Тайна ее таланта / Анжелика Тер-Давидянц (Владикавказ)

Выпуск № 6-226/2020, Лица

Тайна ее таланта / Анжелика Тер-Давидянц (Владикавказ)

Статья в PDF

 

Совсем недавно в Русском академическом театре имени Евг. Вахтангова чествовали народную артистку РСО-Алания Анжелику Аветисовну Тер-Давидянц. Коллеги и поклонники поздравили актрису с юбилеем. Такая знаковая дата очень важна - повод вспомнить и поразмышлять о собственной судьбе, совершить экскурс в прошлое. Трудно представить, зная преданность актрисы театру, что в детстве не мечтала о нем. Как говорит она сама: «Мечтаний в детстве по поводу будущей профессии было много, и все мечты потихонечку сбывались. Мечтала петь - пою в спектаклях, мечтала танцевать - танцую на сцене (помогли занятия в балетной студии во Дворце пионеров), в творческом багаже есть роль балерины Авроры Газдановой, мечтала стать учителем - преподаю сценическую речь на факультете искусств в Северо-Осетинском государственном университете имени К.Л. Хетагурова».

Творческая судьба актрисы началась в 1988 году в Академическом русском театре имени Евг. Вахтангова после окончания ГИТИСа им. А. Луначарского. «Первая встреча с театром и первые аплодисменты вызвали бурю эмоций, и пришло осознание: вот это всё - мое, больше ничего не надо».

С первых же ролей Анжелика Тер-Давидянц проявила незаурядные творческие способности: одухотворенность, пластику, драматизм, умение раскрыть глубину образа в свойственной только ей творческой манере. Красивая, женственная, обладающая удивительным обаянием Анжелика Аветисовна заявила о себе как об актрисе широкого творческого потенциала.

За эти годы сыграно множество разноплановых ролей: Аманда в «Стеклянном зверинце» Т. Уильямса, Эльза в «Безобразной Эльзе» Э. Рислакки, Клер в «Прекрасных телах» Л. Каннингем, Инесс в «За закрытыми дверями» Ж-П. Сартра, Роксана в «Сирано де Бержераке» Э. Ростана, Надежда в спектакле «Вся Надежда» М. Рощина, Ася в «Лакейских играх» Э. Брагинского, Люси в «Трехгрошовой опере» Б. Брехта, Вика Люберецкая в «Завтра была война» Б. Васильева, Тамара в «Яме» А. Куприна, Виола в «Двенадцатой ночи» У. Шекспира, Мать в «Недоразумении» А. Камю, Эми Госуилл в «Кине IV» Г. Горина, Антуанетта в «Биографии» М. Фриша, Актриса в «Белом танце для любимой актрисы» Н. Квижинадзе, Гертрид в «Трагической истории Гамлета, принца Датского» Первое кватро» У. Шекспира.

Для Анжелики нет маленьких второстепенных ролей, все они значимы, даже для небольшой роли она ищет такие краски, чтобы это запомнилось зрителям. Актриса никогда не осуждала ни одну из своих героинь, всегда находила то, что может их оправдать. «Если предлагаются роли, которые не особенно нравятся, то приходится придумывать что-то такое, чтобы хотелось играть эту роль», - считает она. Не делит роли на положительные и отрицательные, но более всего любит живые по Станиславскому.

«Надо любить свой персонаж и играть так, чтобы зрители поверили, что это и есть он. Бывает, что материал не совсем мой, но если я в нем работаю, то должна сделать своим. Думаю, совсем не моей была роль в «Безобразной Эльзе». Мне было за 40, а Эльзе 26. Материал мне нравился. Не нравилась я в этом материале, потому что была слишком взрослая и разумная для этой роли, но меня привлекало, что эта Эльза предстает в разных ипостасях. Мне тогда помогло наблюдение за одной девушкой, которой было лет 20. Я присматривалась к ее реакциям на разные события, как она себя ведет, как разговаривает».

Анжелика Тер-Давидянц актриса сильная и стильная. Она филигранно существует в любом жанре, чутко улавливает мысль и интонацию автора и режиссера. «Для актера счастье, когда появляется роль, над которой ты готов трудиться увлеченно, забывая о времени», - считает она. Таким счастьем обернулась встреча актрисы с героиней пьесы Н. Квижинадзе «Белый танец для любимой актрисы». Спектакль этот стал своеобразной вехой в ее творческой биографии. Это спектакль-монолог, где мало действия: героиня все время разговаривает с невидимым собеседником, Театром, но разговаривать надо так, чтобы зрители не скучали. Анжелика блестяще справилась с этой задачей. В течение всего спектакля в зале стоит тишина, но она не безликая: чувствуешь, физически осязаешь, что актриса и зритель на одной волне. Любая актриса мечтает о подобном. Пока идет спектакль, она понемногу играет лучшие роли мирового репертуара: Джульетту, Снежную королеву, Дездемону, Гамлета, Медею, Марию Стюарт, Чарли Чаплина, Нефертити и - саму себя. Есть в пьесе еще один герой, собеседник актрисы - Театр, Маэстро, любовник, друг и враг. Он - всё. Переживания героини, ее внутренняя жизнь, перевоплощения из одного персонажа в другой происходят с невероятной легкостью. Мы видим и слышим пронзительную исповедь актрисы, она живет и умирает на сцене и делает это так искренне, что веришь каждому ее слову, каждому жесту, зрители сопереживают ей: плачут, смеются, размышляют, а после финальной сцены зал буквально взрывается аплодисментами и криками «Браво!» Она зажигает сердца, пробуждая в них добрые светлые чувства.

Одна из недавних работ актрисы - мать Гамлета Гертрид в спектакле «Трагическая история Гамлета, принца Датского». Первое кварто». У. Шекспира (театр первым в России осуществил постановку пьесы в переводе А. Корчевского). Для А. Тер-Давидянц Гертрид - в первую очередь, мать, которая любит своего сына, и она мечется между мужем и сыном. Текстового материала очень мало - все приходится проживать молча.

За ее персонажами всегда интересно наблюдать, так как каждая роль, как правило, имеет глубокий психологический подтекст, он проявляется во всем: интонациях, паузах, пластике, во взгляде больших выразительных глаз. Им сочувствуешь, сопереживаешь, их осуждаешь, с ними споришь, - это всегда живые люди, со своими неповторимыми характерами, судьбами.

Как любая актриса, она мечтает о самой заветной роли, например, Гамлета. «Гамлет живет в каждом из нас, - говорит актриса. - Я считаю, что из любой тупиковой ситуации есть выход. Но это очень непросто - повернуться и увидеть свет. Мечтаю сыграть Медею, которую ведет огромная любовь, она человек очень сильный, и мне хочется напитаться этой силой; Марию Стюарт, когда постигаешь другой характер - формируешь свою душу. Для меня театр - это всегда нестандартность мышления».

Анжелика Аветисовна - чуткий партнер, она верна коллегам и театру, по праву считая его своим домом. Каждая ее роль запоминается надолго. Она любима зрителями. Актриса находится в самом расцвете творческих сил, ее талант еще долго будет радовать зрителей и партнеров по сцене. Счастья, удачи и много-много интересных ролей!

Фотогалерея