Дальше - только интереснее / Первый фестиваль-конкурс независимых театров «АРТ&ШОК» (Краснодар)

Выпуск №5-225/2020, Фестивали

Дальше - только интереснее / Первый фестиваль-конкурс независимых театров «АРТ&ШОК» (Краснодар)

Первый фестиваль-конкурс независимых театров «АРТ&ШОК», организованный Краснодарским отделением СТД РФ, состоялся в столице Кубани. Ничего шокирующего - одни закономерности. Независимые театры стали профессиональнее, смелее идут на эксперименты, не впадая в крайности. Все пять спектаклей удивили высотой поставленной и взятой планки.

«Один театр» представил постановку Арсения Фогилева «Шоу-рум». Две противоположные по темпераменту семейные пары (тупые-энергичные и умные-апатичные) разыгрывают комедию и драму на двух диванах: расстаются, сходятся... Главная фигура - художник Грегори (Елизар Хавцев), стойко переживающий пошлость бытия с помощью алкоголя в привычном бытовом окружении: жена Кристина (Кристина Клишова), пресная, как березовый сок, что пьет по утрам; тупой, но душевный Стас (Богдан Галась) и его всегда рыдающая жена Дебора (молодая актриса Дарья Женихова уже обрела свой стиль, обладает комедийной харизмой). Ситком на русской сцене, пародия на бессмертных «Друзей». Но, как и во всём русском, за стебом и американскими игровыми штампами кроется вечный вопрос «Что делать?». Для нас он звучит и в этой шаблонной форме, в остроумных и глупых, но логичных диалогах, звучит без лишней патетики и современно. «Шоу-рум» награжден дипломом «За лучший спектакль».

Лучшим режиссером признан Максим Журков за спектакль «Мыр» по мотивам Даниила Хармса в театре «Шардам» (Краснодар). Смело скажем - их театр является домом с мудрым хозяином, там актеры растут, экспериментируют и просто наслаждаются творческим общением. Последнее, наверное, главная причина успеха «Мыра». Максим собрал людей с разной подготовкой (не все профессионалы), остроумно перемешал короткие абсурдные рассказы и будто запустил механизм саморегуляции. То есть спектакль зажил по своим внутренним законам. Как в свое время Татьяна Ларина вышла из-под контроля у Пушкина и внезапно выскочила замуж, так и здесь фантазии «Мыра» диктуют все новые вариации и настроения. Актеры могут поменяться ролями, переиграть найденные ранее мизансцены. Площадка усыпана мукой, которая ассоциируется у кого со снегом, у кого с кокаином, а у кого-то - в последней экзистенциальной фантазии и с прахом. В заснеженном мире ходят полушубки с авоськами, созревают и падают бабушки с деревьев. Зрители приходят по нескольку раз ощутить «весь этот мыр», который должен вот-вот рухнуть вместе с коммунальным бытом и советской тоской по жилплощади.

Лучшим актером ожидаемо и заслуженно признали Станислава Сальникова (Давид). Мастерство видно всегда, будь то огромная сцена академического театра (где он раньше служил) или маленькое пространство «Черного театра DREAM» (Краснодар). Там в спектакле «Флоранс» в постановке Эдуарда Юркова по пьесе Л. Гольштейна «Давид и Эдуард» актер рассказывает историю мужчины, потерявшего жену и узнавшего о ее двойной жизни. Психологически точно, постепенно и правдиво, так как может Станислав Сальников, и по-другому не может никак.

Диплом за лучшую женскую роль уехал в Ставрополь к Ларисе Урбан из «Театра на Гагарина». Яркий пример того, как психологическая школа помогла актрисе преодолеть откровенно слабый литературный материал. Пьеса «Взаперти» А. Гумеровой поражает моральным экстремизмом: трудный подросток убивает ребенка с синдромом Дауна на глазах у матери, которая, как выясняется, этого и хотела. По мнению автора, это комедия, - именно так она обозначила жанр. Религия, тюрьма, отмщение, перерождение, святость, ненависть, мученичество - драматург выплеснула на нас все свои схоластические познания. Ее герои переживают внутреннюю трансформацию со скоростью света. В заданных условиях сложно быть убедительной, но Ларисе Урбан это удалось. В остальном же, «Взаперти» - сценический терроризм: заплаканных зрителей держат «взаперти» два часа, пока не расскажут обо всех ужасах бытия.

Жюри не смогло не отметить работу художественного руководителя краснодарского театра «Мой» Станислава Слободянюка - специальный диплом за студийную работу с любителями театрального искусства в постановке «Отелло». Театр существует только год, но серьезная работа уже проведена. По сумрачным холодным заводским коридорам (бывшая фабрика или завод) бродят шекспировские тени, смеется и плачет Ницше. Слободянюка интересуют вечные сюжеты, сильные тексты. Его «Отелло» получился энергетически резким, но может, именно это и нужно для актеров, только начинающих творческий путь.

Все спектакли давались в маргинальных пространствах: театр опять (в который раз) ушел в подвалы, в подполье. Заброшенные индустриальные стены открыли новые творческие ресурсы. Думаю, дальше будет только интереснее.

 

Статья в PDF

Фотогалерея