СИМФЕРОПОЛЬ. Очарование зимней сказки

Выпуск № 6-226/2020, В России

СИМФЕРОПОЛЬ. Очарование зимней сказки

 Статья в PDF

 

Появившийся в канун Нового 2020 года в Крымском академическом русском драматическом театре имени М. Горького в Симферополе спектакль «Щелкунчик» по новелле Э.-Т.-А. Гофмана в постановке Владимира Магара сочетает в себе свойства романтического произведения, детской сказки и балета. Магар создал постановку для детей на большой сцене театра впервые за несколько десятилетий, наполнив ее музыкой. В спектакле участвует Камерный оркестр Крымской государственной филармонииудожественный руководитель и главный дирижер Денис Карлов). Впервые за 70 лет существования театра имени М. Горького музыканты заняли свои места в оркестровой яме.

Сказка стала ярким спектаклем крупной формы, а музыкальное и художественное оформление удовлетворит вкус самого требовательного театрала. В роли ассистента режиссера-постановщика выступил заслуженный артист Украины Сергей Ющук. Магар придал постановке основные черты своих лучших спектаклей, поднявших в свое время Севастопольский театр имени А.В. Луначарского на определенную творческую высоту. Для его работ всегда характерны музыкальная и драматическая наполненность, соединение разных литературно-драматургических источников, игровая сценография и игровой способ актерского существования. «Театр Магара» - это всегда красиво, он дарит ощущение праздника и волшебства.

Волшебство начинается с первых минут, когда в исполнении оркестра звучит увертюра из балета-феерии «Щелкунчик» П.И. Чайковского, а на огромном экране проецируется исполинских размеров заснеженная вращающаяся елка, вокруг которой танцуют ослепительно-белые маленькие балерины. На втором плане изображен зимний лес: на экране поменьше на деревья падает снег на синем, словно ночное небо, фоне.

Магия продолжается, когда на поворотном кольце выезжают, как в театре кукол, нарядные фигуры, которые, оказываясь за вторым экраном, напоминают театр теней. Они

оживают и становятся фрау Штальбаум, господином Штальбаумом, их детьми Францем и Мари. Таким образом, происходящее на сцене приобретает черты «театра в театре» - одного из излюбленных приемов режиссерской методологии Магара. Часовых дел мастер Дроссельмейер (Алексей Кубин, Игорь Кашин), любящий оживлять кукол, представляет зрителям появившихся персонажей. Он заводит гигантские старинные часы, проецирующиеся на первом экране, и достает из чемодана куклу-Щелкунчика, а тем временем «оживает» притаившийся под покрывалом еще один герой - Мышиный король. В этой роли великолепен молодой артист Константин Гапонов. Изящный, пластичный, с острыми чертами выразительного лица, подчеркнутыми удачным гримом, он неослабно держит внимание зрителя. Яркое впечатление производят его речь - то угрожающая, то вкрадчивая, - а также разнообразная «мышиная» пластика. Он играет настоящего властелина и охотника - Короля мышей от кончика острого принюхивающегося носа до длинного хвоста. Также в этой роли занят Валерий Пурювкин.

В сказке все добры и симпатичны: отважная красавица Мари (Татьяна Стасюк, Анастасия Ющук), храбрый влюбленный Щелкунчик (Евгений Басаргин, Андрей Пензин), любящая Мать (Жанна Бирюк, Нина Станиславская), нежным голосом поющая дочери колыбельную, Отец (Владимир Меньшиков, Александр Денисенко), Франц (Роман Рыбин, Константин Гапонов)...

Хореография создана главным балетмейстером театра Ольгой Чеховой. Постановщики гармонично включили в драматическое действие балетные номера, и перед зрителем появляются не только девочки-снежинки, но и восемь солдатиков, восемь мышей, восемь куколок и другие сказочные персонажи в воплощении учащихся детской балетной школы «Lil Ballerine». В спектакле также танцуют артисты балета театра имени М. Горького - Евгения Гревюк (Балерина) и Евгений Задерко (Оловянный солдатик).

В исполнении оркестра звучит не только сюита «Щелкунчик» и «Сладкая греза» П.И. Чайковского (колыбельная Матери), но и музыка М.П. Мусоргского из цикла произведений «Картинки с выставки» (музыкальное оформление спектакля - Антон Калиниченко). Пьесы «Гном» и «Баба-Яга» стали музыкальной темой Мышиного короля, помогающей создать характерность его устрашающего образа.

Из балета-феерии П.И. Чайковского в симферопольский «Щелкунчик» вошел ряд номеров. Помимо увертюры и финального «Вальса цветов», использована тема Феи Драже - под эту музыку детям вручают подарки, под нее танцуют куколки и Балерина с Оловянным солдатиком. Под «Марш оловянных солдатиков» Франц сперва мечтает о них, а потом танцует с ними. Общий танец всех персонажей происходит под «Русскую пляску».

Магар значительно сократил новеллу Гофмана, поскольку он знает, что маленьким зрителям трудно долго удерживать внимание. Спектакль длится немногим более часа, и некоторые эпизоды пришлось пересказать. Так, Дроссельмейер кратко рассказывает Мари историю Мышильды и заколдованного Щелкунчика, а фоном звучит пьеса М.П. Мусоргского «Старый замок». Объяснение в любви Щелкунчика и Мари происходит под звуки «Адажио» из балета, а массовые «мышиные» сцены - под «Танец невылупившихся птенцов» М.П. Мусоргского. В сцене, когда Мари изображает куклу перед Мышиным королем, звучит «Китайский танец» П.И. Чайковского.

Одна из главных составляющих сценического чудодейства - мультимедийная сценография Кирилла Еремина. Театр использует современные технические средства. В спектакле задействованы восемь экранов, дымовая машина, подъемные механизмы, лазерный свет. Кукла и костюм Щелкунчика сделаны по мотивам одноименного мультфильма Б. Степанцева (1973).

С помощью системы 3D-декораций действие переносится в разные комнаты дома Штальбаумов и во дворец Мышиного короля. Брат и сестра мечтают о подарках, и в картине на стене начинают маршировать оловянные солдатики, а потом из нее вдруг валит дым. Зритель видит перед собой то гигантскую преображающуюся елку, то переливающиеся разноцветные своды комнат. На заднем плане - окно, в котором на фоне темно-синего неба падает снег на прекрасный сказочный город, сверкающий цветными огнями. Затем сцена превращается в мрачное дворцовое подземелье с королевским троном. Дроссельмейер приводит сюда Мари, и они спасают попавшего в мышиный плен Щелкунчика. Поднимающийся из-под сцены трон раскрывается, из него показывается магический орех Кракатук, похожий на светящуюся шкатулку. Под чарующие переливы арфы из «Вальса цветов» П.И. Чайковского в лучах волшебного света Щелкунчик превращается в принца.

Постановщик использовал те приемы, что с успехом применяет в своих лучших спектаклях - эффектный романтический финал и поклоны, продолжающие действие. Из люка под сценой на лифте поднимается в клубах дыма ставший добрым Мышиный король. Он приносит детям «самую пушистую, самую душистую» елочку и поздравляет всех с наступающим «своим Новым годом». Маленькие балерины с розовыми веерами в руках танцуют «Вальс цветов», к ним присоединяются остальные участники спектакля.

«Щелкунчик» В.В. Магара подходит для семейного просмотра и будет интересен зрителям всех возрастов. Многосоставная драматургическая основа, массовые танцевальные сцены, наполненные великолепной музыкой в исполнении оркестра, участие детей-танцовщиков, интересные сюжетные повороты и взаимоотношения героев, привлекательная современная сценография - все это способствует переходу симферопольского театра на новый художественный уровень.


Фото Виталия ПАРУБОВА

Фотогалерея