Юбилей у Бориса Невзорова (Москва)

Выпуск №5-225/2020, Юбилей

Юбилей у Бориса Невзорова (Москва)

Борис Невзоров отпраздновал 70-летний юбилей 18 января, в Крещенский сочельник, что само по себе - примета, несомненно, достаточно весомая. Он был и остается счастливым в своем творчестве, и запомнился зрителям по спектаклю Семена Спивака в Театре им.К.С.Станиславского «Мещанин-дворянин» Мольера в главной роли Журдена. Режиссер и артист выстроили действо, имевшее громкий успех, в соответствии с измененным названием - не «Мещанин во дворянстве», не «Полоумный Журден», как чаще всего называли. И это дало возможность Невзорову воплотить не традиционного персонажа, а человека, в котором органически сочетались черты комические и драматические.

Борис Невзоров приобрел широкую популярность в кино, а с 2005 года вступил в труппу Малого театра, где сыграл немало знаковых ролей: Ляпкина-Тяпкина в гоголевском «Ревизоре», Василия Шуйского в «Дмитрии Самозванце и Василии Шуйском» А.Н. Островского, Лыняева в «Волках и овцах», Чубукова в «Свадьбе, свадьбе, свадьбе!» по водевилям А.П. Чехова, Сатану в «Дон Жуане» А.К. Толстого, Ванюшина в «Детях Ванюшина» С. Найденова, Неизвестного в лермонтовском «Маскараде»...

Даже те, кто не видел эти сценические перевоплощения Бориса Невзорова, по одному скупому перечню ролей легко представят себе масштаб дарования артиста, каждый раз находящего нестандартные краски для своего героя, углубляя его личность. Даже в таких, казалось бы, мистических образах, как Сатана или Неизвестный, Борис Невзоров ищет психологической достоверности и прочерчивает связи прошлого и настоящего, внеземного и земного.

Фильмография артиста настолько обширна, что могла бы занять несколько страниц, но важны не названия, большая часть из которых широко известна - важнейшим и здесь остается масштаб: от деревенского мужика до генерала; от следователя до заместителя Генерального прокурора; от интеллигента до вполне рядовой, не обремененной интеллектом личности... И в каждом из созданных образов Борис Невзоров остается абсолютно естественным, достоверным, привлекая зрителей незаурядным талантом. И, конечно, яркой фактурой - черты его лица словно вылеплены искусным скульптором, выразительный голос, стать и... то, чего нам так недостает сегодня: мужская сущность, мужская манера держаться, ощутимая сила духа, творческого и личностного.

Премьерой прошлого года стал на сцене Малого театра «Король Лир» в постановке Антона Яковлева. Борис Невзоров исполнил роль Короля, ставшую событийной. Спектакль играют по шекспировскому тексту в хлестком, непривычно прозаическом переложении Осии Сороки (впервые к этому переводу обратился Сергей Женовач на подмостках Театра на Малой Бронной несколько десятилетий назад). И местами грубое, достаточно дерзкое слово как будто слилось с образом этого мощного, темпераментного Лира, решившего, как сказали бы мы сегодня, «пойти на эксперимент». Именно этим слиянием и пронизан воздух постановки, в которой сильнейшие перепады настроения Короля обоснованы все более укрепляющимся ощущением: проба не удалась! Дочери все восприняли не как жестокую игру отца, а как истину. И поступки их не просто вызывают в Лире мучения - они приводят к войне и гибели...

«Когда я смотрю в его глаза, когда у нас двойная сцена, я вижу эту боль, я заряжаюсь от него, мне становится его жалко, себя жалко, всех», - призналась Ольга Плешкова, играющая Корделию.

Дорогой Борис Георгиевич! Мы от всей души желаем Вам здоровья, творческого счастливого долголетия, новых ролей на сцене и экране и всего самого светлого!

 

Статья в PDF

Фотогалерея