Точка отсчета / VI Конкурс-фестиваль профессиональных театров Липецкой области «В зеркале сцены»

Выпуск №5-225/2020, Фестивали

Точка отсчета / VI Конкурс-фестиваль профессиональных театров Липецкой области «В зеркале сцены»

Ушедший год в театральной жизни Липецкой области традиционно завершился конкурсными показами. Главный организатор фестиваля - региональное отделение СТД РФ - провел его при поддержке Управления культуры и туризма Липецкой области, что подчеркивает несомненную значимость события. Театры Липецка и Ельца представили свои новые работы, и такое творческое общение не только объединяет и обогащает, но и становится очередной точкой отсчета.

Самый младший из «собратьев» - Липецкий государственный театр кукол. Два спектакля, сыгранные на фестивале «В зеркале сцены», оказались очень разными по художественным задачам. «Друг по имени Умка» по пьесе А. Уставщикова - одна из первых постановок молодого режиссера Валентины Бабкиной. В знакомом сюжете о мальчике и полярном медвежонке не хватило важных акцентов, которые и открывают маленькому зрителю ценность настоящей дружбы. Из отдельных ярких эпизодов, придуманных режиссером и хорошо сыгранных артистами-кукольниками Натальей Пономаревой (Мама), Надеждой Чариковой (Умка), Дарьей Послухаевой (Мальчик), Ильей Припадчевым (Тюлень), целостная картина так и не сложилась, и оттого возникло ощущение схематичности. Спектакль больше запомнился многомерным сценографическим решением художника Виктории Горбуновой. Из льдин-трансформеров возникал мир прекрасного Крайнего Севера, оживали сказочные рыба-Солнце и рыба-Акула, серебрился снег и под колыбельную медведицы зажигались звезды.

«Сказку о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина поставил главный режиссер Липецкого театра кукол Олег Пономарев вместе с художником Викторией Горбуновой и автором музыкального решения Антоном Холоповым, поселив персонажей у Белого моря. Здесь все наполнено древней культурой поморов: рыболовные сети, деревянные орнаментированные лодки и весла, обрядовые куклы-обереги «панки», живые звуки варгана. В этом спектакле-превращении актеры, куклы, предметы существуют на равных. Старое корыто - тот самый «намоленный» быт, в котором прошла жизнь Старика и Старухи. Золотая рыбка творит чудеса, одаривает новым корытом, которое в ходе повествования станет роскошным теремом, величественными царскими палатами, но вместе с тем уйдет ощущение гармонии, погаснут глубокие синие краски, и задник сцены вспыхнет тревожным красным.

Юрий Фролов и Галина Изотова нашли для характеров своих персонажей точные психологические черты, рассказав о духовном опустошении. Еще вчера Старуха радовалась деревянным игрушкам, которые с любовью вырезал для нее муж, а сегодня в ней бушует ярость от невозможности обладать всеми богатствами мира. Чудеса закончатся вместе с терпением волшебной рыбки, жизнь стариков вернется к изначальной точке, но сумеют ли они восстановить разрушенное? Создавая философскую притчу, режиссер не дает однозначного ответа, предлагая зрителю найти его самостоятельно. «Сказка о рыбаке и рыбке» получила диплом «За сохранение народных традиций в экспериментальном спектакле». Но еще следует добавить, что благодаря таким постановкам театр расширяет зрительское поле, становится интересным не только малышам, но и их родителям, вовлекая в серьезный разговор на важные моральные темы.

Драматический театр «Бенефис» из Ельца - один из многих провинциальных коллективов, живущих долгое время без главного режиссера. Но в репертуаре с успехом идут «Провинциальные анекдоты» А. Вампилова, «Маркольфа, или Счастливый билет № 358989» Д. Фо, «Ужин с дураком» Ф. Вебера, детские сказки, поставленные артистом театра Владимиром Громовиковым. Одна из последних премьер - «Не покидай меня» А. Дударева. Спектакль начинается с переклички бойцов, и вместе с вымышленными звучат имена реальных жителей Ельца, сложивших головы на полях Великой Отечественной. Этот простой и одновременно сильный прием соединяет пьесу Дударева с судьбой маленького российского города и его жертвой войне. Трагическая история о подвиге четырех девушек становится близкой, общей. Особые символы нашла для сценографического решения художник Кристина Данилина. Каменные обелиски с именами погибших солдат в финале превратятся в омытые дождями плачущие окна.

Ощущение подлинности, к которой стремится режиссер в этом спектакле, возникает в прекрасно сыгранных сценах обучения девушек-бойцов рукопашному бою (консультант Сергей Курганов), в легком юморе бытовых эпизодов, когда на короткое время отступает ощущение неотвратимой беды. За эту постановку театр «Бенефис» отмечен в номинации «Лучший актерский ансамбль», сложившийся из интересных работ Ирины Яцук (Зина Батян), Лидии Баженовой (Аля Ладысева), Киры Оборотовой (Вероника Кремис). Внутренняя сила и человечность, которыми наделили своих персонажей Максим Краснов (Полковник) и Олег Дякин (Михасев), позволяют осознать истинную цену победы в той войне. И зал, заполненный в день показа в основном школьниками, чутко улавливал эти важные посылы. Наверное, именно так, искренне и непафосно, нужно говорить с сегодняшними подростками о знаковых страницах истории.

В конце прошлого года в афише театра «Бенефис» появилась еще одна премьера. Комедию А.Н. Островского «Правда - хорошо, а счастье лучше» поставили приглашенные из Санкт-Петербурга режиссер Андрей Максимов и художник Алексей Добровольский, но спектакль сопротивляется заявленному жанру. В нем нет той главной пружины, которая делает сюжет о любви и ценности простого человеческого счастья объемным, удивляющим неожиданными поворотами. Потому изящная сценография, в которой яблоки подвешены над сценой в большой сетке и, кажется, вот-вот прольются дождем, заполняя пространство радостью, так и осталась на протяжении всего спектакля красивой неподвижной картинкой.

Кажется, одной краской сделаны образы вечно пьяного садовника Глеба Меркулыча (Александр Чурляев), наигрывающей простоту Зыбкиной (Татьяна Милова), излишне плакатного правдолюбца Платона (Евгений Ермаков). Роль Филицаты явно не соответствует молодому возрасту Ирины Проняшкиной, но режиссер никак не оправдывает это обстоятельство, оставляя чувство недоумения. И словно вопреки такой небрежности постановщика, легко и свободно существуют обаятельный лентяй Амос Барабошев Максима Краснова (по итогам конкурса - лучшая мужская роль второго плана), безэмоциональный подлец Мухояров Виктора Проняшкина, искренняя в своей правоте, строгая, но вместе с тем беззащитная Мавра Тарасовна Людмилы Луник. Лучшие сцены в спектакле связаны с Маврой Тарасовной и Силой Грозновым Владимира Громовикова. Жизнь прошла, но сколько нежности и любви в этих людях, умеющих просить прощения и прощать.

Пьесу В. Розова «В день свадьбы» на сцене Липецкого государственного академического театра драмы имени Л.Н Толстого поставила Мария Колычева-Кайзер, и эта работа признана лучшим спектаклем. Посвящая спектакль людям старшего поколения, постановщики возвращают на сцену шестидесятые годы. Внимательные к деталям сценограф Евгений Терехов и художник по костюмам Анастасия Михненкова создают образ конкретного времени, но розовский сюжет легко преодолевает эти рамки. Потому что для всех поколений тема разрушенных надежд и морального выбора никогда не потеряет актуальности.

Такими близкими и родными кажутся в этом спектакле романтик и философ Салов Вячеслава Михеева, душевная Сергеевна Людмилы Коноваловой, смешная и светлая Оля Кожуркина Светланы Поповой, искрящаяся радостью Алевтина Петровна Лилии Боковой. В реалистичный рисунок режиссер вплетает метафоры, обостряя психологизм пьесы. Накануне свадьбы Нюра (Александра Громоздина) надевает новые туфельки и танцует с Михаилом (за эту работу Евгений Власов награжден дипломом «Лучшая мужская роль»). В глазах девушки столько любви, что в какой-то момент холодность и остраненность жениха исчезают, и прорастает взаимность. Но возвращение Клавы (Евгения Полехина) ломает шаткие мостки этого счастья. Гудок ночного парома, на котором, возможно, Михаил уплывает в город за Клавой, напоминает страшный человеческий крик. И кажется, это плачет от нестерпимой душевной боли Нюра, еще не осознавшая до конца своей потери. Их свадьба состоится, но во взглядах погаснет жизнь, а свадебный стол станет поминальным.

В совершенно иной стилистике работает режиссер Петр Орлов, поставивший вместе со сценографом Владимиром Боером, художником по костюмам Натальей Ситуха, композитором Владимиром Бруссом и хореографом Игорем Сурмием на сцене Липецкого театра драмы им. Л.Н. Толстого «Маленькие трагедии» А.С. Пушкина. Сквозь все действие в этом многоплановом спектакле проходит тема «Пира во время чумы», замыкая в кольцо безысходности истории о Скупом рыцаре, Моцарте и Сальери, Каменном госте. В постапокалиптическом мире, почти лишенном красок, смещаются понятия добра и зла, торжествуют алчность и вседозволенность, и выйти из порочного круга уже невозможно. Барон Максима Дмитроченкова еще не согбенный старик, но патологическая скупость превращает его в живого мертвеца. Альберт Романа Коновалова жаждет денег, а вместе с тем безграничной власти и возможности покупать всё и вся. Его бедность становится чудовищным пороком, который толкает на убийство, мародерство, опустошает душу.

Та же мертвящая пустота лишает всего человеческого Сальери (Владимир Борисов), и не только потому, что с появлением Моцарта (Евгений Азманов) ему уже не рукоплещут залы (по итогам конкурса их назвали лучшим актерским дуэтом). Он стал свидетелем божественной природы таланта, и для него, всего лишь ремесленника в искусстве, она непостижима и опасна. Но самое страшное в том, что к зависти примешивается обида на Создателя, вложившего сверкающий дар сочинителя в молодого повесу. В тот самый момент, когда Сальери решает встать вровень с Богом, включается механизм самоуничтожения.

Слепой музыкант, которого Моцарт приводит в дом Сальери, оказывается предвестником смерти. Эту роль, обозначенную в программке как Священник, исполняет Зинаида Чередниченко. Безмолвная фигура время от времени появляется среди пирующих, отнимает ребенка у несчастной матери, лишенной Бароном последней надежды, приходит предостерегающим видением к Дон Гуану (Павел Чунихин). Люди ослеплены своими пороками, и Священника не замечают, и тогда он становится наблюдателем: любовь, страсть, слава, богатство - все рано или поздно станет тленом.

К сожалению, эта интересная по режиссерской концепции работа временами явно перенасыщена излишними бутафорскими деталями. Навязчивы черные мешки с трупами, посмертная маска Пушкина, лежащая у края сцены на протяжении всего действия. А вот настоящий объем спектаклю, символизм придают световой рисунок и звуковое оформление. В гулком пространстве сцены стучат металлические кружки пирующих, и абсолютно ясно, что этот мир доживает последние дни.

«Верую» по рассказам В. Шукшина в Липецком драматическом театре на Соколе поставили Геннадий Балабаев и Ростислав Семенихин, и этот динамичный, наполненный добрым юмором и любовью к шукшинским «чудикам» спектакль получил диплом за лучшую режиссерскую работу. В сценографическом рисунке Елисея Шепелёва, вобравшем символику советских плакатов, звучит немного наивный, но такой прекрасный в своей искренности сюжет о сватовстве застенчивого Степана Емельянова (Михаил Труфанов) к Эллочке (Анна Борискина), которая, несмотря на абсурдность ситуации, разглядела в нем родную душу. Из истории с сапожками мы узнаем о настоящей, не требующей лишних слов любви уже немолодых Сергея Духанина (Игорь Коробов) и его жены Клавдии (Лилия Журман). И понимаем, что душевная боль от предательства самого близкого человека намного страшней физической, как это происходит с Серегой Безменовым (Александр Малахов) из рассказа «Беспалый».

Все они разные - мать Сереги Татьяны Фирсовой, Дед Северьян Игоря Коробова, Андрей Ерин Юрия Погорелого, Петька Краснов Владимира Терновых и его жена Зоя Александры Коробовой, но в их понимании жизнь держится на тех главных вещах, которые и представляют светлую сторону в каждом человеке, - вере и доброте. Не случайно постановщики выбрали эпиграфом к спектаклю строки Шукшина: «Какой ты, такая у тебя душа...»

Трагикомедия «Эзоп. Лиса и виноград» по пьесе Г. Фигейреду для режиссера Липецкого драматического театра на Соколе Ростислава Семенихина названа лучшим режиссерским дебютом. Трактовка жизнеописания древнегреческого баснописца и философа Эзопа прозвучала открытым высказыванием о подлинной человеческой свободе и праве на надежду.

В условном мире античной Греции, придуманном художником Елисеем Шепелёвым, на фоне нарочито «статуарных» персонажей знаменитого философа Ксанфа (у Владимира Терновых диплом за лучшую мужскую роль) и его учеников, Клеи (Светлана Баронецкая), Агностоса (Александр Малахов), Эфиопа (Александр Гаделия) резким контрастом выглядят Эзоп (Юрий Погорелый также признан лучшим за воплощение этого образа) и Мели (Александра Иванцова). Оба стремятся сбросить рабские путы, но разница между ними огромна. Баснописец мечтает избавиться не только от власти хозяев, но и всего материального, что тоже ограничивает свободу. Служанка жаждет подняться на высшую ступень общества, не осознавая, что это такая же клетка.

Эзоп считывает сюжеты для басен из жизни, не торгует мудрыми советами и в каждом поступке искренен и открыт. Ему достаточно мгновения, чтобы понять, как несчастна Клея на своем пьедестале, как глуп и равнодушен любимец публики Ксанф, а за многозначительным молчанием фальшивого бессребреника Агностоса скрывается алчный зверь.

Юрий Погорелый наделяет своего Эзопа той детской и чистой верой в людей, которая и дает силы терпеть унижения, принимать обман Ксанфа и все равно не терять надежды на его благородство. В конце концов, он обретает свободу, но оказывается, что платить за нее придется жизнью. Можно снова перейти в рабы и уцелеть, однако Эзоп выбирает «пропасть для свободных людей». В финальной точке спектакля согнутый и хромающий урод распрямляется и взлетает над бездной - прекрасный, принадлежащий только себе. Значит, есть высшая правда и высшая справедливость.

 

Статья в PDF

Фотогалерея