"Шел по городу волшебник" / "Шинель" Тбилисского государственного театра им. А.С.Грибоедова

Выпуск №5-225/2020, Гости Москвы

"Шел по городу волшебник" / "Шинель" Тбилисского государственного театра им. А.С.Грибоедова

Русский драматический театр имени А.С. Грибоедова из Тбилиси всегда и везде желанный гость. В Москве он традиционно любим. Разумеется, зал Театра на Малой Бронной, гостеприимно принимавший гостей, был полон не случайными зрителями, а заядлыми поклонниками и настоящими ценителями. Спектакли Автандила Варсимашвили всегда радость, всегда открытие. Обращаясь к классике, он как будто вступает в диалог с автором. Они общаются, смеются, спорят, делятся соображениями, а в результате режиссер говорит зрителю: «Посмотрите, какую интересную историю рассказал мне давеча Николай Васильевич». И знакомые с детства сюжеты наполняются множеством дополнительных коллизий, играют новыми причудливыми красками, обретают неожиданные финалы. Разве можно забыть, как в «Женитьбе» после бегства Подколесина горько обиженной Агафье Тихоновне был явлен новый жених с букетом? Да, тот самый купец, о котором упоминалось. Пожалел девушку добрый рассказчик. Профессия режиссера больше других приближена к волшебству, наверное. Или к колдовству. Но волшебство - доброе слово. И именно в жанре доброго волшебства поставлен спектакль «Шинель» по повести Николая Гоголя - одной из самых печальных историй в нашей литературе. Заявлен старый добрый прием «театра в театре». Весьма разношерстная ватага то ли бродячих артистов, то ли просто «гуляк праздных» заполняет сцену и решает забавы ради разыграть перед нами и просто для собственной потехи историю про Акакия Акакиевича. Наугад, с шутками распределяют роли. Как-то даже кощунственно - мы-то знаем, как все отнюдь невесело будет. А вот не будет! Потому что Башмачкин (Аполлон Кублашвили) не жалкий, нищий, одинокий, Богом забытый чиновник. Нет! Он творец, он поэт, и он счастливчик. Он не просто занимается любимым делом - он прямо-таки влюблен в эти бумаги, в эти формуляры, в эти волшебные буквы. Он поет и танцует с ними. Башмачкин любуется совершенством букв как самыми прекрасными живописными полотнами. И работа для него - праздник. Это ли не счастье? Крошечное жалование заставляет его жестоко экономить, но даже и эта экономия - четкая и тщательно продуманная - доставляет ему удовольствие. И нет одиночества, потому что все участники не уходят со сцены, они на разные голоса, перебивая друг друга, передают право рассказа из рук в руки, все больше увлекаясь «придуманной» на ходу историей. И все бы у героя хорошо, но ведь нужен сюжетный поворот - и вот шинелька поизносилась окончательно. И уже вовсе неудобно ходить в ней на службу. И холодно, и неприглядно. Но и это не беда. Потому что в волшебном мире живет по соседству отличнейший портной. И замечательный этот портной тоже очень любит свое дело. И для хорошего человека, чуть даже не в убыток себе, готов помочь. Да что там «готов»! Он просто счастлив, что сошьет прекраснейшую в мире шинель. И тогда в спектакле появляется воплощение мечты. Это прелестная девушка-балерина на пуантах - хрупкая, в телесно-розовом полупрозрачном хитоне, с безжалостно-трогательными обнаженными руками. Конечно, это любовь, о которой наш герой не знал до сей поры. И, конечно, только настоящий поэт, видящий красоту в буквах, может так представить свою будущую шинель. Наступивший период жизни с мечтой так пронзительно светел, что ни лютая уж совсем экономия, ни издевательства глупого начальства не страшны. В ожидании воплощения своей любви он танцует с мечтой прекрасные вальсы, разговаривает о ней с портным, не расстается ни на минуту. И настал этот миг. Девушка накидывает на свои беспомощно обнаженные плечи шинель, берет любимого под руку - теперь они вместе навек. Мечта сбылась. Но даже в волшебных сказках сбывшаяся мечта перестает быть мечтой. И девушку в шинели грубо и прозаично уводят от поэта угрюмые серые люди, вдруг переставшие быть веселыми яркими рассказчиками. Наверное, им и самим не хотелось этого делать. Ведь было так радостно, так весело... Но здесь о финале с Гоголем договориться не удалось. И поэт умирает. Он прожил короткую яркую жизнь, он встретил мечту и познал любовь. Многим ли это дано? Немногим. Это может дать Автандил Варсимашвили. Но не всем. Хотя... На протяжении спектакля зрители были счастливы, судя по овациям.

 

Статья в PDF

Фотогалерея