Человек эпохи Возрождения / Памяти Юрия Борисова

Выпуск №4-224/2019, Вспоминая

Человек эпохи Возрождения / Памяти Юрия Борисова

8 ноября великому русскому артисту Олегу Ивановичу Борисову исполнилось бы 90 лет. К юбилейной дате в серии «ЖЗЛ» вышла книга А. Горбунова, посвященная творческому и жизненному пути народного артиста СССР. На сцене МХТ им. А.П. Чехова состоялся вечер его памяти, федеральные каналы показали знаковые киноленты с участием Олега Ивановича, документальные фильмы о нем.

Но не все знают, что главной гордостью Олега Ивановича и его жены Аллы Романовны был сын Юрий. Он оказал заметное влияние на своих современников - актеров, режиссеров, музыкантов, солистов оперы и балета, литераторов и художников. С ним дружили, советовались, вдохновлялись идеями, которыми он щедро делился. Самого Юрия, талантливого режиссера, писателя, сценариста, без преувеличения можно назвать человеком эпохи Возрождения за его устремленность к познанию и самосовершенствованию. Он предпочитал оставаться несколько в тени и редко говорил о себе и своих работах. Хочется, наконец, исправить эту историческую несправедливость и вспомнить человека, который уже в три года ощущал событийность жизни и потому создавал на бумаге собственные миры, в которых все оживало, оформлялось в художественные образы.

Он успел многое - поставил спектакли, в том числе и дипломный, в Камерном музыкальном театре под руководством Б.А. Покровского, открывал имена новых композиторов, снимал фильмы, отредактировал дневники отца и написал лучшую книгу в музыкальной мемуаристке - о С.Т. Рихтере.

Говоря о таких значительных личностях, как Юрий Борисов, принято указывать координаты земного существования (2 апреля 1956, Киев - 16 ноября 2007, Москва), но, уступив этому правилу, добавим - путь его оказался настолько духовно и творчески наполненным, что даты и рубежи теряют свою непреложную силу. Литературные таланты Юрия стали проявляться почти с рождения. Его сборник рассказов «Полицейский Жопс-Мопс и убивец Сосис Сардельевич» наделал шума в Киеве и бережно передавался из рук в руки. Автору было всего три года. В это же время Юра писал письма на телевидение с просьбой показать тот или иной полюбившейся ему мультик. Однажды, по воспоминаниям Аллы Романовны, в детской телевизионной редакции, куда она заглянула из своей, молодежной, состоялся любопытный разговор. Молодые женщины обсуждали подрастающих детей. Дошла очередь до Борисовой. Главный редактор поинтересовалась, как они с Олегом назвали сына.

- Юрий.

- Как? Юрий Борисов? Так вот, оказывается, кто забросал нас заявками на какие-то мультики! Наша коллега получила выговор от начальника.

В то время на втором этаже сидел председатель Государственного комитета радио и телевидения, ответственный за то, чтобы пожелания зрителей и слушателей неукоснительно выполнялись. Юра писал возмущенные письма и грозился пожаловаться в сатирическую передачу «Телегачок» («Телекрючок»), что на заявки не отвечают и, вообще, взрослые незаслуженно обижают детей. Требовал справедливости. «Вас всех надо в «Телегачок», вы не показали мультфильм!» Родители об этом даже не подозревали - письма в почтовый ящик опускала помощница по хозяйству. По иронии судьбы, это были единственные критические письма, которые он когда-либо написал. Юрий принципиально не участвовал в закулисных и прочих играх, избегал сплетен и досужих разговоров.

Погружение в мир большой литературы у пятилетнего Юры произошло благодаря Олегу Ивановичу, когда с полки пузатого книжного шкафа отец снял томик из собрания сочинений Гоголя, первого в библиотеке молодой четы Борисовых. В то время на полках уже теснились Шекспир, Лесков, Станиславский, Манн... Сыну был вручен талон и дано ответственное поручение - начать собирать Чехова. Любовь к слову Юрий пронес через всю жизнь - он вел дневниковые записи, записывал впечатления, размышления, но главное место в его дневниках было отведено музыке.

Все опять-таки началось в бессознательном возрасте, хотя это едва ли можно отнести к человеку, который, кажется, с младенчества понимал себя и анализировал все происходящее, умел фиксировать каждый миг жизни, поэтизируя ее. В доме устраивали настоящий цирковой номер - маленький Юра, еще не умевший ходить, доставал из стопки пластинок ту, которую заказывал Павел Луспекаев, коллега Олега Ивановича по Театру им. Леси Украинки, приходивший к Борисовым в гости. Например, пластинку с песней «Ландыши» или «Дни и ночи». Юра проводил целые дни у радиолы, слушал музыку. Мир становился все более ярким и объемным.

С отцом они часто заходили к писателю Виктору Платоновичу Некрасову, взрослые вели интересные беседы, которые Юра впитывал как губка. А во дворе их дома по бульвару Шевченко собиралась дружная компания Юриных «одноколясочников». Первым на свет появился Евгений Каменькович, через год - Юрий Борисов, потом Александр Боровский. Окружающие понимали, что Юра - необычный мальчик, наделенный талантами. Он не играл с другими детьми в «войнушку», а писал романы.

Интересной была жизнь у семьи в то время в Киеве. Олег Иванович служил в Театре им. Леси Украинки и уже успешно снимался в кино, а Алла Романовна работала на телевидении. Но интриги в театре вынудили Борисовых задуматься о переезде в Москву. Судьба распорядилась иначе. Павел Луспекаев познакомил Олега Ивановича с Георгием Александровичем Товстоноговым, и режиссер пригласил талантливого молодого артиста в Ленинград. Шел 1964 год. БДТ гремел на весь Советский Союз, и о том, чтобы попасть в труппу Г.А. Товстоногова можно было только мечтать. Пока Олег Иванович снимался у Эльдара Рязанова в фильме «Дайте жалобную книгу», семья обустраивалась в Ленинграде, в квартирке на улице Правды, в которой раньше жил камердинер графа Юсупова. Потом появилась просторная, четырехкомнатная - на Бородинской улице, обе рядом с театром, в самом сердце города. В новостройках дух Петербурга-Ленинграда не прочувствуешь. Но Юра тосковал по солнечному Киеву, отправлялся туда с прабабушкой каждое лето, и, засыпая на скучных уроках физики, мысленно гулял по улицам своего детства.

Олег Иванович с юности любил книги, особенно букинистические издания, и даже во времена учебы в Школе-студии МХАТ с ними не расставался. И, едва обосновавшись в Ленинграде, он брал восьмилетнего Юру с собой в книжные «подвалы» на Литейном проспекте. Им открывался мир Пушкина, Достоевского, Чехова. Отец очень сокрушался, что так мало играл своих любимых авторов на сцене и в кино. Тем временем Юрий участвовал в олимпиадах по литературе, увлекся греческой филологией, всерьез занимался шахматами. В гости регулярно приезжали футболисты из киевского «Динамо» во главе с Валерием Васильевичем Лобановским. Отец и сын Борисовы всегда были страстными болельщиками, и Юра с радостью водил гостей по городу, показывал Эрмитаж, разыгрывал с ними шахматные партии. Родители были обеспокоены, какую стезю он все-таки изберет, настолько широки были его интересы.

Олег Иванович водил Юру в филармонию на симфонические концерты любимого дирижера Евгения Мравинского (Дмитрий Шостакович посвятил ему свою Восьмую симфонию). В свое время Борисова-старшего заворожила афиша с именем выдающегося дирижера. Знакомство Юрия с миром классической музыки также началось с Мравинского. Он сам освоил нотную грамоту, мечтал стать пианистом, но начал заниматься слишком поздно для того, чтобы это стало профессией. Полумеры он не признавал. Раз в неделю ему давал уроки Александр Журбин, но занимался он самостоятельно, пытался что-то сочинять. Сыграл роль случай - Владислав Игнатьевич Стржельчик преподавал тогда актерское мастерство в Ленинградской консерватории, он и посоветовал Юрию попробовать себя в музыкальной режиссуре. Это был первый год молодежного набора, и приняли удивительно талантливых ребят. Возглавлял кафедру музыкальной режиссуры Э.Е. Пасынков, главный режиссер Ленинградского академического Малого театра оперы и балета. Студенческая жизнь Юрия протекала насыщенно - он дружил с будущими композиторами Леонидом Десятниковым, Виктором Копытько, Юрием Красавиным, дирижерами Владимиром Зивой, Андреем Борейко. Он притягивал талантливых людей, знакомил их друг с другом, приглашал к сотрудничеству.

Учась на 3-м курсе, он уже работал в Москве в Камерном музыкальном театре. Однажды театр Бориса Александровича Покровского приехал на гастроли в Ленинград, и Г.А. Товстоногов сказал коллеге, что сын Олега Борисова болеет его театром. Юрий мечтал работать в «подвальчике» на Соколе (много позже коллектив вернется в здание на Никольской улице). К слову, в Большом он тоже поработает, но об этом позже. Камерный театр в то время был первым в Союзе маленьким оперным коллективом, специализировавшемся на редких произведениях. Дипломный спектакль Юрий поставил у Покровского, что было невероятным везением. Он состоял из трех одноактных опер - «Игра на воде» Б. Бриттена, «Бедная Лиза» Л. Десятникова и «Дневник сумасшедшего» В. Кобекина. Так он стал штатным режиссером театра. Юрий вспоминал: они с художником и близким товарищем Александром Боровским придумали, что на сцене непременно должны быть лодки. Вода как символ призрачности, текучести, потусторонности всего происходящего стала лейтмотивом спектакля. Покровский отчаянно протестовал. Незадолго до премьеры, морозной зимней ночью, молодые люди отправились в Парк Горького, проникли на склад лодок и достали из-под снега две более или менее целые. Утром Б.А. Покровский застал такую картину: в грязных, издающих смрад лодках сидят режиссер и сценограф, завтракают бутербродами, а вокруг вселенский потоп, прорвало трубу у жильцов сверху (ведь театр находился в подвале жилого дома). Мэтру ничего не оставалось, как последовать их примеру и «подняться на борт». Макет спектакля был утвержден.

Юрий шел на риск и открывал имена композиторов-современников - Десятникова, Красавина, Копытько, Кобекина, Гаврилина, или не самых популярных в стране зарубежных авторов, таких, как Бенджамин Бриттен. Борисов обладал удивительным даром - предчувствовать, в каком направлении развивается музыкальная мысль. Его любимыми композиторами были Иоганнес Брамс и Гектор Берлиоз. Эстетически он тяготел ко второй половине XIX и всему XX веку. Конечно же, заслушивался Шостаковичем. У Покровского он поставил сценическую композицию «DSCH-играем Шостаковича», а позже в Московском академическом театре оперетты осуществил первую постановку музыкальной феерии «Клоп». Такую сложную для понимания музыку может полюбить человек глубокий, философского склада.

Юрия интересовало все новое, при этом он отдавал предпочтение малым формам. В Москве он увлекся молодым театром «Табакерка». Там служил его друг Виталий Егоров. Вместе с Александром Боровским и Виталием Романовым (в то время солистом Ленинградского государственного академического Малого театра оперы и балета) мечтал открыть в Пушкине камерный музыкальный театр для детей, но бюрократические преграды, как это часто случается, не позволили осуществиться прекрасным начинаниям. По характеру он не мог быть простым служащим, он оставался абсолютно свободным человеком и в жизни, и в творчестве. Но после того, как Юрий инсценировал песни Б. Окуджавы в Камерном театре, в котором на тот момент служил уже 10 лет, и Покровский стал нещадно править этот спектакль, он принял решение уйти - начал сотрудничать с Опереттой и Российским фондом культуры.

В 1983 году родители перебралась в Москву, к Юрию. Олег Иванович принял приглашение Олега Ефремова и стал артистом МХТ. Этот театр был для него светящимся маяком, об учебе в Школе-студии он говорил как о ярком и радостном периоде жизни. В семье Борисовых все занимались творчеством, никто никому не мешал, но им важно было оставаться втроем, делиться, спрашивать друг у друга совета. Слухи и интриги их не интересовали. Олег Иванович придерживался особенного подхода к актерскому призванию - ни слава, ни звания, а только сам процесс имел для него значение. Это передалось и Юрию. Алла Романовна проработала в Ленинграде 18 лет на «Ленфильме», из них 15 - главным редактором Творческого объединения телевизионных фильмов. Они с режиссером Виталием Мельниковым выпустили значительные для нашего кинематографа фильмы «Старший сын», «Женитьба», «Отпуск в сентябре». Теперь же, в Москве, она полностью посвятила себя заботе о здоровье мужа и сына. На ней была и строящаяся дача в Ильинке, и все домашние хлопоты, и редакторская помощь - служение в самом высоком смысле этого слова.

Юрий с радостью помогал самым разным людям, некоторых даже приглашал в свою творческую лабораторию. В домашний круг входили друзья, проверенные временем - футбольный обозреватель и журналист Александр Горбунов, профессор Андрей Золотов, брат Аллы Романовны Александр Романович, художник Давид Боровский, актер Евгений Миронов, виолончелист Олег Ведерников, солисты балета Людмила Семеняка и Юрий Посохов, хореограф Алла Сигалова, оперный певец Виталий Егоров и некоторые товарищи юности Юрия. В нем сочетались любовь к уединению и открытость в общении с близкими людьми. От отца он унаследовал важную черту - самокритичность, способность посмотреть на себя со стороны. Если он впускал в свой мир, то к нему можно было обратиться с любым вопросом и за любым советом, с личными и творческими просьбами. Многие, говоря о Юрии Борисове, отмечают его чрезвычайную образованность, энциклопедические знания и доброту. Он мог пожертвовать многим, отдать другому то, чем обладает - книги, пластинки, идеи. Редкое качество в жестком, конкурентном современном мире. И оттого особенно ценное.

Маргарита Литвин, старший научный сотрудник музея при Театре им. Вахтангова, познакомилась с Юрием в МХТ, своей alma mater, на прогоне «Дяди Вани» с Олегом Борисовым в роли Астрова. А в доме Борисовых на Большой Грузинской впервые оказалась 2 апреля 1986 года - отмечали день рождения Юрия. Там и состоялось официальное знакомство со всей семьей, переросшее в многолетнее общение и дружбу. Когда в начале 90-х годов Юрий поехал в Петербург на «Ленфильм» снимать «Мне скучно, бес», он предложил М.Р. Литвин сняться в эпизоде. Она с радостью согласилась, находясь под впечатлением от творческой ауры Юрия и Олега Ивановича.

Борисовы давно хотели начать работать вместе. Олег Иванович всегда прислушивался к мнению сына. Он любил сниматься у молодых режиссеров, даже в их дипломных работах. Отметив 60-летний юбилей, он ушел из театра ради осуществления задумок Юрия. Сначала с успехом прошел его бенефис на телевидении - «Лебединая песня» из несыгранных драматических ролей: Хлестакова, Чичикова, Гамлета. Потом Юрий поставил «Пиковую даму» и «Человека в футляре» для их собственного театра. А в 94-м году состоялась премьера фильма «Мне скучно, бес», в котором Борисов-старший сыграл сложнейшие роли Мефистофеля и Господа Бога. Как оказалось, они стали последними в фильмографии Олега Ивановича.

Благодаря Юрию был издан дневник Олега Ивановича «Без знаков препинания». Он собрал записи воедино и бережно отредактировал, не только для того, чтобы сохранить память об отце, но и щедро поделиться самым важным с новыми поколениями, передать эстафету. По дневникам отца вместе с актером Евгением Мироновым они подготовили фильм «Пришельцам новым». Молодые артисты могут найти там ответы на многие волнующие их вопросы - как остаться верным призванию и продолжать внутреннее становление.

Особое место в жизни Юрия занимает знакомство и общение со Святославом Теофиловичем Рихтером. 23-летний режиссер написал ему письмо с предложением о сотрудничестве, разумеется, не надеясь получить ответ. И совершенно неожиданно С.Т. Рихтер появляется на пороге Камерного музыкального театра, у которого в ту пору не было даже рояля. Потом началась плодотворная работа, постоянные встречи, пешие прогулки по Москве по знаковым местам, паломничество на Новодевичье кладбище, музыкальные вечера в квартире С.Т. Рихтера и Нины Львовны Дорлиак на Большой Бронной, поездки на Николину Гору. У Святослава Теофиловича собирался особый круг интеллектуалов, «посвященных», и несколько лет Юрий был неотъемлемой частью этой «масонской ложи». Рихтер очень дорожил мнением младшего товарища. Разногласия возникли во время Декабрьских вечеров, когда организаторы предпочли видеть на афише имя не только молодого режиссера, но и народного артиста СССР Бориса Покровского. Незадолго до своего ухода С.Т. Рихтер передал Юрию на хранение перечень всего своего репертуара. Это был не только жест примирения, но и предвидение.

Книгу о Святославе Теофиловиче «По направлению к Рихтеру» ждал весь музыкальный мир, она разошлась мгновенно. Все говорили - Рихтер гений! Но никто тогда не знал, какой это был человек. Фантом, метеорит, упавший с небес. Юрию удалось совместить гениальность Рихтера с его земным, простым существованием. Он необыкновенно точно передал его интонации, уловил красоту и эфемерность образов, музыкальных и литературных аллюзий. Такая работа подвластна только тому, кто умеет разгадывать интеллектуальные шарады, кто ведет разговор на равных. Книга была переведена на несколько языков - издавалась во Франции, Испании, дважды - в Японии.

Уход Юрия, по словам М.Р. Литвин, катастрофическая потеря и невосполнимая лакуна в ее жизни: «Хватаешься за что-то, думаешь, а Юры нет. Сейчас бы позвонить Юре, он бы все рассказал и объяснил». Его любили все. Он приходил в музей Театра им. Вахтангова и беседовал с самыми разными людьми - от вахтера до народного артиста. И Ирина Леонидовна, которая тогда была директором музея, жена Ю.В. Яковлева, с удовольствием принимала участие в многочасовых разговорах. Юрий ходил с Маргаритой Рахмаиловной в театры, приглашал ее на концерты, ездил в Петербург на новые постановки Льва Додина в МДТ. Она вспоминает об уникальных театральных и музыкальных познаниях Борисова: «Я слушала, раскрыв рот, хотя музыку любила с детства и знала достаточно хорошо. Он был человеком Возрождения, он интересовался всем и знал всё, писал сценарии, пьесы, книги. Трагедия, что не была дописана книга о дирижере и композиторе Николае Семеновиче Голованове. Одно удовольствие было с Юрой гулять по Москве, а он много ходил пешком, разговаривать по телефону. И вдруг оборвалась эта связь. Больше не звонит телефон. Уходят дети, уходят молодые друзья».

Юрию была присуща удивительная чистота, душевная тонкость, такт. Он был выше бравады, пошлости. Поэтому к нему тянулись разные люди, гораздо старше его и те, кто существенно моложе. Будь то Андрей Андреевич Золотов, или режиссер Антон Яковлев. Сближала всех и любовь к животным. В семье Борисовых всегда жили питомцы - сначала кошки, а потом появились собаки - Кеша, Ванечка, борзые Никуся, Лукасик.

«У него было великолепное воспитание, внутренний аристократизм, достоинство, он не допускал амикошонства. Сейчас это крайне редко встречается», - рассказывает М. Литвин.

Он подготовил сценарий фильма «Палата номер шесть», но снять его не успел. В доме Юрий был духовным ориентиром, неистовым в работе и мягким, сомневающимся в жизни. Он и ушел во время работы, на лестнице Московской филармонии. Его дневник, многочисленные пьесы, сценарии, статьи, выпуски радиопередач о деятелях культуры еще ждут своего издателя, читателя и слушателя. Это только вопрос времени, его соответствия заявленной Борисовым духовной высоте.

Съемки документального фильма о Михаиле Плетневе Ю. Борисов завершил в 2006 году. В Плетневе он видел продолжение музыкальной традиции Рихтера. Удивительное желание - всегда строить мостики в будущее.

В Большом театре он вместе с Юрием Посоховым поставил изумительный по своей красоте балет «Золушка» - не сказку, а философскую притчу, в которой Сказочник жертвует собой ради любви к Пташке и отпускает ее на Землю.

Несколько сезонов в театре с успехом идет балет «Нуреев». В буклете отмечено, что идея родилась у Юрия Борисова, много лет назад написавшего киносценарий. Хореограф, а в прошлом блистательный солист Большого Юрий Посохов гордится духовным родством с Борисовым. Когда-то он сыграл главную роль в его фильме «Мне скучно, бес». Борисов хотел, чтобы и Нуреева у него играл именно Посохов. Не случилось, но память о друге по-прежнему жива.

Юрия помнят многие. В своих работах, по словам режиссера Вадима Абдрашитова, Юрий «расширял для нас пространство и продлевал время. Чтобы мы как зрители, слушатели, читатели могли все-таки додумать и прочувствовать то, что, может быть, не успели в быстротекущей жизни сделать».

Алла Романовна сказала в личной беседе: «Господь Бог наградил меня такими замечательными личностями - мужем и сыном. Я счастливый человек». Именно поэтому генерирующая высокое искусство и человеческое счастье семья Борисовых была центром притяжения всего талантливого и настоящего в нашей жизни.

В предисловии к книге Юрия Борисова «По направлению к Рихтеру» Андрей Золотов пишет об авторе: «тонкий и деятельный человек искусства, преданный истаивающему идеалу совершенства». А сам Юрий, нарушая законы физики, силой своей мысли обращаясь в мир нематериальный, неизведанный, делится с читателями: «Теперь я могу стать Паком, Ариэлем или Мерлином - кем захочу. Могу вернуть утраченное время и двигаться по направлению к Рихтеру, Мравинскому, Борисову... Могу взлететь до шестнадцатого этажа, пройти сквозь закрытую балконную дверь и прислониться к ножке рояля».

Лучше не скажешь. Сила творческого начала - в преодолении границ возможного.


Фотогалерея