Рыцарь с открытым сердцем / Выставка памяти Д.Брусникина в Московском музее современного искусства

Выпуск №4-224/2019, Выставки

Рыцарь с открытым сердцем / Выставка памяти Д.Брусникина в Московском музее современного искусства

17 ноября, в день рождения Дмитрия Брусникина, в Московском музее современного искусства завершилась выставка «Человек размером с дом», посвященная памяти этого выдающегося театрального деятеля. Проект был осуществлен совместно с XIV Международным фестивалем-школой современного искусства «Территория» и Мастерской Брусникина. Куратором выступила Ксения Перетрухина - известный театральный художник, единомышленник и соратник яркого артиста, режиссера, педагога.

Как говорит она сама, выставку хотелось сделать «не только про, но и по-брусникински». Во всех смыслах слова большой красивый человек, за неполный 61 год жизни так много успевший, был открыт всему новому, не боялся меняться (но не изменять себе!), любил учиться - у великих ли педагогов, у «зеленых» ли студентов, - жил, как дышал - полной грудью. И название «Человек размером с дом» не только отражает концепцию Ксении Перетрухиной, разместившей экспозицию на четырех этажах Образовательного центра ММОМА в Ермолаевском переулке, но прежде всего определяет масштаб мастера, ушедшего слишком рано.

«Дмитрий Владимирович щедро раздавал себя, и каждый, кому повезло его знать - носитель кусочка Брусникина», - говорит Ксения. Его нельзя описать одним словом: даже прозвищ у него было несколько. В павильоне «Спящий великан», расположенном на третьем этаже в центре выставочного пространства, был представлен фрагмент футбольного поля с грудой мячей, на каждом из которых написаны шутливые имена: «Демьян Борисович», «Брюс», «Митечка» (артист был заядлым футболистом и обожал играть - как выясняется, не только на сцене). Собрать эти кусочки, сложив из них цельный образ, - вот задача, решаемая выставкой. И то, что способ сложения, а значит, и результат у всех разный, входит в концепцию художника, считающего мастера личностью возрожденческого масштаба.

Такому, как он, действительно мало одной комнаты. На первом этаже особняка размещались памятные фразы и цитаты, а в кафе было представлено особое «Брусникинское меню» с жареной картошкой: Дмитрий Владимирович любил простые вещи. Не только в быту, но и в профессии. «Ребенок что-то нарисовал, и мы все радуемся, когда он что-то нарисовал. Брусникин так же радовался каждой фигне, которую приносили студенты», - вспоминал кто-то из его близких. Он сохранил в себе способность смотреть на мир широко открытыми глазами, как умеют, кажется, только дети. Недаром его любимой книгой были «Три мушкетера», о чем напоминала инсталляция в библиотеке на втором этаже, где каждый день его ученики, друзья и коллеги читали по главе из романа. На пятом этаже можно было посмотреть видеоинсталляцию, составленную из записей разных лет, демонстрирующих крупные планы этого энергичного театрального (да и не только) деятеля.

Но основное внимание привлекали экспозиции третьего и четвертого этажей. Здесь была представлена биография Брусникина - официальная, из дат и событий, и субъективная, составленная из воспоминаний, интервью, брошенных вскользь фраз, впечатлений друзей, коллег, учеников. Пространство зала опоясывала игрушечная железная дорога, по которой весело пыхтел паровозик, не задерживаясь у «верстовых столбов» - аккуратно набитых деревянных брусков с цифрами, обозначающими жизненные вехи мастера. Рождение, поступление в институт - сперва в «серьезный» зеленоградский МИЭТ, позднее - в Школу-студию МХАТ на курс к Олегу Ефремову. Дмитрий Владимирович, уже осознанно шедший в театральный вуз, прошел и в «Щепку», и в «Щуку», но выбрал легендарную школу, где ощущал живое дыхание. Еще несколько станций - и вот паровозик мчится мимо таблички «Уход из МХАТ» (закольцованность рельс многие факты представляет по-особому, а там недалеко и станция «Возвращение»)... Уходил в Театр-студию со знаковым названием «Человек» вместе с верными товарищами - Романом Козаком, Александром Феклистовым и Игорем Золотовицким. Спектакли, созданные в камерном студийном пространстве, стали резонансными, а постановка «В ожидании Годо» знаменовала режиссерский дебют Брусникина. «Это редкая удача, когда придумываешь с друзьями и доверяешь... И никто не считал себя режиссером в то время...»

Но он обладал и этим талантом, реализованным в том числе и в Художественном театре. МХАТ никогда не отпускал его, и в легендарных стенах Брусникин чувствовал себя своим - артистом ли, режиссером ли, педагогом. Его очень ценил и любил Олег Ефремов - настолько, что отпустил в свободное плавание в Студию, но уже скоро уговорил вернуться. Многим совместным планам не суждено было сбыться, Олег Николаевич серьезно болел. Тяжело вспоминать этот уход в свете другого, такого недавнего...

7 августа Брусникин был назначен на должность худрука «Практики», 9-го его не стало (август - вообще важный месяц в его судьбе)... Но жизнь продолжается, и об этом напоминает следующая дата: 20 число - день рождения внука Дмитрия Владимировича. Личные истории чередуются с профессиональными, назначения, награды, спектакли органично выстраиваются вдоль железнодорожного полотна, перемежаясь не менее важными событиями - женитьбой, встречами, переездами. Именно частное, родное сформировало его как артиста и режиссера. «Брусникин - любимый сын. Это предельно важно - благополучный, нетравмированный, он потом всю жизнь будет раздавать эту любовь и внимание...» В нем жила пронзительная романтика, поэзия, рыцарство, его обожали студенты. Наверное, поэтому ему удалось выпустить столько ярких курсов, а потом и создать знаменитую «Мастерскую».

«Я придерживаюсь такой точки зрения, что театры не появляются по воле одного человека. Они появляются в силу каких-то загадочных обстоятельств. Если говорить пафосно - значит, что время пришло», - говорил мастер о рождении коллектива, целиком включившего курс 2015-го года выпуска. Им было по 20 лет, а их имена уже были на слуху у тех, кто внимательно следит за российским театром. Спектакли в «Практике», «Театр.doc», Центре им.Вс. Мейерхольда и Боярских палатах, церемонии, фестивали, перформансы - брусникинцы везде и всегда нарасхват: и четыре года назад, и сегодня, когда Дмитрий Владимирович уже не с нами. В памятном 2015-м он получил премию журнала «Сноб» за «новый театр - молодой, экспериментирующий, живой». Его «Мастерская», хотя и ставшая старше, растет, развивается, продолжает экспериментировать и ничего не боится. Ведь их любимый руководитель «принципиально говорил всему "да"», потому что «наслушался в театре - это невозможно, не получится, это сделать нельзя».

Кажется, что он мог все - не только с профессиональной, но и с человеческой точки зрения. Со стен выставочного пространства смотрит на зрителей Дмитрий Брусникин - не «официальный», а домашний и неформальный. Вот он, уютно укутавшись клетчатым пледом, лукаво поглядывает в объектив, вот выступает на каком-то мероприятии, но даже у микрофона на торжественной встрече выглядит обаятельно-небрежно, непафосно. Забавная цитата-воспоминание дает точную характеристику: «Диван был его идеальным пространством, его островом, его печкой Емели. Брусникина так и помнят - как он лежит на диване». Много фотографий из семейного архива. На одной совсем юные тоненькие Марина и Дима расписываются в ЗАГСе, и всеми, кто знает историю их долгого счастливого творческого и человеческого союза, снимок воспринимается с щемящим чувством. «Мы очень вовремя поняли, что наша жизнь может и должна идти параллельно», - рассказывала Марина. Не только она одна жила с ним «параллельно» - то же могут повторить друзья, знакомые, ученики Дмитрия Владимировича, который для всех оставался самим собой, открытым, доступным, простым, кристально чистым.

Родившийся в семье военнослужащего, он с детства привык к кочевью (и потому как нельзя более точной выглядит метафора железной дороги). Может, отсюда и его наблюдательность, интерес к любому событию, а главное - к людям. Но «самое интересное - это ошибка. Ничего интереснее ошибки не может быть, потому что она живая». И театр, которому, как говорит его супруга Марина Станиславовна, он был бесконечно предан, - тоже дело живое, совместное и прекрасное. Стены экспозиции были увешаны программками к его спектаклям, фотографиями постановок, афишами - как их кажется много! На сцену МХАТ он вышел еще на втором курсе, вошел в труппу, начал преподавать. В 2006-м получил профессорское звание, но академизма и закоснелости, часто ассоциирующихся с этим словом, в нем никогда не было. «Он считал, что невозможно, не развиваясь, оставаться современным. Надо слушать контекст, получать этот контекст от человека. Надо считывать видение других - Брусникин учился у своих студентов».

И не только у них - у классиков, коллег, природы. Дмитрий Владимирович был страстным грибником, и этому увлечению был посвящен целый павильон на четвертом этаже. Там были установлены тяжелые стволы деревьев, раскинута палатка, слышался тихий музыкальный свист. Выставочное пространство этой части экспозиции было оформлено в стилистике спектакля «До и после», сочиненного Брусникиным в творческом союзе с Ксенией Перетрухиной. Глазам посетителей представал длинный стол, готовый к общему чаепитию, и множество фанерных дверок с символическими надписями, открыв которые можно было прочитать истории, важные для мастера, обманчиво обрывочные воспоминания, посмотреть видеозаписи его выступлений. В одной из ячеек лежали душистые зеленые яблоки, словно вторящие рассказу о живом театре, так любимом мастером, в другой стоял чемодан, в третьей висела одежда, сопровождаемая пояснением: «Конечно, не могло быть и речи о костюмах...»

И, конечно, гитара - Брусникин прекрасно пел, очаровывая своим умением знакомых и незнакомых. Телезрители наверняка помнят его мягкий бархатный голос. Галантный высокий красавец, кавалер, настоящий мужчина - таким он был не только на экране, но и в жизни. Недаром в экспозиции на небольшой полочке стояла статуэтка опирающегося на меч латника. Это точнейший образный портрет Дмитрия Владимировича Брусникина - личности ренессансного масштаба, человека размером с дом, рыцаря в сверкающих доспехах, не закрывающих сердца...

 

Фото Марии МАКАРОВОЙ

Фотогалерея