Мы все не те, кем кажемся / V Открытый фестиваль драматических театров Министерства обороны РФ «Звездная маска»

Выпуск №5-225/2020, Фестивали

Мы все не те, кем кажемся / V Открытый фестиваль драматических театров Министерства обороны РФ «Звездная маска»

В Москве прошел V Открытый фестиваль драматических театров Министерства обороны Российской Федерации «Звездная маска», который с 2007 года собирает творческие коллективы военных округов России из Москвы, Кронштадта, Мурманска, Владивостока, Севастополя и Уссурийска. В числе его организаторов Главное военно-политическое управление Вооруженных Сил РФ, Департамент культуры Министерства обороны РФ и Центральный академический театр Российской Армии. В этом году, в преддверии 75-летия Победы в Великой Отечественной войне, большинство театров представили постановки на военную тему.

Открывали фестиваль хозяева - Центральный академический театр Российской Армии премьерным и внеконкурсным показом спектакля «Барабанщица» по пьесе А. Салынского в постановке Бориса Морозова. Пьеса в свое время была очень популярной и обошла подмостки многих театров. В то время для Театра Советской Армии - знаковая. В ней в разное время в роли Нилы Снижко блистали Людмила Фетисова, Людмила Касаткина, Алина Покровская.

Сегодня эта пьеса практически забыта. И возникает естественный вопрос: чем же она привлекла внимание режиссера в наши дни? Позволю себе предположить, что накануне юбилейной даты захотелось вспомнить хорошо забытое старое и отдать дань истории (и родного театра в том числе). Но не только это. Пьеса, на первый взгляд, достаточно архаичная по сюжету. В ее основе - реальная история, когда девушку, работающую переводчиком в гестапо, презирал весь город, и только ленивый не бросал ей в лицо оскорбительные слова, а то и камни.

Режиссер вместе с актерами напоминает нам, к счастью, не знавшим войны и не стоявшим перед страшным выбором между жизнью и смертью, о подвигах, которые не всегда совершались на линии огня. А еще, что предательство и истинный патриотизм иногда могут быть под личиной друг друга. И в любой ситуации нужно учиться оставаться людьми.

На огромной сцене ЦАТРА невозможно поставить не грандиозное масштабное полотно. Художник Анастасия Глебова создала и условное, и конкретное место действия одновременно, найдя баланс между бытовой достоверностью, без которой обойтись просто невозможно, и пространственной условностью, органично дополнив все это видеорядом военной кинохроники, в финале сменяющимся кадрами Бессмертного полка.

Те, кто видел в роли Нилы Снижко прим Театра Советской Армии, конечно же, в чем-то сравнивали с ними сегодняшнюю героиню Ольги Герасимовой. Я же, как и большинство зрителей, воспринимала все с чистого листа.

Ольга Герасимова создала образ молодой девушки, для которой победа над фашистами важнее собственной жизни. И в этом один из самых важных месседжей, адресованных современной молодежи - напомнить об истинном патриотизме.

Блондинка, красавица, вслед которой оборачиваются и мужчины (в силу своей природы), и женщины (движимые уже совершенно другими эмоциями). В образе «пособницы фашистов» в ее голосе появляются металлические нотки, нарочито громкий смех, жесты становятся резкими и вызывающими, но в лирических сценах со своим возлюбленным Федором (Максим Чиков), она предстает мягкой, в чем-то даже беспомощной, потому что не может ему открыть всей правды о себе.

Драматический театр имени Всеволода Вишневского Балтийского флота (Кронштадт) представил драму А. Червинского «Счастье мое» в постановке Михаила Смирнова.

Трогательная и достаточно современная история получилась. Актриса Наталия Ермолаева (диплом «Лучшая женская роль») создала образ бойкой пионервожатой Виктории, девушки, как сегодня модно говорить, с активной жизненной позицией, которая решила стать творцом собственного счастья и все взять в свои руки. Именно этим посылом постановка и интересна современной молодежи, особенно девушкам, большинство из которых все важные решения принимают самостоятельно. Вот и наша героиня - девушка с трудной судьбой, поскольку годы послевоенные, она - воспитанница детдома. Из родных людей только директор школы, разрешившая Виктории ночевать в одном из школьных кабинетов, да преподаватель Оскар Борисович. На что надеяться? На кого? Конечно, только на себя. И придумала Виктория свою судьбу сама до мельчайших подробностей, и приступила к воплощению в жизнь своего «коварного» плана. Подвернулся ей под руку паренек Семен, Сенечка, как она его нежно называет.

Два человека - из разных миров, разные по характеру, по видению своего будущего. На этом контрасте и выстраивается действие. В Виктории, студентке пединститута - жажда жизни, детства, которого не было, полноты во всем и обязательном ее продолжении в ребенке. И трагичность этой ситуации заключается в понимании нами того, что счастья у Виктории нет, не было и не будет, поскольку она его сама же и разрушит своей неуемной жаждой этого счастья. В Сенечке (Ильдар Юсупов), курсанте военно-морской школы, который рассказывает Виктории о том, к какой важной миссии их готовят, еще пока неопределенность и наивность, растерянность от эмоционального напора Виктории, но он поддается и отдается ему без остатка. Пройдет девять месяцев и именно на его плечи ляжет ответственность за будущее и Виктории, и малышки, которую она родит.

Спектакль можно рассматривать и как энциклопедию быта послевоенных лет, поскольку художник Валерий Полуновский уделил бытовой составляющей очень большое внимание, при том, что сценическое пространство можно назвать и условным, хотя дух ушедшей советской эпохи передан в настоящих предметах быта - бидоне, кастрюле, утюге, цветке на подоконнике и т. д., которые молодое поколение может, в лучшем случае, увидеть только в музее, если туда дойдет, конечно.

«Счастье мое» поставлено в эстетике советского времени, но тем не менее в нем есть составляющие, маркирующие действо днем сегодняшним. Среди них можно назвать танец (хореограф Алиса Панченко), поставленный в современной стилистике, достаточно выразительный и понятный по своей функции в постановке.

Запоминается и пластически выстроенный эпизод, когда Сенечка все никак не может уйти от Виктории (ему нужно вернуться из увольнительной), а потому мечется между нею и окном, в которое хочет выпрыгнуть, чтобы незаметно для других покинуть школу. По стремительным «взлетам» Сенечки на подоконник и его бесконечным возвращениям к возлюбленной понимаешь, что для него все стало предельно ясно и что Викторию он уже не бросит.

Драматический театр Северного флота (Мурманск) представил мурманскую историю «Туман над заливом», поставленную по драме И. Штока Александром Шарапко («Специальный приз жюри»).

История о подвиге летчика, уничтожившего врага, но при этом потерявшего свою боевую машину, рассказана театром неспешно, подробно, в традициях психологического театра. При этом художник-постановщик Раиса Чебатурина создала достаточно размытый образ «города в снегах» с условным пространством помещения и подробными бытовыми деталями. И в этом условно-конкретном месте актеры существуют по-настоящему: если водку пьют - так по-мужски, со знанием предмета, профессионально. Засмотришься-заслушаешься, если женщины ведут разговор о своем о женском - так эмоционально правдиво.

Конфликт заключается в том, что Егорушкин, о подвиге которого написали все газеты, становится антигероем, которому не верят, от которого все отворачиваются, осуждая его за очевидный обман. Казалось бы, защити себя, докажи, что все обвинения - ложны. Но честь не позволяет главному герою опуститься так низко. Егорушкин Дмитрия Пастера, с одной стороны, удивляет своим равнодушием и неучастием в этом процессе, а с другой, актером точно передано состояние гордого человека, уверенного в своей правоте, но который никогда не будет ни перед кем оправдываться. И если бы не полковник Андрея Боброва, крепкий как сталь, видавший виды, знающий, как оно может быть на самом деле, но главное - верящий другу, эта история могла закончиться трагически. И невольно вспомнился сюжет «Барабанщицы», когда совершенно не стоит верить очевидным вещам, а потому осуждать и обвинять.

Жена Егорушкина Анастасия (Юлия Макуева) - полная ему противоположность. Яркая, красивая женщина, правда, военные испытания немного приглушили ее природную красоту, но как только появляется возможность выплеснуть наружу все женское, что припрятано внутри, она это делает феерически. Например, в зажигательном танце Анастасии с Агатой (Виктория Сычёва), который убедил, что ничто в этой жизни, никакие испытания не могут убить в женщине Женщину.

Драматический театр Восточного военного округа (Уссурийск) представил мюзикл по мотивам музыкально-драматической поэмы «Жар-птица» А. Колкера в постановке Алексея Похресного (диплом «Лучшее воплощение военно-патриотической темы»).

В первую очередь, удивили выбором музыкального материала, который на сегодня, мягко говоря, немного устарел, при этом спектакль поставлен в стилистике и художественной эстетике 1970‒1980-х гг. На какое-то мгновение даже показалось, что нас на машине времени перенесли в подзабытое прошлое, которое малейшей деталью может ожить во всей своей полноте эмоций, красок и ощущений. Сложно сказать, по какой причине был взят именно этот материал, но даже с ним можно было поработать и сделать яркий мюзикл, используя современную хореографию, которая была бы по плечу молодой и талантливой труппе театра.

При этом надо воздать должное коллективу, который обратился к теме блокадного Ленинграда, отдав тем самым дань памяти бессмертному подвигу ленинградцев во время Великой Отечественной войны.

Спектакль Драматического театра Тихоокеанского флота (Владивосток) «Любовь людей» по Д. Богославскому в постановке Романа Колотухина получил диплом «Лучшая режиссерская работа».

Впечатление от пьесы было тягостное и беспросветное, но в руках талантливого режиссера и художника любой исходный материал может преобразиться до неузнаваемости. Так, режиссеру и художнику Ладе Смирновой удалось уравновесить дисбаланс негативного и позитивного. И сделали это с помощью художественного оформления. Практически на всю сцену - родовое дерево с большим количеством разветвлений и с завязанными на ветках разноцветными ленточками, какие повязывают и выпускники, и молодожены, и те, кто загадывает самое сокровенное и надеется, что оно обязательно сбудется. А еще - тончайшая роспись по заднику и кулисам. При детальном рассмотрении можно увидеть сельскую хатку и такое же, только уменьшенное, родовое ажурное деревце. А потому в самые эмоционально тяжелые моменты именно эти детали «успокаивали».

В спектакле практически все персонажи - узнаваемые типажи, особенно для тех, кто или вырос в селе, или часто бывал, ходил в сельский магазин и видел продавщицу вроде Маши Юлианы Белаш (а они, как оказывается, одинаковые во всех селах), ходил в клуб на танцы и встречал таких, как Чубасов (Сергей Гончаров) - вечно в спортивном костюме по последней моде, и участковых, как Сергей (Денис Фить), - тихих, неприметных, которые не только всех знают, но и половине села приходятся родственниками, а потому и наказывать как-то не с руки. И молодежь, такую как Настя (Елена Князева) с Иваном (Григорий Марилов), которые всю жизнь мечтают уехать из села, но или так никуда и не уезжают, или максимум выезжают в районный центр. А мамы главных героев, как говорится, все крохи подобрали и попали в каждую... первую, сидящую в зале, с их заботой о чадах: поел ли, почему мало поел, почему не доел, независимо от возраста опекаемых. Поэтому рассказанная история была сродни просмотру старых фотографий в бабушкином альбоме.

Спектакль ансамблевый, простроенный режиссером до мельчайших подробностей. В нем органично сочетаются метафорические и мистические моменты, поднимающие спектакль над бытом, и простой «от земли» юмор, авоськи и ящики с пивом, старые вязаные свитера. А закольцованные мытьем полов главной героиней Люськой в исполнении Натальи Войтик начало и финал в очередной раз запускают колесо жизни по новому кругу, но с теми же проблемами любви-ненависти, понимания-непонимания, которые и есть жизнь людей, любовь людей...

Остаются не решенными очень важные вопросы: любовь - дар, наказание, испытание, проклятие? И какова каждому из нас уготована любовь? Пройдем ли испытание ею?

В какой-то мере на них отвечает кабаре-сюита Севастопольского драматического театра им. Б. Лавренева Черноморского флота «Под холщовыми небесами», поставленная Екатериной Гранитовой-Лавровской по произведениям А. Аверченко и Саши Черного.

Спектакль, удостоенный диплома за «Лучший актерский ансамбль», порадовал легкостью, великолепным и тонким художественным чутьем и вкусом. Рассказанные Аверченко анекдотические ситуации не стали в сценическом воплощении иллюстрацией, но остались самостоятельными, оригинальными историями, как будто разыгранными здесь и сейчас.

К этой постановке подойдут все эпитеты в превосходной степени. Черный кабинет с магриттовским мужским силуэтом в котелке на заднем плане (художник Ирина Куц), из которого появляются и в котором исчезают герои разыгранных коротких историй, минимум деталей интерьера и только действенное литературное слово - живое, точное, объемное. Стильный, деликатный, атмосферный и красивый спектакль во всех деталях постановки. Легкости и прозрачности ему добавляют хореография Олега Дорохина и музыка Шостаковича, Вальдтейфеля, Шопена, Рахманинова, Сен-Санса, подобранная Левоном Вознесенским. Им же написаны мелодии для двух стихотворений Саши Черного, звучащих в спектакле.

При том, что практически в каждом рассказе, будь то «Берегов устраивается по-своему», «Ложь», «Женщина и вор», речь идет о супружеских изменах, при этом все происходящее не воспринимается трагически, а как в кривом зеркале - неожиданно смешно. И возникает вопрос: так что же может сделать трагедию комедией и наоборот? Необычный угол зрения на проблему, где особую важность приобретают интонация, жест, неожиданная пауза, взгляд, вздох? Да что угодно. И если бы в жизни все это «срабатывало» - была бы не жизнь, а вечный праздник, который нам подарили лавреневцы.

Все истории, как бусинки на нитку, были «нанизаны» на сквозной персонаж, вернее актера, неизменно появляющегося во всех сценах в разных ролях и разных амплуа. Речь идет об Илье Домбровском (диплом «Главная мужская роль»), который виртуозно, до неузнаваемости перевоплощаясь из Жоржика в Незабудкина, а дальше в Максима Петровича - Автора - Чихаева - Гамова - Смяткина - Автора, показал высочайшую степень актерского мастерства и внутренних перевоплощений. Вплоть до того, что в некоторых историях даже бывали сомнения - он или не он? И искреннее удивление - он!

От спектакля осталось ощущение, что он был сделан с большим удовольствием. Скажу больше: поставленный несколько лет назад, он ничего не растерял за это время, наоборот, несмотря на изменения в актерском составе, даже приобрел и заиграл иными красками, привнесенными новой «актерской силой».

Лавреневцы подарили нам праздник, созданный Аркадием Тимофеевичем сто лет назад. И звучащая в начале спектакля фраза: «Когда я смогу вернуться домой? Через год? Два? Десять? Ну не через сто же лет!» задает тон всему действу. Век тому назад, не в самые легкие времена, при всей трагичности происходящего в России, люди умели веселиться и всегда было место празднику. И этим праздником с нами сумели поделиться.

Несмотря на такую разную тематику представленных на фестивале спектаклей, в каждом из них говорится, что мы не всегда те, кем кажемся. В «Барабанщице» на этом строится сюжет, в «Счастье моем» при всей очевидности происходящего сценарий будущей счастливой жизни Виктории - исключительно ее фантазия, а мы можем только предположить что-то. В «Тумане над заливом» Егорушкина судят несправедливо, бездоказательно. События в «Жар-птице» тоже во многом - сказка. И реальна ли эта история или нет - большой вопрос. Ну а что касается постановки «Под холщовыми небесами», здесь всё и вся является не тем, что есть на самом деле.

И пусть мир театра принято считать иллюзорным, но кто может утверждать, что мир реальный менее иллюзорен? Помните, весь мир - Театр...


Фото Елены МОРОЗОВОЙ

Статья в PDF

Фотогалерея