Спектакль с долгой жизнью и «ершистым» характером / "Фрол Скабеев" в Омском драмтеатре

Выпуск №5-225/2020, Много лет спустя

Спектакль с долгой жизнью и «ершистым» характером / "Фрол Скабеев" в Омском драмтеатре

Увы или к счастью, невозможно знать, сколько проживет тот или иной спектакль. Не всегда есть разгадка того, почему именно эта постановка словно бы преодолела силу времени и привлекает новые поколения зрителей. Среди таких театральных феноменов легендарные, «вечные» спектакли «Синяя птица» в МХАТе имени М. Горького, «Юнона и Авось» в Ленкоме, «Братья и Сестры» в Санкт-Петербургском МДТ. Сменяются эпохи, обновляется актерский состав, а постановки-долгожители по-прежнему таят в себе некий загадочный, невыработанный ресурс.


Четверть века на сцене

Свой долгожитель есть и на омской театральной карте - в этом сезоне исполняется 25 лет со дня премьеры спектакля «Фрол Скабеев» по пьесе Дмитрия Аверкиева в драматическом театре «Галерка». Замечательная русская комедия ХIХ века переносит зрителя в атмосферу святочных праздников, показывая героев с сильными характерами, способных и на большую искренность, и на плутовство, и на отчаянную обиду, и на безусловное прощение. Спектакль игрался с перерывами: «Галерка» провела 14 лет на чужих площадках, и далеко не везде была возможность показывать это без скромности масштабное полотно. Но как только театр обрел новое здание в 2018 году, художественный руководитель Владимир Витько принял решение восстановить спектакль. Постановка с уникальной судьбой вернулась на сцену театра и снова собирает полные залы.

К этому времени ушел из жизни режиссер спектакля Станислав Илюхин - выпускник ЛГИТМиКа, работавший в Санкт-Петербурге. Его дружба с «Галеркой» насчитывает не один десяток лет, с омским коллективом он поставил шесть спектаклей. Восстанавливал «Фрола Скабеева» первый исполнитель главной роли - артист Павел Кондрашин, служащий в театре с момента его создания. Возвращение спектакля стало по-настоящему триумфальным. Этой осенью он был показан на VI Всероссийском театральном фестивале «Русская комедия» в Ростове-на-Дону и вошел в тройку лидеров по числу наград форума вместе с Государственным академическим Малым театром и Ростовским академическим драмтеатром им. М. Горького.

Возглавляла жюри форума народная артистка РСФСР, лауреат премии «Ника», актриса петербургского Большого драматического театра Светлана Крючкова. Она вручила коллективу «Галерки» семь дипломов фестиваля и сказала много теплых слов о спектакле и игре артистов: «Огромное вам спасибо! Вы не просто играете, вы видите, слышите, понимаете... А как вы держите паузу! Старшее поколение вообще потрясающее. Когда у вас происходит внутренняя борьба, когда вы играете на трагической ноте, зал не дышит. Ваш спектакль - это без сомнения русская комедия. Жанр - лубок, и он сделан чисто, без эклектики. И в соответствии с ним существуют артисты, сценография, музыка. Счастливого пути вашему театру, так держать!»


Современная старина

Спектакль, поставленный в 1994 году, оказался созвучен нашему времени. То, что увидел и высветил в этой пьесе режиссер Станислав Илюхин, важно и сегодня: «Это комедия из фонда замечательной русской драматургии. Сегодня обращение к культурному наследию прошлого просто необходимо для молодежи. Крайне мало черпаем мы из классики. У Аверкиева центральный персонаж - замечательный русский характер. Фрол Скабеев благодаря природному уму, сметке, удали, размаху, колоссальной энергии достигает намеченных целей». Пьеса впервые была поставлена в Александринском театре более 100 лет назад и с тех пор к ней обращались не так часто. События происходят при царе Алексее Михайловиче Тишайшем близ Новгорода и Москвы - казалось бы, где мы, а где далекий ХVII век? Но режиссеру удалось найти в пьесе ключ, открывший ее связь с современностью: «Драматурги эпохи А.Н. Островского не случайно интересовались прошлым России. Они находили много общего в атмосфере ХIХ и XVII веков: также остро стоял вопрос о пути России, о характере русского человека, о роли народа в истории страны. Совершенно очевидно, что в ХХ веке эти вопросы стали не менее актуальными», - говорил Станислав Илюхин.

Премьера спектакля стала большим праздником для омичей. «Святочные гуляния с переодеваниями, гульбищами и драками, увозом невесты и женитьбой оной» проходили с аншлагом. Завораживающе действовали на зрителя музыкальное оформление омского деятеля искусств Николая Якуничева, масштабные танцевальные сцены в постановке Виктора Тзапташвили, раскрывающие красоту русского фольклора и русских традиций. Поражал размах сценического оформления художника Владимира Луника и невероятная роскошь по тем временам - костюмы из натурального меха, очень искусно сшитые из лоскутов силами собственного цеха. «И падал снег, в дивных узорах его светился лик Божией Матери с младенцем... И охватывало чувство гордости за то, что ты не безродный человек, что крепки корни твои в этой суровой и прекрасной земле. И нежность сжимала сердце, когда звучали истинно русские песни, которые сегодня нечасто услышишь среди воя и грохота эстрадных шабашей»,- так пронзительно писала о спектакле газета «Омское время».

Этой поставке, казалось бы, всегда сопутствовал успех: через год после премьеры она была сыграна на 17-дневных гастролях театра в Санкт-Петербурге. Страх, что взыскательная публика, знающая о нашумевшем спектакле в Александринском театре, не примет омского «Фрола», не оправдался. Так писала об этом пресса: «Достойные декорации, изысканные костюмы, интересные сценические решения, полная отдача артистов... Никакого налета провинциальной нищеты и заброшенности, - таково мнение режиссера киностудии «Ленфильм» Игоря Москвитина. - Как выяснилось на последующих спектаклях «Фрола Скабеева» (играли его 4 раза!), зрителей подкупала абсолютная раскрепощенность молодых актеров Олега и Елены Курловых, Светланы Суконьщиковой, Павла Кондрашина, работавших на пределе искренности. Яркий, зрелищный спектакль с добрым энергетическим полем все-таки встряхнул петербуржцев».

В 1997 году, заинтересовавшись самобытным спектаклем, редакция «Радио России» сделала его запись для «Золотого фонда». Во время новогодних праздников театралы не раз имели возможность услышать «Фрола Скабеева» в исполнении омских артистов.

Новая жизнь «Фрола»

В годы странствий по чужим площадкам худрук и директор «Галерки» Владимир Витько не сомневался, что спектакль вернется на обновленную сцену театра. Даже не имея своего здания, «Галерка» десятилетиями бережно хранила декорации и шубы, которые с трудом удалось создать в 90-е годы.

Зрителей по-прежнему привлекает сюжет и мощные, яркие характеры героев пьесы. Особенно - бедного дворянина Фрола Скабеева, решившего жениться на стольничьей дочери Аннушке. Сейчас роль Фрола исполняет артист Дмитрий Цепкин, и в его герое замечательно совмещаются упорство, молодая, озорная удаль и ребяческая беззащитность и искренность. Похожа на него и Аннушка - сегодня ее играет Наталья Сухоносова. Ее героиня - девушка с достоинством, решительная, пылкая, остро чувствующая притворство. На афише и театральной программке все годы была написана старая пословица: «На Руси не все караси, есть и ерши...» Молодые герои пьесы - и Фрол, и Аннушка - действительно отчасти «ерши», бунтари. Но бунтари не против веры, нравственности или традиций, а против социальных условностей, мешающих их женитьбе. Отстояв свои чувства и свой союз, они просят прощения у родителей и с радостью принимают их благословение.

За время жизни спектакля не раз менялся актерский состав, но крепкая режиссерская «застройка» позволяет держать качество постановки на высоком уровне. Сегодня в нем заняты замечательные артисты старшего поколения: заслуженная артистка РСФСР Валентина Киселёва (Нардын-Нащокина), Светлана Романова (Аксинья Пахомовна - Аннушкина мамка), Павел Кондрашин - первый исполнитель роли Фрола, теперь играет его врага, Велик-Боярина. Со дня премьеры в роли стольника Нардын-Нащокина на сцену выходит заслуженный деятель искусств РФ, заслуженный артист РФ Владимир Витько. Все они не только костяк спектакля, но и костяк театра: вместе пережили годы «бездомья» коллектива и очень трепетно относятся к «Фролу Скабееву». Визитная карточка театра, веха в его истории, душа театра, настоящий праздник - так принято говорить об этом спектакле в стенах «Галерки».

Наступивший театральный сезон юбилейный для театра - 30-й по счету. Каждый день здесь кипит работа над премьерами и новыми проектами. Но для коллектива, где чтут традиции, важно, что в его творческой жизни есть такие маяки, как нестареющий «Фрол Скабеев» - спектакль о близком, о русской душе и любви.

 

Статья в PDF

Фотогалерея