САМАРА. В свете искренних чувств

Выпуск №5-225/2020, В России

САМАРА. В свете искренних чувств

Спектакли созданного Софьей Рубиной в Самаре в 1993 году театра «Камерная сцена» отличает редкое для наших дней предельно трепетное отношение к классической русской и зарубежной литературе. Пушкин и Достоевский, Островский и Фонвизин, Бунин и Куприн, Бабель и Платонов, - отталкиваясь от собственного замысла, Софья Борисовна пишет инсценировки и ставит спектакли, формируя не только оригинальный, принципиально далекий от сиюминутной конъюнктуры репертуар, но и особую литературно-театральную эстетику. Тем удивительнее ее обращение к драматургическому наследию Виктора Розова. Казалось бы, написанная в 1962 году пьеса «В дороге» должна была остаться в том времени, настолько она советская по сюжету, по характерам героев, по морально-нравственному и идеологическому авторскому посылу. Но, как известно, нет ничего более современного и актуального, чем вечные ценности, к тому же отраженные в пространстве так называемой повседневной жизни обыкновенных людей. Спектакль называется «По дороге к страусам».

Напрасно с таким волнением Софья Борисовна Рубина выходила на сцену за пару минут до премьеры с адресованным в зал вопросом о том, поймет ли и примет ли современная молодежь не столько историю времен оттепели 60-х годов, сколько то, про что и зачем поставлен спектакль.

Да, сегодня мы живем в другой стране, среди других реалий и ценностей. Но конфликты отцов и детей никуда не пропали, как не исчезли ни юношеский максимализм, ни внезапность настоящего чувства. Предчувствуя, что в наши дни дословное прочтение пьесы «В дороге» может показаться излишне морализированным, Софья Рубина предельно тактично сократила текст, окунув зрителя в атмосферу шестидесятых годов с помощью концертных номеров вокального квинтета так называемого «Голубого огонька», ставшего своеобразным и весьма интересным спектаклем в спектакле. Артисты театра «Камерная сцена» молоды, красивы, обаятельны и в большинстве своем психологически убедительны.

Очень точную, достоверно романтическую, временами то по-комсомольски бодрую, то наивную, то по-юношески резкую интонацию в спектакле выдерживают и главные герои, и эпизодические. По замыслу режиссера многим актерам приходится перевоплощаться в два-три-четыре образа. Так совершенно различны и внешне и внутренне Павел и Саша Александра Артемьева, Митя и Бригадир Андрея Бирюкова, Анна Ильинична, Женщина на вокзале и Ведущая Надежды Малывановой, Милиционер, Старичок и Командировочный Вадима Вишневского, Проводница, Уборщица и Семеновна Ирины Черепановой, Девушка в телестудии и Девушка в общежитии Екатерины Лопатиной. Предельно достоверна Мать в исполнении Ольги Базановой. Денису Котыкову удалось проявить в образах Отца и Дяди Васи два мужских характера из разряда тех, на которых испокон веку держится мир.

Что касается главных героев спектакля, то их движение от взаимного неприятия к настоящей любви и есть та самая дорога, что очерчена в довольно аскетичном сценографическом решении Григория Пашина (Санкт-Петербург): горизонтально, вертикально, диагонально устремленные в разные стороны рельсы, стол с табуретами, как намек на дом, деревянная скамья для минутного отдыха. Впереди у Володи и Симы не только движение по железной дороге. На этих разъездах и вроде бы временных остановках изменится их жизненный путь. На душе становится тепло от того, с какой камерностью и трогательностью артисты, не наигрывая, пытаются проживать житейские повороты в странствиях своих героев.

Абсолютно честна и до прозрачности чиста душой Сима Ольги Арнаутовой. Задумаешься, так ли часто встречаются подобные люди в жизни, и тут же устыдишься собственного прагматизма. Как Владимир в исполнении очень обаятельного и искреннего студента Самарского государственного института культуры Никиты Бухвалова не принимает наполненный лицемерием окружающий мир, отрицает веру в людей и в любовь, так поначалу он отталкивает от себя и сводную двоюродную сестру Симу. Этот путь от неуемного нигилизма к необъятному счастью известен многим из нас.

Этой премьерой театр «Камерная сцена» возвращает нас не в Советский Союз, не к набившей оскомину трактовке жизни советских людей в тоталитарном обществе, он возвращает нас к тем человеческим отношениям, которых, к сожалению, практически не осталось в нашей действительности. Можно ли жить без них? Как показывает практика, да. Хочется ли?..

Вспоминая «Ее друзья», «Страницу жизни», «В добрый час!», «В поисках радости», другие пьесы Виктора Сергеевича Розова, понимаешь, что свойственное им реалистическое изображение советской действительности не осталось в прошлом, а, напротив, приобрело еще более широкое, общечеловеческое значение. В середине прошлого века в пьесах Розова появился новый социальный герой - юный бунтующий максималист с ярко выраженной шкалой ценностей. Внешне «розовские мальчики» были непричесанны, внутренне чисты. Они рвались из затхлого цинизма и лицемерия столичной жизни куда угодно - на целину, в Сибирь, на Дальний Восток. Мотив дороги как движения к истинным ценностям, скрытым в тебе самом, - вот что в то время двигало драматургом и движет в наши дни режиссером.

Отредактировав пьесу, Софья Рубина дала спектаклю новое, более манящее название «По дороге к страусам». Куда-то туда, к прекрасным страусам, в даль запредельную, стремился молодой строитель металлургического гиганта Пальчиков (Данила Колесников). От него перенял веру в людей и вчерашний столичный стиляга Володя. Не случайно такие юноши как он стремились возродить страну, мечтали и действовали, благодарили старшее поколение за победу над фашизмом и не принимали преклонения перед сталинизмом. Брежневский застой будет позже, как и горбачевская перестройка, и развал Советского Союза, и появление постсоветской России. В наши дни все гораздо жестче. Смотришь на «розовских мальчиков» и думаешь о мальчиках и девочках современных, в массе своей лишенных мечтательности и романтизма. Кто из них по примеру героя спектакля предпочтет работу на заводе или на стройке расслабленно-халявному образу жизни?

Театр настаивает на своем: по-настоящему счастлив тот, кто может сделать счастливым не столько себя, сколько того, кто рядом. Жить ради себя - вот вектор движения в наши дни. Герои Виктора Розова и Софьи Рубиной идут в другом направлении. После спектакля с болью думаешь о том, что большие чувства, масштабные характеры, глобальные ценности если не исчезли вместе с большой страной, то явно измельчали. Мы настолько привыкли к мелкому, сиюминутному, что среднее, обыденное все чаще кажется нам чем-то большим, достойным особого внимания.

Есть в спектакле пара теряющих в динамике эпизодов. Странно смотрится «бег» не сходящих с места героев. Но эти свойственные премьере огрехи вполне устранимы.

Зрителям и невдомек, что сочиненный режиссером финал спектакля отличается от последних строк пьесы, где, услышав от Володи слова любви, Сима говорит ему о своем презрении и уходит, а тот бежит за ней. В спектакле театра «Камерная сцена» влюбленные не скрывают своих чувств. Нет никаких сомнений в том, что отныне они будут вместе. Взявшись за руки, Володя и Сима идут по озаренной ярким светом дороге навстречу зрителю, навстречу своему будущему счастью.

Не часто случается побывать в театре на столь искреннем спектакле о высоких, чистых, светлых чувствах, вдохновиться ими, выйти на улицу с лихорадочно бьющимся от счастья сердцем и жить этим вдохновенно день-другой-третий!..

 


Фото Александры СЕРГИЕВСКОЙ

предоставлены театром «Камерная сцена»

 

Статья в PDF

Фотогалерея