КАМЫШИН. О театре — с любовью

Выпуск № 6-226/2020, В России

КАМЫШИН. О театре — с любовью

Статья в PDF

Так совпало, что 2019-й, объявленный Годом театра, для Камышинского драматического тоже стал особым - здесь идет 110-й сезон.

У Камышина давние театральные традиции. Старшее поколение зрителей помнит свой театр еще в старом, маленьком помещении, где было уютно, но тесновато. Теперь у него свое здание, правда, тоже не театральное, а перестроенное из Дома культуры. Но приезжающие из других городов и даже из зарубежья гости отмечают уют и красоту: два зрительных зала, красивое фойе, буфет. А благодаря участию в федеральной программе «Культура малой родины» партии «Единая Россия» театр заметно обновил материальную базу: выполнен ряд необходимых ремонтных работ, модернизированы обслуживающие цеха.

И вот что еще интересно. Под этой крышей с одним руководством и общей труппой работают по сути три театра: взрослый драматический, детский драматический и театр кукол «Калейдоскоп». Камышинский драматический активно занимается воспитанием новых театралов с раннего детства. Кукольники выезжают со своими спектаклями в детские сады. Для старших ребят действует проект «Школьные дни», а для учащейся молодежи - «Студенческая волна». Проекты включают в себя не только просмотр спектаклей, но и их активное обсуждение, конкурсы творческих работ. Вот уже несколько лет перед закрытием сезона театр проводит фестиваль премьер «Театр и поклонники». За неделю зрители могут увидеть все новые работы уходящего сезона, а компетентное жюри определяет победителей в различных номинациях. Чуть моложе еще один полюбившийся зрителям театральный фестиваль - «Поют драматические артисты».

Но вернемся в год 2019-й. Для Камышинского театра, для города в целом он стал по-настоящему знаковым. Впервые коллектив принял участие в XVII фестивале театров малых городов России, в Камышин приехали 16 творческих коллективов из Свердловской, Самарской и Московской областей, республик Татарстан, Башкортостан, Саха Якутия, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Красноярского и Пермского краев. Фестиваль организован Государственным Театром Наций при поддержке Министерства культуры Российской Федерации.

Самое замечательное - фестиваль дает актерам огромный толчок к развитию, так как они смотрят спектакли других театров, участвуют в их обсуждении, встречаются с деятелями культуры, занимаются на тренингах, семинарах и мастер-классах известных театральных педагогов. Полностью исчезает эффект «кипения в собственном соку» - столько энергии вливается в театр за фестивальное время.

Состоялось и еще одно интересное событие - Театральная лаборатория по современной драматургии, организованная Театром Наций. За четыре дня ведущие режиссеры из Москвы и Санкт-Петербурга создавали с камышинскими актерами эскизы будущих спектаклей по пьесам современных российских авторов. Все работы получились яркими и необычными, вызвали интерес зрителей. «Белый шум» по пьесе молодого драматурга Олега Михайлова поставил режиссер из Москвы Владимир Золотарь. Спектакль шел в фойе театра, и это необычное пространство создавало ощущение полного погружения в ситуацию.

«Свидетельские показания» по пьесе Дмитрия Данилова поставил режиссер из Санкт-Петербурга Георгий Цнобиладзе. В спектакле играют два молодых актера - Светлана Смирнова и Александр Ферхов, удивившие и порадовавшие моментальным перевоплощением в новые образы, которые чередой проходят через все действо. «Землю Эльзы» по пьесе Ярославы Пулинович поставил режиссер из Москвы Андрей Цисарук. Его решение оставить на сцене исполнителей на протяжении всего спектакля было новым, интересным, а главное, понятым зрителям. Театральная лаборатория и фестиваль поразили обилием и разнообразием культурных впечатлений. Мне посчастливилось увидеть три спектакля театров разных городов, и это - не выезжая за пределы своего!

В сентябре театр открыл юбилейный сезон. До нового года зрители увидели уже пять премьер: спектакль театра кукол «Снеговички» по сказке А. Веселова, постановку для молодежи «Джек» по пьесе В. Ольшанского «Тринадцатая звезда» и три спектакля для взрослых по произведениям русской и зарубежной классической драматургии. Все три работы осуществлены в рамках федерального проекта «Культура малой родины» партии «Единая Россия». Это «Изобретательная влюбленная» Лопе де Веги, «Капитанская дочка» А.С. Пушкина и апофеоз Года Театра - «На всякого мудреца довольно простоты» А.Н. Островского.

Три разных режиссера работали с нашей труппой. «Изобретательную влюбленную» ставила Мария Шиманская из Дзержинска, «Капитанскую дочку» - Игнатий Кириллов из Санкт-Петербурга, а «На всякого мудреца довольно простоты» - Дмитрий Матыкин из Волгограда. Все спектакли тепло приняли зрители. И успех, на мой взгляд, кроется в том, что в каждом из них сложился настоящий ансамбль. Никто из актеров не тянет одеяло на себя, каждый точно понимает задачи, поставленные режиссером.

Остановлюсь подробнее на последней работе. Искренне верю, что любая труппа проверяется на состоятельность постановкой пьес Островского. Великий Александр Николаевич - это «наше всё» в русской драматургии. Абсолютно современны темы, речи, диалоги. Как будто списаны с нынешних людей характеры, отношения. Не устаю восхищаться нашими заслуженными артистами Ларисой Жаровой, играющей роль Турусиной, и Николаем Штабным (Крутицкий). Ни одной неверной интонации. Каждое слово - в цель! Ни одного лишнего движения. Задает тон Глумов Юрия Юдина, и эта роль сыграна великолепно. То он лебезит перед начальством, то громовым голосом обличает человеческие пороки и грехи, меняясь на глазах. Очень хороша лицемерка-мамаша Глумова Светланы Юдиной. Удивила Светлана Олейник в роли Клеопатры Львовны, показавшая себя с новой стороны. Настоящая светская львица, капризная, мстительная, взбалмошная. Не могу не порадоваться дебюту совсем юных, начинающих актрис, студенток третьего курса Камышинского филиала Волгоградского государственного института искусств и культуры Ирины Панишевой и Екатерины Тяглик, недавно зачисленных в труппу театра. Ну, а на счету четверокурсника Евгения Черепанова это уже не первая работа на сцене. Прекрасно вписалась в ткань спектакля музыка А. Шнитке (музыкальное оформление Александр Ферхов). Интересна сценография Кирилла Пискунова. Режиссер не превратил спектакль в обличительную речь, а высмеял - вслед за автором - порок, поглумился над «высшим обществом». Эта премьера стала достойным завершением Года театра в Камышинском драматическом. А юбилейный сезон продолжается.

Фотогалерея