Красота и легкость "Эоловой арфы"

Выпуск №4-224/2019, Мир музыки

Красота и легкость "Эоловой арфы"

II Международный театрально-музыкальный фестиваль и конкурс вокалистов «Эолова арфа», прошедший в Пятигорске в конце октября, - один из немногих смотров, который еще сохранил полагающуюся объективность, как это ни странно звучит, особую атмосферу и радушие. Участники конкурса, не вышедшие в финал, могли и дальше принимать участие в мастер-классах по вокалу, хореографии, теории, и это лишь одна часть айсберга. Фестиваль дал возможность приехать соискателям как из больших городов, так и из малых - из той провинции, которая нередко сверкает талантами, но не всегда появляется на знаменитых смотрах подобного формата.

«Эолова арфа» проходит ежегодно по двум номинациям: «Академический вокал» и «Оперетта и Музыкальная комедия». Опять же, так называемый неунывающий «веселый» жанр - редкий гость на музыкально-театральных конкурсах, а Ставропольский государственный театр оперетты, в стенах которого проводится фестиваль и который является его организатором, как раз истинный приверженец этого направления в искусстве.

Больше 50 соискателей слетелись из всей страны и ближнего зарубежья в курортный Пятигорск и несколько дней оспаривали право называться лучшими.

Жюри в лице его председателя, народного артиста России, солиста Большого театра Владимира Маторина, а также известной певицы, педагога Натальи Поповой, вдохновителя и одного из организаторов фестиваля, театрального и музыкального критика, главного редактора «Музыкального журнала» Елены Езерской, заведующей кабинетом музыкальных театров СТД РФ Ольги Кораблиной, музыканта, продюсера, режиссера Виталия Матросова, целыми днями прослушивали юных и уже зрелых конкурсантов, порой делая очень непростой выбор. Кстати, фестиваль расширил возрастную амплитуду соискателей (от 18 до 40 лет), позволяющую уже взрослым артистам попробовать себя в этом азартном и полезном деле, так как любой конкурс - это прежде всего возможность еще раз оценить свои силы, возможности, посмотреть на себя со стороны, пообщаться с коллегами, опытными мастерами, завязать профессиональные и дружеские связи.

Уже во время конкурса вокалисты были разделены на студентов и опытных участников, что вполне логично. Надо сказать, жюри постаралось максимально отметить участников «Арфы», отталкиваясь от особенностей и индивидуальности каждого.

Лауреатом I премии среди женщин в номинации академический вокал стала солистка сочинской филармонии Екатерина Богачева. Яркая, с красивым голосом (сопрано), умеющая грамотно распоряжаться своими возможностями, Екатерина сразу сделала заявку на золотой пьедестал. Ее темперамент и манеры безоговорочно выдают в ней лидера и приму.

Среди мужчин победу одержал не менее экспрессивный и фактурный Энхбат Тувшинжаргал (Монголия), работающий в Пермском театре оперы и балета. Каждый выход баритона давал такой поток энергии в зал, что всем было понятно: перед нами один из первых призеров. Он же был удостоен и приза зрительских симпатий.

Золото в номинации «Оперетта» досталось солистке Ставропольского театра оперетты Елене Басовой из Пятигорска и Сергею Спруть из Минска. Белорус показался в совершенно разных вещах, но исполнял он их непринужденно и легко. Очаровательная Елена Басова вместе со своим супругом Владимиром Басовым, лауреатом II премии, буквально искрились в дуэтах. На сей раз артисты ставропольского театра, вообще задавали тон в номинации «веселого» жанра.

Победителями, зашедшими на вторую ступень, стали Надежда Сорокина, сопрано из Самары, и солистка Луганской филармонии Дарья Лобова, тоже сопрано. У мужчин-академистов победу одержал тенор Андрей Формазов (Новокуйбышевск). У опереточников второе место поделили сразу двое: уже упомянутый Владимир Басов и обаятельный Алексей Капралов (Нижегородская область), среди женщин - Валентина Лазарь (Пушкино).

Бронза отбыла к совершенно разным, но невероятно женственным, с изящным вокальным стилем - Ксении Казачевской (Молдавия) и Арпине Агджоян (Армения). Сопрано из Молдовы повторила свой прошлогодний результат: на первой «Эоловой арфе» Ксения так же была третьей в академическом вокале. Лирическое сопрано из Армении запомнилась своей мягкостью и аккуратностью исполнения и поразительной теплотой, и не удивительно, что приз зрительских симпатий среди женщин был отдан именно ей.

У мужчин III премию разделили Максим Галенков из Иваново и Амирхан Умаев из Грозного. Максим Галенков решил попробовать себя в Пятигорске в академическом формате, но оперетта, кажется, баритону ближе, и жаль, что мы не увидели его в этом жанре. Тенор Амирхан Умаев может стать отличным певцом, если будет совершенствоваться и постоянно работать над собой.

Третьими призерами в опереточной номинации стали Артур Мухаметдинов (Энгельс) и Дмитрий Патров (Пятигорск). Солистка Ставропольского театра оперетты Анастасия Попова заняла третью ступень у женщин.

Среди студентов в академическом вокале места распределились следующим образом: I премия - сопрано Дарья Соколенко (Луганск), II премия - баритон Александр Линник (Ростов-на-Дону) и III премия - меццо-сопрано Милана Аванесян (Ставрополь) и тенор Аслан Диданов (Ростов-на-Дону).

Жюри конкурса также подготовило и специальные призы, которыми были отмечены сопрано Зинаида Громоздина (Москва), меццо-сопрано Султанова Хиринду-Сафи (Дагестан), а баритон Никита Деркач из Молдавии получил приз от «Музыкального журнала» «Восхождение». Ольге Шиманской из Пятигорска была вручена награда от Союза театральных деятелей РФ как лучшему партнеру, не участвующему в конкурсе. «Лучшим концертмейстером» признали Нину Громову из Луганска. Спецпремией за артистизм была удостоена сопрано Зухра Габуева (Нальчик). А почетный гость - директор сочинской филармонии Валерия Николаевна Анфиногенова вручила приглашение для участия в концерте с сочинским симфоническим оркестром в 2020-2021 гг. Владимиру Басову.

Сам фестиваль во главе с директором театра оперетты Светланой Калинской и при поддержке Министерства культуры и Союза театральных деятелей РФ, Министерства культуры и правительства Ставропольского края был организован на очень хорошем уровне, все вопросы решались быстро и без суеты. А атмосфера уюта и доброжелательности, отсутствие всяческих недоразумений и дрязг опять же говорят в пользу фестиваля.

Конкурс только начинает делать свои первые шаги, но он ни в коем случае не напоминает игру «перетягивание каната», а на его подмостках идет именно творческий, профессиональный диалог неравнодушных людей, занимающихся одним делом. И, конечно же, участникам, которые сегодня разъехались по домам, хочется пожелать не просто вокального мастерства, а стилистической тонкости, обретения своего «я», артистического вкуса и глубокого понимания материала, с которым приходится работать. В чем выходит артист, как выходит, с чем выходит - это то немаловажное, что и формирует настоящую Личность.

«Эолова арфа» - памятник, чудная беседка, одна из прекрасных достопримечательностей Пятигорска. С горы, где находится этот символ гармонии, видна та часть города, откуда он зарождался, города, знаменитого не только как последнее пристанище великого русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова, но теперь и как радушного хозяина очень нужного фестиваля с красивым и поэтичным названием.


Фото Валерия ШИЛОВА

Фотогалерея