Колонка редактора
Выпуск № 6-226/2020, Колонка редактора
Дорогие друзья!
Вот и заканчивается зима, которая в центральных регионах России так и не порадовала ни морозами, ни снегом, ни привычными для этого времени года увлечениями и развлечениями для многих. Ничего не поделаешь - погодой мы управлять не научились... Зато научились ждать и надеяться: на то, например, что весна будет настоящей и принесет с собой те свет и тепло, на встречу с которыми мы всегда готовы в театре.
Но погода неустойчива и на подмостках - слишком непонятное и не слишком обнадеживающее предлагают нам разные театры страны все чаще. И совсем не странным представляется тот факт, что в последние годы многие режиссеры потянулись к «хорошо забытому старому», включая в свою афишу драматургию или инсценировки прозы тех, кого мы по праву называем классиками советской многонациональной литературы.
Конечно (как же без этого?!) кто-то пытается ставить их пьесы с ироническим оттенком, кто-то экспериментирует без удержу, меняя не только костюмы персонажей, но и их пол. Но в подобных спектаклях, как кажется не мне одной, текст начинает отчаянно сопротивляться, а гармония удирает со всех ног.
И это - естественно. Входя в ту же воду несколько раз, нельзя мутить ее, искусственно вызывая водовороты, пороги, воронки, которые так и не появились в ней за прошедшее время.
В написанной несколько лет назад замечательной книге Леонида Ефимовича Хейфеца есть поистине пророческие слова: «Будут открытия и закрытия пространства, будут чудеса пластических построений, будет новая музыка, новые силуэты, ритмы, будет интенсификация, ускорение, информационные взрывы, космос, компьютерная революция, посткомпьютерная... и черт в ступе - все будет... И все будет меняться. Все. Но будут оставаться неизменным: Жизнь. Любовь. Смерть. Неизменным усилием театра всех времен и народов будет артист. Человек на сцене».
Не потому ли зрители так жадно заполняют залы театров на спектаклях по пьесам советской, русской, мировой классики, что стремятся увидеть на ней Человека - во всех проявлениях, поисках, смятениях, независимо от определенного времени, а не манекенов, выполняющих задачу режиссера все переиначить в угоду моде? Ведь - простите за банальность! - классика потому и классика, что не нуждается ни в переодеваниях, ни в переведении на сегодняшний язык улицы, ни в акцентировании на нынешних проблемах. Они изначально заложены в ней как вечные во все времена...
Сегодня ставят много спектаклей, в которых явлен характер человека, проходящий в своем развитии через неизменные понятия: Жизнь, Любовь, Смерть. И их смотрят напряженно, воспринимая чувства и мысли как свои собственные, потому что, если вновь вернуться к размышлениям Леонида Хейфеца, режиссера и педагога, «мы уходим от истин, чтобы вернуться к ним вновь... Самые глубокие, самые неведанные открытия совершаются в бесконечности человеческой души».
Дай нам всем Бог идти в театр за этим и откликаться на увиденное всем своим существом!..