные актеры

В театре Господа Бога...

Н. Гумилев


В 2001 году на пороге Краснодарского академического театра драмы появился мужчина «в самом расцвете лет». Спортивная фигура, волевой подбородок, насмешливый с прищуром взгляд. Не красавец, но чувствовалась в нем надежность, жесткость и то, что сейчас любят называть харизмой. Наверное, разглядев это, главный режиссер Юрий Ильин сходу предложил новому артисту центральную роль в готовящейся постановке. Люсиндо в «Хитроумной влюбленной». А в ответ услышал смех. Девять лет назад Евгений Женихов отказался от Люсиндо, посчитав себя слишком взрослым. И вот теперь, разменяв пятый десяток, играть романтического юношу? Смешно. Но режиссер убедил артиста и доказал, что Люсиндо не «голубой герой», а состоявшийся боевой офицер. И тогда Евгений, в который раз за долгую актерскую жизнь, вспомнил слова своей первой театральной наставницы, руководительницы Каменск-Уральской студии Людмилы Фокиной: «У тебя есть три минуты, чтобы убедить зрителя, что ты красавец». Как часто эта фраза становилась опорой при создании нового образа.

А началось все в далеком Каменск-Уральске, где в семье ветерана войны Георгия Евдокимовича и товароведа, бухгалтера Ольги Сергеевны 18 ноября 1959 года родился мальчик. Отец хотел назвать сына Олегом, мама - Женей. Победила любовь и в метрику записали: Евгений. Все школьные годы, по словам героя, он вел активную общественную жизнь. Верный пионер, комсомолец, комсорг школы, а потом училища. При этом - хулиган. Его могли выгнать с уроков. Он мог подраться с главарем местной подростковой банды. Но все его поступки и решения всегда получали поддержку родителей: «Это твое решение и ответственность нести тебе, но мы рядом». Всю жизнь Евгений Женихов не устает повторять, что главное его везение в этой жизни - его родители. До 15 лет он мечтал о морской романтике и даже отправил документы в Нахимовское училище. Но советская почта потеряла документы. Пришлось возвращаться в девятый класс. Что это, как не судьба?

В школу пришла новый библиотекарь. Людмила Фокина училась на режиссуре и предложила создать на базе школы драмкружок.

- Мне предложили заняться этим. А я был спортивный товарищ, ходил на бальные танцы. Какой театр?! Я всегда представлял себе детский драмкружок, где к бородам приклеивают мальчиков и они смешными голосами вещают что-то наподобие «Аленького цветочка». И тогда Людмила предложила мне потерпеть месяц и принять решение. Первым спектаклем у нас стало «Обыкновенное чудо»! 76-й год! Я играл министра-администратора, роль, которую потом исполнил Андрей Миронов в фильме. Это был совершенно хулиганский спектакль, на который к нам регулярно ходили актеры местного театра. Во второй постановке мы играли самих себя. «Ночь после выпуска» Тендрякова.

Вероятно честность и определенная храбрость руководительницы и толкнули Евгения к театру. В 10 классе он уже точно понимал, что в море не хочет. Театр - вот о чем стал раздумывать. Перед уходом в армию (а этот вопрос вообще не обсуждался в семье Жениховых: «Мужчина должен отслужить»), родители подарили выпускнику две недели каникул. Евгений поехал в Москву и в Ленинград. В Москве жил у сестры. Погулял, посмотрел столицу. А вот в Питере на его глазах снесли дом, в котором он должен был остановиться. Опять судьба. По совету Фокиной Женя идет в ЛГИТМиК, получает койку в спортзале и проходит все три тура. А дальше нужны документы. Но их не было. И Женихов возвращается домой, поступает в Свердловское театральное училище и до призыва успевает сыграть еще одну роль в любимой студии - Тони в «Вестсайдской истории». Вот тогда и прозвучали слова о «трех минутах и победе над зрителем». Одновременно он учится в училище, у замечательного педагога Вадима Михайловича Николаева. Когда в начале второго курса учитель привел юного артиста к себе домой и подарил ему пьесу «Горе от ума», подписав «Евгению Женихову, как пропуск на возвращение в училище», Женя был в шоке. Он никогда не считал себя любимчиком. А потом армия, Афган, полгода службы на боевом аэродроме авиамехаником приборного и кислородного оборудования. Многое случилось за эти шесть месяцев. Был день, когда Евгений подряд получил семь суток ареста и десять суток отпуска. Одно другое нивелировало. Было сильнейшее воспаление желудка и лечение спиртом, перелет из Афгана домой в почтовом самолете, что категорически запрещено. И невероятная встреча с однокурсником на аэродроме Кабула. Начальник караула дал этим мальчишкам десять минут, чтобы вспомнить училище, детство и беззаботную студенческую жизнь. И снова в нарушение устава.

«Война меняет отношения. Она делает человека более ответственным и в то же время, более человечным», - вспоминает Евгений Женихов.

После училища первым театром стал Русский драматический республиканский в Чебоксарах. И о многих своих ролях Евгений вспоминает с горящими глазами. Ясон в «Медее». Этот спектакль вернулся к нему через 20 лет в Краснодаре, но играл он уже Креонта. Еще капитана НКВД Милягу в первой постановке о Чонкине. Войнович разрешил сделать инсценировку, и первый спектакль играли на гастролях в Иваново. Шел он четыре с половиной часа. И тогда постановщик Гришанин принял решение: «режем». Спектакль сократился до трех часов, но стал жестче и мобильнее. Интересно решение образа Миляги. У Войновича он - «дуб». А здесь его сделали «белой костью».

Вскоре Евгений Женихов уехал из Чебоксар. Потом были Театр «Екатеринодар» в Краснодаре, «Театр на Покровке» в Москве, Тульский и Курганский драматический театры. И там любимые работы: Кречинский в «Свадьбе Кречинского», Председатель Вальсингам в «Пире во время чумы». Очень разноплановый, неожиданный, боящийся смерти и презирающий ее. Ну и совершенно хулиганская, искрометная комедия положений «Как важно быть серьезным» О. Уайльда.

А потом Краснодар. И здесь свою творческую удачу Евгений Женихов связывает в первую очередь с Алексеем Ларичевым. «Чума на оба ваши дома», где он сыграл Антонио и буквально выспорил право читать монолог о Венеции, доказав режиссеру, что без него никак. Евгений Женихов относится к той категории артистов, которые много сами привносят в спектакль и не боятся отстаивать свою точку зрения.

Следом была совершенно невероятная роль без слов в «Non Dolet». Азариас, по мнению Евгения, единственный, кто любит Жанетту по-настоящему. Их пластический этюд стал гимном противостояния сильных, независимых людей. Но при этом отдающихся друг другу.

Сезон 2009-10 Евгений Женихов вспоминает с юмором и благодарностью. Замечательный юбилей, проведенный в театре, подали документы на звание, концерт к 9 мая, который Евгений открывал монологом на семь страниц. А потом было скандальное увольнение группы артистов, не согласных с руководством театра. Четыре года без любимого дела. Но были концерты, праздники и любимый Новый год. И как только директор в драме сменился, Евгений вернулся на сцену. И сразу начал активно играть. Подколесин, а затем Яичница в «Женитьбе», Поп, Ребе в «Поминальной молитве», граф Альмавива в «Безумном дне, или Женитьбе Фигаро», Ворон в «Кубанских казаках», Казарин в «Маскараде». А еще у Евгения есть много работ в частном «Одном театре», где он очень часто на сцену выходит со своей самой дорогой партнершей, дочерью Дарьей. Совсем недавно вышел спектакль «С училища», где у Даши главная роль, а Евгений играет ее парализованного отца.

- У меня не было дискомфорта. Правда, поначалу меня коробило то, что я прочитал, но пьеса мне понравилась. Решил попробовать. А с Дашкой проблем не оказалось. Я давно отношусь к ней не только как к дочери, но и как к актрисе. На мой взгляд, очень неплохой актрисе. И всегда чем смогу, помогу.

60 - это уже не вершина, но еще и не спуск. И пусть у Евгения появятся еще много трехминутных рисков для покорения зрителя.


Фото из личного архива Е. Женихова

и с сайта Краснодарского театра драмы

Фотогалерея