Знак равенства / Юбилей у Станислава Мальцева (Иркутск)

Выпуск №4-224/2019, Юбилей

Знак равенства / Юбилей у Станислава Мальцева (Иркутск)

7 декабря отметил 50-летний юбилей главный режиссер Иркутского академического драматического театра им. Н.П. Охлопкова Станислав Валерьевич МАЛЬЦЕВ.

Мы познакомились с его творчеством еще в те годы, когда он возглавлял Драматический театр Тихоокеанского флота во Владивостоке, а на протяжении нескольких лет параллельно с ним Уссурийский драматический театр, поставил три спектакля в Белгороде. И буквально с первого увиденного спектакля стали понятны и приверженность режиссера к традициям русского психологического театра, и острое восприятие современности, и глубина и точность прочтения произведения - будь то русская или мировая классика, классика советской эпохи или современные пьесы. Об этом могут засвидетельствовать сами имена авторов, по пьесам которых рождались спектакли Станислава Мальцева: А.Н. Островский, А.П. Чехов, Шекспир, Голдсмит, Нил Саймон, М. Зощенко, Евг. Шварц, В. Розов, А. Володин, В. Шукшин, Г. Горин, В. Гуркин...

Сильное, глубокое впечатление произвели показанные в Москве на фестивале военных театров спектакль «Фронтовичка» А. Батуриной и «Сашка» по повести В. Кондратьева. Лиричностью, юмором и нежностью по отношению к персонажам отличается идущий уже несколько сезонов на аншлагах спектакль «Любовь и голуби» В. Гуркина; тонким постижением характеров в их переплетении дышит спектакль «Земля Эльзы» Я. Пулинович, юношеским бунтом на все времена - «Жестокие игры» А. Арбузова. Эти три спектакля пользуются не только зрительской, но и актерской любовью в Белгороде. И - стремлением артистов труппы еще и еще раз встретиться с Мальцевым в работе.

В Иркутске с успехом идут поставленные Станиславом Мальцевым «Царь Федор Иоаннович» А.К. Толстого и «Горе от ума» А.С. Грибоедова. О недавней премьере грибоедовской комедии Мальцев говорил в одном из интервью: «У дореволюционных антрепренеров было такое убеждение: если в двух пьесах - «Горе от ума» и «Ревизор» - актеры расходятся, значит, это хорошо укомплектованная труппа... А когда начал готовиться, то вдруг понял, насколько это понятная история о любви, о взаимоотношениях Чацкого, Софьи и всего остального мира, который и олицетворяет Россию... «Горе от ума» - это такая же вечная, как и Россия, история. Мы можем рассказать ее современным языком, как ее видим... Вообще, в настоящее время отношения театра и зрителя строятся по принципу диалога, а не на дидактике и нравоучении. Театр приглашает задавать вопросы, отвечать, думать вместе с режиссером и самому попытаться найти ответы. Каждый выберет для себя, что значит это название, вложит свой смысл... В чем оптимизм «Горя от ума»? В самом авторе. Почему пьеса живет на протяжении больше 200 лет и до сих пор не теряет своей актуальности? Потому что Чацкие были, есть и будут в мире. В консервативно настроенной среде обязательно появится талантливый человек, который в чем-то опередит время. Но если бы такие люди не рождались, то общество давно бы уже превратилось в сонное холодное болото».

Мы очень надеемся увидеть этот спектакль. А пока - поздравляем Станислава Валерьевича и от души желаем ему радости творчества и радости жизни, которые, судя по всему, равны для него.

Фотогалерея