Дорога цветов / Алина Покровская (Москва)

Выпуск № 6-226/2020, Лица

Дорога цветов / Алина Покровская (Москва)

 Статья в PDF

 

Почему этот небольшой портрет назван именно так? Означает ли это, что путь актрисы выложен исключительно розами без шипов и расстилается под ее ногами красиво декорированный камнями, а по обочине - пейзажи, на которых отдыхают глаз и душа?

Вовсе нет. Дорога цветов (по-японски ханамити) означает то особое пространство, что существует в древнейшем традиционном театре Кабуки, располагаясь перпендикулярно к сцене. Своеобразная тропа, по которой артисты могут входить на подмостки или удаляться с них, но главное - именно на дорогу цветов выходят их персонажи, чтобы сообщить нам нечто очень важное, поделиться высокими мыслями или душевными сомнениями. Таким образом, эта дорога становится своеобразным моментом истины.

А для Алины Станиславовны Покровской каждый выход на сцену является именно таким моментом.

Вот уже шесть десятилетий без малого служит эта актриса единственному театру - Центральному академическому театру Российской (Советской) Армии. Неконфликтная, дружелюбная, несущая в себе все боли и радости, получившая заслуженную популярность, равную популярности известных актрис кино старшего поколения после выхода художественного фильма «Офицеры», узнаваемая на улицах, Алина Покровская осталась собой, не утратившей чувства собственного достоинства, не приобретшей высокомерия звезды. Хотя и является подлинной звездой.

Ей чужды многолюдные тусовки, соблазнительное для многих бесконечное мелькание в рекламах, скандалы и сплетни - вся та жизнь на виду, что вовлекает сегодня в свой водоворот тех, кто страшится невостребованности, забвения и торопится убежать от времени.

Человек не напоказ религиозный, она бережно хранит в себе то, чем наградили родители, Господь Бог и жизненный опыт. Не стремится пластикой подправить лицо, вернув ушедшую молодость, с непоказным достоинством несет свое вдовство и по-прежнему, как в ранней юности, полностью погружается в работу. Хотя сегодня она занята всего в нескольких спектаклях, но отдает в них все силы души единственному делу своей жизни.

Каждый раз на протяжении всего творческого пути, в каждом спектакле Алина Покровская выходила и продолжает выходить на дорогу цветов, чтобы со всей присущей ей естественностью, органичностью, точнейшей разработкой любого характера поведать о том, что важнее всего для нее в профессии. Создается ощущение, что она всякий раз мысленно прокладывает перед собой этот путь - перпендикулярный к традиционным подмосткам, ведущий не просто к зрительному залу, а к каждому сердцу.

Так было, начиная с одного из первых ее спектаклей после окончания Щепкинского училища - Лики в спектакле «Мой бедный Марат» в постановке Леонида Хейфеца, когда естественно и просто проживала Покровская жизнь блокадной девочки на протяжении многих лет и превращалась в мудрую женщину, сделавшую свой выбор. Выбор не чувства, а осознанного долга. Тогда, в середине 60-х, одновременно вышли три спектакля по арбузовской пьесе: в Театре имени Ленинского комсомола Анатолия Эфроса с Ольгой Яковлевой; в Театре имени Ленсовета в постановке Игоря Владимирова, где Лику играла Алиса Фрейндлих и - спектакль Леонида Хейфеца с Алиной Покровской. В ее Лике не было той остроты, что отличала известных актрис, но было женское тепло, какая-то уютность, как вспоминал много лет спустя режиссер.

Так было, когда позже она играла медсестру Марту Штеттлер в «Физиках», где ее партнером был выдающийся мастер Андрей Попов; гордую Фелисиану в «Учителе танцев»; Елену Андреевну в «Дяде Ване»; Жанну Кораблеву в «Аккомпаниаторе»; Рашель в «Вассе Железновой»; Женю Комелькову в «А зори здесь тихие...»; Этель в «Боже, храни короля!» и многие другие, очень разные роли.

И сегодня Алина Покровская выходит на свою дорогу цветов в таких спектаклях, которые непременно требуют «личностной включенности»: «Одноклассники», «Судьба одного дома», «Красное колесо», «Старомодная комедия», «Дом под снос», что не мешает актрисе умело вносить в образ Меропы Мурзавецкой из «Волков и овец» ноты искрящегося юмора, лукавства и даже кокетства.

Яркая, излучающая свет и тепло души, которые согревают изнутри ее роли, Алина Покровская не утратила с возрастом того особого сияния, что исходит от нее на сцене, на экране, в общении. Потому, вероятно, что осознает свое служение театру как высокую миссию - не лгать, не играть ни в одном жесте или слове некий отвлеченный образ. Конечно, в этом помогает талант актрисы, но и та «человеческая составляющая», без которой нельзя выйти на сцену собой - личностью, женщиной, матерью...

Это и есть дорога цветов актрисы, яркой звезды Алины Станиславовны Покровской...

Фотогалерея