Приключения фрака

Выпуск № 9-119/2009, Выставка

Приключения фрака

 

А к 200-летию со дня рождения Н.В.Гоголя в залах Театральной галереи на Малой Ордынке (Филиал Государственного центрального театрального музея имени А.А.Бахрушина) проходит выставка «Метаморфозы гоголевской “Женитьбы”». При всей ее информационной насыщенности и содержательности в первую очередь стоит обратить внимание на экспозиционное решение. Дело в том, что долгое время организаторы театральных выставок словно не замечали, как стремительно развиваются выставочные стратегии современного Запада, какая конкурентная борьба развернулась за привлечение музейного зрителя. Художник Алексей Трегубов (автор дизайна экспозиции) всего лишь одним остроумным приемом – этапами создания / пошива костюма – ведет нас из зала в зал внутри черного пространства выкроек, поданных как театральный занавес. При всей простоте решения экспозиция шаг за шагом демонстрирует сразу три визуальных пласта.

Исторические шаги первых постановок «Женитьбы» в Петербурге (9 декабря 1842 года) и в Москве (5 февраля 1843 года в бенефис М.С.Щепкина, Малый театр). Здесь дух выкройки словно гнет спину перед власть предержащими. Безусловно, интересна серия фотоснимков 1917 года, на которых исполнители «Женитьбы» – русские офицеры в Германии под Магдебургом в лагере для военнопленных. Любопытны и эскизы костюмов «Рыжего Фрица» и «Клоуна с зонтиком» (бумага, карандаш, акварель, тушь, гуашь) Г.М.Козинцева к постановке 1922 года (Театральная мастерская «ФЭКС»; Петроград) из московской частной коллекции. Еще в начале пути легкая поступь последних премьер XXI века – М.А. Захарова в Московском театре «Ленком» (2007) и В.В.Фокина в Александринском театре (2008).

Другой пласт – театральность метафор. Лица и отражения. Предметы и знаки. Афиши и экран.

И, наконец, перед нами приключения свадебного костюма, который сначала существует в выкройках, эскизах, постепенно становится фраком, после чего примеривает роль манекена и вдруг – как жених – кидается к окну вон из примерочной жизни, на волю, за окно, прочь от невесты. Но прыжок манекена иллюзорен. Реальность больше говорит об ином – рядом на экране демонстрируется бесконечный круговорот настоящих бракосочетаний и свадеб.

Устроители выставки организовали не просто экспозицию, а разыграли настоящий трагикомический спектакль гоголевской «Женитьбы».

На раскрытие этой задачи работает сумма самых разнообразных приемов. Фотопортреты исполнителей спектакля А.В.Эфроса (1975) на зеркальной поверхности вступают в игру с теперь уже музейной аудиторией, отражая наши лица и лица актеров, «втянутых» в женитьбу. Пустые рамы от парадных портретов, которые отсылают нас к «Портрету» Н.В.Гоголя, где герой, ожив, сошел с полотна. В этой емкой метафоре весь гоголевский мир: и сбежавший нос, и зловещий ростовщик, и мечты Агафьи Тихоновны об идеальном лице, какого и на свете-то нет. Первая зала густо «населена», затем пространство становится чуть «малолюднее», и, в конце концов, мы остаемся наедине с одиночеством: манекен у окна в позе прыжка и рассыпанный по полу букет белых роз. Напротив противоположное – видеосъемки светских свадебных ритуалов.

Предметы из прошлого: портреты, картины, афиши, программки, бинокли, швейная машинка, несессер, рулоны ткани, костюмы, перчатки… Вся эта красноречивая подробная атмосфера отчасти внушает посетителю выставки мысль о том, что женитьба не только прорывает иное пространство, но порой рушит индивидуальность, и что одной свадьбы никому не миновать, свадьбы со смертью. Недаром одна из сторон выставочного буклета намеренно черна («Крой фрака 25 – 35-х годов XIX века в масштабе 1:2»), а стежки мела закройщика напоминают следы хирургического вмешательства.

Фотоматериалы предоставлены Алексеем Трегубовым

 

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.