"Дорогие мои, всего!.." / "Причал" Г.Шпаликова в Московском драматическом театре "Человек"

Выпуск № 6-226/2020, Взгляд

"Дорогие мои, всего!.." / "Причал" Г.Шпаликова в Московском драматическом театре "Человек"

Статья в PDF

 

Все произошло по-пушкински неслучайно: «Бывают странные сближенья...» - писал поэт, так и случилось: в 2019 году совпали две даты. 45 лет с того трагического дня, когда покончил счеты с жизнью сценарист, поэт, чьими фильмами и стихами мы наслаждаемся до сей поры, получая заряд солнечного света, Геннадий Шпаликов, и появился на московской театральной карте театр «Человек», созданный режиссером Людмилой Рошкован. Именно на этой маленькой сцене, родившейся неподалеку от храма, в котором Пушкин венчался с Натальей Гончаровой (снова - «сближенье»!), в Скатертном переулке, явилось нам одно из предвестий смутно угадываемого обновления времени. Считавшийся почти десятилетия с момента своего возникновения полулегальной сценической площадкой, благодаря интересу к таким авторам, как, например, Славомир Мрожек, вопреки сложившимся на театре официальным требованиям, ярко дебютировали здесь Роман Козак, Михаил Мокеев, Александр Феклистов, Игорь Золотовицкий, Сергей Женовач, Ирина Розанова, Дмитрий Брусникин, Виктор Платонов, Валерий Гаркалин, Сергей Качанов и другие, ныне широко известные режиссеры и артисты.

А затем наступил его расцвет. Безукоризненный вкус Людмилы Рошкован, ее обостренное чувство времени диктовали и репертуар театра, и вовлечение в его орбиту новых имен. Соответственно - и своего круга зрителей, не случайных, не ищущих в театре поучений или развлечений, а интеллектуальных, думающих и чувствующих, что было особенно важно в эпоху, когда болезнь равнодушия и цинизма начала овладевать человеческими душами.

Прошли годы и десятилетия. Сегодня театром руководит Владимир Скворцов, известный по сцене и киноэкрану артист, вдумчивый, интересный, живущий не по тем законам, что приняты сегодня на многих театральных площадках. Об этом свидетельствует афиша «Человека», в которой каждый из зрителей может обнаружить что-то для себя. А Людмила Романовна Рошкован сегодня президент театра «Человек»; и то изначальное, ради чего она задумывала и рождала этот театр, продолжает жить в нем особым, нервным биением пульса.

В декабре ушедшего 2019 года на сцене «Человека» состоялась необычная премьера. Режиссер Данил Чащин в соавторстве с художниками Ваней Боуденом и Михаилом Заикановым, художником по свету Антоном Астаховым и саунд-дизайнером Дмитрием Бурцевым, использовав музыку Микаэла Таривердиева, А. Шнитке, поставил спектакль по первому сценарию Геннадия Шпаликова, неосуществленному, не пришедшему к кинозрителям в силу разных причин, от «идеологических», до жизненно трагических (за короткое время до начала съемок покончил с собой 25-летний режиссер Владимир Китайский, а спустя четыре года повторил его путь и сам сценарист) под названием «Причал».

Данил Чащин органично соединил в своем спектакле судьбы авторов неосуществленного замысла, постепенно тающие оттепельные надежды, давно утраченную нами чистоту восприятия жизни как дара, любовь к Москве, не всем понятный сегодня тончайший лиризм слова, запечатлевшего мысль и душевный порыв, с поступками, в которых нет ничего героического, воспевающего, но есть Жизнь. По словам режиссера, «это импрессионистский этюд, попытка уловить светлое и яркое сегодня, которое уже завтра станет вчера». Та самая жизнь, о которой Шпаликов писал в одном из известных своих стихов:

Я к вам травою прорасту,
Попробую к вам дотянуться,
Как почка тянется к листу,
Вся в ожидании проснуться.

И это произошло, судя по реакции зрительного зала, внимавшего каждому слову, каждому жесту артистов Арины Постниковой, Андрея Савостьянова, Александра Соколовского и Антона Шурцова, проживших на наших глазах фрагменты жизни девушки Кати, Шкипера, Павлика, летчика-инвалида, циркового дрессировщика, компании солдат, мальчика Алеши, бывшей жены Шкипера Анны... Геннадий Шпаликов пророс, дотянулся не просто до нас, а до наших заснувших душ - во всей простоте и чистоте восприятия каждого мига жизни.

Для этого понадобилась вышедшая ныне из моды трепетность отношения не просто к тексту, но внутренняя убежденность в том, что сегодня это необходимо людям, подобно глотку свежего воздуха - дофантазировать, доснять для себя фильм (после окончания спектакля зрители бродят по сцене, вчитываясь в расставленные артистами по ходу действия документы, всматриваются в фотопробы тех, кто должен был играть в «Причале», в фотографии Владимира Китайского, Геннадия Шпаликова, в предметы того далекого времени), которому не довелось дойти до нас. Ведь высокое начальство решило, что сценарий не заслуживает внимания: «шляются по Москве люди», и ничего больше. Но «шлялись» они и в любимом до сих пор фильме «Я шагаю по Москве»...

И в этом была та удивительная эстетика, та самая ценность жизни, что так увлекала Геннадия Шпаликова: в деталях, намеках, оговорках раскрывалась биография человека, в его существовании в этот и только этот миг читалась судьба. «Когда мы начали репетировать, - рассказывал Данил Чащин, - хотели сделать инсценировки, чтобы были роли, но потом я понял, что у Шпаликова очень важен каждый нюанс, каждая деталь, и мне захотелось, чтобы он именно так был услышан».

Так - то есть через то, что принято называть в пьесах ремарками, авторским текстом. В спектакле же «Причал» все звучит в единстве комментария, описания места и времени действия и рассказанного нам поступка. Четверо персонажей сидят на стульях, иногда уходят в синюю даль проема, порой прерываются, чтобы расставить по полочкам фотографии и рамки с документами и - живут той неразделимой, казалось бы, будничной жизнью, которой живет каждый из нас. Именно в этом - захватывающее очарование спектакля. И в том, как причудливо порой сближаются судьбы, как фантастична реальность, когда на пустом в предрассветный час Садовом кольце вдруг возникает самолет, собака бежит перед машиной, показывая Кате, где она обитает со своим хозяином, летчиком-инвалидом, а солдаты, не знающие Москвы, как и Катя, ищут вместе с девушкой путь к причалу возле кинотеатра «Ударник», где стоит баржа, бродя по кругу по арбатским переулкам. Сын Шкипера Алеша, тайком уведенный отцом от матери и заснувший на скамейке, будет сам искать дорогу в дом, куда не успел еще переехать, - это одна из самых, может быть, грустных и незавершенных историй из числа тех, что мы пережили вместе с артистами...

Ничего не поделаешь - такова жизнь... И ни на миг не раздражает экран, на котором то плещется река, то возникают титры неосуществленного фильма, потому, вероятно, что он не становится средоточием действия, как во многих сегодняшних спектаклях, а являет собой некий фон - такой же медленно текущий как река, как наше бытие, как слитность судьбы и художественного вымысла.

Поистине - удивительный спектакль для времени, когда наспех переиначиваются тексты и мысли советских классиков в угоду моде. По сути, уже уходящей, потому что, как заметил Антон Павлович Чехов, меняются фасоны пиджаков, а люди остаются все теми же - им не по-прежнему, а гораздо острее нужна в нашей реальности внятная и светлая человеческая история, человеческие судьбы, к которым можно прикоснуться, чтобы не ощутить себя в полном и беспросветном одиночестве.

Одно из самых известных стихотворений, ставших завещанием Геннадия Шпаликова, дало название этому взгляду на спектакль «Причал». Оно завершается словами:

Все прощание - в одиночку,

Напоследок - не верещать.

Завещаю вам только дочку -

Больше нечего завещать.

Геннадий Федорович ошибся - щедрым его наследством остались акварельные, будоражащие, осуществленные и неосуществленные сценарии, зарисовки, запечатлевшие мечты и чаяния поколения шестидесятников не как музейные экспонаты, разглядывая которые можно с легкой иронией улыбаться или откровенно высмеивать их «наивность». Остался тот настрой «обреченного счастья», которое волей-неволей продолжается и в нас, пока находятся молодые режиссеры и артисты, с пониманием и верой откликающиеся на прошедшее, которое не стало и никогда, скорее всего, не станет прошлым...


Фото с сайта театра



Фотогалерея