Десять шагов до столетия / 90-летие ЦАТРА

Выпуск № 6-226/2020, Портрет театра

Десять шагов до столетия / 90-летие ЦАТРА

Статья в PDF

Центральный академический Театр Российской Армии так давно знаменит и популярен, что, кажется, будто он был всегда, как и его фантастическое здание на бывшей площади Коммуны, нынче Суворовской. Оно по сию пору внушает воистину священный трепет, похожее снаружи и изнутри на величественный древний храм. Недаром над убранством его фойе и залов работали выдающиеся художники советской эпохи Л. Бруни, А. Дейнека, А. Герасимов, И. Фейнберг, П. Соколов-Скаля, В. Фаворский и его сыновья. А между тем, это уникальное многоэтажное сооружение на огромном стилобате, в плане представляющее пятиконечную звезду, покоящуюся на множестве роскошных коринфских колонн, созданное выдающимися архитекторами Каро Алабяном и Василием Симбирцевым, на десять лет моложе самого Театра Красной, с 1953 года Советской, а с 1991-го Российской Армии.

6 февраля нынешнего года театру исполнилось 90 лет.

ЦАТРА принадлежит Министерству Обороны России и курируется Главным Политуправлением Армии. Это, казалось бы, усложняет творческое бытие знаменитого коллектива, диктуя вынужденные репертуарные приоритеты, ракурс взгляда на жизненные и деловые проблемы людей, связавших свою судьбу с армией и флотом, идейные установки сценических созданий, выбор тем и героев.

К работе над спектаклями всегда привлекались и привлекаются самые авторитетные художники, литераторы и музыканты. Сценографы И. Шлепянов, В. Дмитриев, Б. Эрдман, А. Тышлер, В. Татлин, композиторы Т. Хренников, Д. Кабалевский, А. и Б. Александровы, Г. Фрид, А. Шнитке, А. Крейн.

Литературную работу тоже вели яркие люди, такие, как Г. Бояджиев и А. Борщаговский, правда, в конце 40-х заклейменные как «гнилые космополиты».

Ориентация на крупный формат сохранялась в театре десятки лет. На сцену одновременно могли выйти до тысячи человек, выезжали крупногабаритные машины или танки, строились многоэтажные декорации. Это отражало «ампирные» тенденции эпохи, хотя, качество пьес и зрелищ было разным. Наряду с постановками, которыми можно гордиться, возникали однодневки, написанные и поставленные весьма пафосно, но невнятно.

Предвоенное пятилетие ознаменовалось первой культовой постановкой театра - комедией У. Шекспира «Укрощение строптивой» в режиссуре вскоре возглавившего театр легендарного мастера Алексея Дмитриевича Попова с виртуозными работами чудесных актеров Любови Добржанской и Виктора Пестовского, в ролях Катарины и Петруччо воплотивших глубокие и страстные возрожденческие характеры. Премьера состоялась 23 ноября 1937 года на гастролях в Хабаровске. Московская жизнь комедии началась триумфально и оставалась таковой многие годы, уже с участием в главных ролях Андрея Попова и Людмилы Касаткиной.

Даже в трагические годы, с 1941-го по 1945-й, когда военная тема абсолютно преобладала, театр ставит комедии: «Ночь ошибок» О. Гольдсмита и «Сон в летнюю ночь» У. Шекспира, «На всякого мудреца довольно простоты» и «Женитьбу Бальзаминова» А.Н. Островского, «Копилку» Э. Лабиша и А. Делакура, свою роль в которой позже тепло вспоминал Андрей Алексеевич Попов.

В те же годы его отец А.Д. Попов поставил другой культовый спектакль - «Давным-давно» по пьесе А. Гладкова. Все в этой комедии грело душу: блестяще стилизованные стихи, многообразная палитра музыки Тихона Хренникова, лукавство игровой интонации, упрямое желание противопоставить юмор тяготам текущей жизни, ведь еще шла осень 1942 года, премьеру выпустили в эвакуации, в Свердловске.

Л. Добржанская и В. Пестовский, которые в ролях Шурочки Азаровой и поручика Ржевского, по свидетельству счастливых очевидцев, буквально плели кружева. Уместными оказались здесь и «паркетный верхолет» граф Нурин, смешной, но не безобидный сплетник в сатиричном исполнении А. Ходурского, а также вполне историчный, но и фольклорный фельдмаршал Кутузов, тонко сыгранный А. Хохловым.

В новых редакциях Кутузова увлеченно играли Б. Ситко, С. Кулагин, В. Зельдин. Ярким дуэтом предстали Шурочка Азарова и поручик Ржевский в исполнении Людмилы Фетисовой и Андрея Попова. Много позже на роль Шурочки ввелась и Лариса Голубкина.

Нынче искрометная героическая комедия про то, «как наши деды воевали», уже в новом решении главного режиссера Бориса Морозова счастливо живет на той же сцене.

В самом начале послевоенной эпохи красочная театральность снова восторжествовала на подмостках Театра Армии. Режиссер Владимир Канцель поставил одну из лучших испанских комедий жанра «плаща и шпаги», «Учителя танцев» Лопе де Веги с музыкой А. Крейна.

С января 1946 года спектакль прошел в авторской редакции около двух тысяч раз, став одним из базовых шедевров Театра Армии благодаря точности жанрового решения пьесы, и вдохновенному исполнению главной роли Альдемаро легендарным мастером Владимиром Зельдиным.

Образ благородного, беззаветно влюбленного, творчески одаренного человека стал для актера знаковым. Недаром одним из последних его героев оказался упрямый мечтатель, сыгранный Владимиром Михайловичем незадолго да своего столетнего юбилея в мюзикле о Дон Кихоте. А к «Учителю танцев» артист вернулся в сценической фантазии «Танцы с учителем» Ю. Гусмана, где, по сути, подвел творческий итог своей судьбы.

Алексей Дмитриевич Попов, принявший к середине 30-х бразды художественного руководства ЦТКА, мобилизовал все силы, чтобы в экстраординарных условиях театра-колосса актеры могли творчески реализоваться. Великому режиссеру чаще удавалось сохранить необходимый баланс художественных намерений с шокирующими возможностями технического оснащения сцены. В основе его отношения к театральному искусству было воспринятое от Станиславского, боготворимого им учителя, понимание театра как высокой духовной миссии.

Семимесячные гастроли коллектива в 1937 году по Дальнему Востоку, в разных городах которого были показаны 400 спектаклей и даны 600 концертов, повышали творческий азарт молодого театра, крепко его сплотив.

При ТКА возникла Теамастерская, которую закончат будущие звезды Андрей Попов, Нина Сазонова, Татьяна Алексеева, Андрей Петров.

22 июня 1941 года оставшаяся в Москве часть коллектива дает знаменательный концерт в зале ожидания Белорусского вокзала для уходящих на фронт. А далее множество концертов девятнадцати фронтовых бригад ЦТКА в блиндажах и госпиталях с лозунгом: «Род оружия - искусство, скорострельность - до пяти концертов в день, дальнобойность - весь фронт». И ни на день не прекращается основная работа театра, продолженная в эвакуации, в Свердловске.

В 1951 году А.Д. Попов решается поставить «Ревизора», имея на главные роли уникальных исполнителей: Хлестаков - Андрей Попов, Городничий - Борис Ситко, Анна Андреевна - Любовь Добржанская, Мария Антоновна - Людмила Касаткина, Осип - Петр Константинов. Но мощную концепцию, по которой все герои комедии, страстно отдаваясь нелепым фантазиям, оказываются на грани всеобщего безумия, при всей ее остроте и точности, до конца воплотить не удалось.

Зато прозвучала, светло и радостно, современная грузинская комедия «Стрекоза» М. Бараташвили с музыкой Р. Габичвадзе, где заразительно сыграли колоритных молодых героев В. Сошальский и В. Зельдин. Очаровала и сама «заглавная» героиня, озорная и пленительная в исполнении Генриетты Островской. Сугубо советская комедия про сельскую новь увлекала жизнелюбием, «зеленым шумом с грузинским акцентом».

Годы «оттепели», с 1956-го по 1960-й, пожалуй, наиболее плодотворные в истории ЦАТСА. Шутка ли, 39 премьер! Причем, многие из них, даже поставленные молодыми дебютантами, стали значимыми событиями в истории советского театра.

Саркастической драмой «Профессия миссис Уоррен» Б. Шоу в ЦАТСА дебютирует Борис Львов-Анохин. Главную роль циничной, но по-своему честной женщины, знающей тайную природу людских страстей, блестяще играет Л. Добржанская, а в роли молодой героини Виви критика отметила Е. Кудрявцеву.

Тот же режиссер ставит «Фабричную девчонку» драматурга-дебютанта Александра Володина с уникальной Женькой Шульженко - Людмилой Фетисовой.

Значительный резонанс получает комедия «короля неореализма» Э. де Филиппо «Моя семья» с Л. Добржанской и М. Майоровым в главных ролях, поставленная А. Шатриным. Позже, ближе к середине 70-х, А. Шатрин поставит сатирическую комедию «из античной жизни» дебютанта Гр. Горина «Забыть Герострата!?», где главного героя азартно и мудро сыграет Владимир Сошальский. Спектакль этот станет, к сожалению, последней работой в обидно короткой жизни режиссера.

Б. Львов-Анохин ставит философскую драму К. Чапека «Средство Макропулоса», где Л. Добржанская блистает в роли актрисы в возрасте трехсот лет, озабоченной мечтой о вечной молодости и бессмертии, хотя то и другое чревато абсолютным одиночеством. Другая философская притча, «Всеми забытый» Назыма Хикмета тоже привлекла внимание Б. Львова-Анохина.

На двух сценах театра с успехом идут «Последняя остановка» Э.-М. Ремарка, принципиально невозможная еще лет десять назад, «Шестеро любимых» А. Арбузова, «Обрыв» по И.А. Гончарову, «Сережка с Малой Бронной» Ю. Шевкуненко...

В последней режиссерской работе А.Д. Попова, завершенной Шатриным, не слишком задавшейся «Поднятой целине» по М. Шолохову с изумляюще простой и мощной сценографией Н. Шифрина, интересными показались некоторые артисты: Ал.

Петров (Разметнов), Д. Сагал (Давыдов), Б. Петелин (Нагульнов) и Н. Сазонова (Лушка) были увлечены колоритными характерами и воплощали их самозабвенно. А. Шатрин ставит тогда же финскую мелодраму «Юстина» Х. Вуолийоки, которая надолго превращается в кассовый хит.

Наконец, «Барабанщица» А. Салынского, поставленная А. Окунчиковым, а затем, сыгранная чуть ли не всеми театрами страны, надолго становится главным шлягером военно-патриотического жанра, а исполнительница главной роли Людмила Фетисова была признана одной из ярчайших легенд советской сцены.

В преддверии 90-летия Театр снова обратился к этой драматичной поэме о беззаветной решимости и верности долгу.

В нынешней Ниле - Ольге Герасимовой смешались дерзость и застенчивость, зоркость и скрытность. Не слишком полагаясь на интуицию, она всегда готова к острым провокациям. Авторы новой версии режиссер Б. Морозов и художник А. Глебова

завершают ее шествием Бессмертного Полка, объединив непреходящую скорбь Священной войны и отчаянную радость Великой Победы.

После ухода из театра А.Д. Попова и краткого периода коллегиального руководства, ЦАТСА возглавил, тоже ненадолго, опытный режиссер Александр Дунаев.

С начала 60-х обострилось внимание к национальной драматургии народов СССР. Театр Армии не остался в стороне, воплотив на своей сцене произведения лучших молдавских, белорусских, прибалтийских писателей. Интимный мир простых молдавских крестьян раскрывала поставленная Б. Львовым-Анохиным лирическая драма Иона Друцэ «Каса марэ» с незабываемой Л. Добржанской и выразительным Б. Петелиным.

С 1963 по 1073 год худруком ЦАТСА становится сын А.Д. Попова, воспитанный в Театре творческий его преемник, Андрей Алексеевич Попов. Оставаясь ведущим актером, он много и ярко играет.

В 1966 году А.А. Попов выходит на родную сцену в образе Ивана Грозного. Историческая трагедия «Смерть Иоанна Грозного» А.К. Толстого в постановке Леонида Хейфеца с завораживающей сценографией Иосифа Сумбаташвили буквально потрясла Москву.

Роль руководителя театра Андрею Попову давалась с трудом, что во многом, объяснимо внешними обстоятельствами: за уже иссякшей эйфорией «оттепели» надвигался свинцовый застой.

А. Попов ставит «Неизвестного солдата» А. Рыбакова, где мощно проявилось умение артиста Андрея Петрова в роли солдата Огородникова играть свежо и чисто, не страшась прямых метафор. А. Попов становится старшиной Васковым из повести Б. Васильева «А зори здесь тихие» (режиссер Б. Эрин), доказывая право на свое решение образа - «былинное», раздумчивое. Выходит в заглавной роли на премьерных показах символистской драмы Л. Андреева «Тот, кто получает пощечины», поставленной М. Кнебель и А. Бурдонским, чуть позже передав роль К. Захарову.

Со временем пост худрука Андрей Попов оставил. Последовательно сменявшиеся интересные режиссеры Ростислав Горяев, Юрий Еремин, Леонид Хейфец приходили в ЦАТСА со своими программами, реализуя их с той или иной успешностью.

Приглашенный в театр Петр Фоменко ставит пьесу Э. де Филиппо «Экзамены никогда не кончаются», грустную комедию про быстротекущее неуправляемое Время.

Режиссер Юрий Еремин был худруком ЦАТСА в 80-е годы. Весомым оказался его дебют - «Старик» М. Горького с тишайшим, вкрадчивым Стариком - Н. Пастуховым, мятущимся Мастаковым - Г. Крынкиным. Острый резонанс получило сокровенно лиричное «Счастье мое» по А. Червинскому с выдающимися работами артистов Г. Морачевой, Л. Шабарина, В. Ледогорова и Н. Николаевой.

Помня, что «за спиной» театра стоит Мариинская больница, в одном из флигелей которой родился Ф. М. Достоевский, ЦАТСА время от времени ставил сценические версии его творений, из которых больше повезло роману «Идиот». Этот спектакль Ю. Еремина, подробный и страстный, продержался в репертуаре больше пятнадцати лет.

В самые разные времена театр неукоснительно соблюдал жанровый баланс, стараясь найти любой повод для эффектного зрелища или «культурного отдыха».

Постановку музыкальной комедии «Раскинулось море широко» Вс. Вишневского, Ал. Крона и Вс. Азарова, написанной ими в 1942 году по заказу Военсовета Балтфлота, ЦАТСА посвятили светлой памяти артистов Ленинградской музкомедии, единственного театра, работавшего в блокадном Ленинграде. Спектакль стал не только гражданской акцией, но творческой перекличкой с артистами военного поколения.

Режиссеры нередко стремятся создать авторский театр. И дело не только в суверенности творческого почерка. Авторским был театр Б. Львова-Анохина с его обостренным вниманием к тайнам человеческой души, пронизывающим ее вибрациям и тонким энергиям. Это было очевидно не только в «Каса марэ», «Птицах нашей молодости» И. Друцэ, поставленной вместе с Б. Морозовым, или ранее перечисленных постановках. Леонид Хейфец, со временем ставший одним из крупнейших режиссеров и педагогов, склонен к театру философскому, даже «поучительному», который открывает человеку абсолютные ценности бытия. Уже в молодежной комедии Ю. Семенова «Шоссе на Большую Медведицу», его дебюте а ЦАТСА, было заметно внимание к внятности характеристик и гражданской позиции персонажа, даже если они выражены в комедийном ключе.

Ничего смешного или забавного не было в пьесе А. Арбузова «Мой бедный Марат», которую Л. Хейфец бесстрашно поставил «параллельно» спектаклю А. Эфроса в Театре им.Ленинского комсомола. Камерность его интонации усиливала лирические мотивы сюжета, не затушевывая драматического переживания «исхода оттепели».

В своем «втором пришествии», с 1988 по 1994 годы, осуществляя художественное руководство ЦАТСА, Леонид Хейфец, ученик М. Кнебель и А. Попова, сумел не только наполнить афишу глубокими и сильными спектаклями, но «освежил» труппу своими учениками и с пользой скорректировал методологию творческой работы театра. Молодые артисты пришли со своими спектаклями, показав на Малой сцене «Къоджинские перепалки» и мюзикл В. Дашкевича по «Клопу» Вл. Маяковского.

Хейфец поставил драму С.Моэма «Боже, храни короля!», герои которой живут как бы между двумя катастрофами. Артисты Л. Чурсина, М. Пастухова, Ф. Чеханков тонко почувствовали эту атмосферу гибельной, тяжкой тишины, горестного сознания, что путь в Никуда необратим.

Еще в первый период работы воплотил режиссер яростную историческую фантасмагорию «Мастера времени, или Часовщик и курица» И. Кочерги, соединив на подмостках мощных мастеров А. Попова и В. Зельдина в эксцентрической их ипостаси.

После триумфального спектакля про царя Ивана Грозного все предвкушали новый успех, когда началась работа над «Павлом I» Дм.Мережковского, которая воспринималась как продолжение хорошо и надежно освоенной темы. Исполнение заглавной роли великим артистом Олегом Борисовым вроде бы это гарантировало.

Постановка была масштабной и смелой. Лучшие актеры ЦАТСА оказались достойными партнерами Борисова, который играл грандиозно, трагедия его героя была неотвратима, но Павлу, все понимающему и ко всему готовому, хотелось заглянуть в Бездну. Это тяготение духа было в нем необоримо. Но и Бездна сама «смотрела» на него.

Далее могли воплотиться мечты о «Маскараде», но не случилось. После кончины Олега Борисова «Павел I» шел еще какое-то время, когда на заглавную роль театр пригласил Валерия Золотухина. Но это уже совсем другая история.

«Маскарад» тоже увидел свет рампы, был красив и трагичен, хотя холодноват, несмотря на неистовый темперамент Г. Крынкина (Арбенин), острую чувственность А. Домогарова (Звездич) и изысканность Л. Чурсиной (баронесса Штраль).

Свою концепцию авторского театра развивал на подмостках ЦАТСА и режиссер Александр Бурдонский. Его спектакли могли иметь различную художественную природу. Между трогательной историей о том, как ветераны войны встречают 9 Мая («Снеги пали...» Р. Феденева) и «Ужасными родителями» Ж. Кокто ничего общего. Но режиссер чаще выбирал рафинированные драмы: «Приглашение в замок» Ж. Ануя, «Британик» Ж. Расина, «Загнанную лошадь» Ф. Саган, «Ваша сестра и пленница» Л. Разумовской с «дуэтом королев» - Елизаветы Тюдор - Л. Касаткиной и Марии Стюарт - А. Покровской. Поставил он и «главную» мелодраму всех времен - «Даму с камелиями» А. Дюма-сына, где Маргариту Готье взахлеб играли А. Покровская, О. Васильева, И. Демина, С. Дик. А восторженные зрительницы любовались мужественной красотой К. Захарова или А. Домогарова в роли слабохарактерного Армана Дюваля.

В спектаклях А. Бурдонского всегда неизменным было главное: в центре любого из них всегда оказывалась звезда, а лучше две или больше. Н. Сазонова самозабвенно играла у него Вассу Железнову и Бабушку в мелодраме А. Касоны «Деревья умирают стоя». Л. Чурсина воплощала образы женщин глубоких и страстных в «Дуэте для солистки» Т. Кемпински, «Игре на клавишах души», «Элинор и ее мужчины». А в мистической драме А. Касоны «Та, которую не ждут» («Утренняя фея») решилась даже сыграть Смерть в обличии рассудительной и спокойной женщины, похожей на высококлассного психотерапевта.

В последнем спектакле режиссера она сыграла эксцентричную Генеральшу в ранней драме А. П. Чехова «Безотцовщина», названной в театре «Этот безумец Платонов».

Немало спектаклей поставили в ЦАТСА режиссеры-гости.

Интереснее других работали, пожалуй, И. Унгуряну и М. Левитин.

Первый прославился постановкой одной из самых искренних патриотических пьес нашего времени, драмы «Святая святых» И. Друцэ, где изумлял душевностью своего героя Николай Пастухов, игравший старого молдавского пастуха и солдата Кэлина Абабия буквально «на разрыв аорты». В мистическом, надрывном «Макбете» режиссер в главных ролях свел вместе В. Сошальского и Л. Чурсину. А в исторической саге «Обретение» И. Друцэ о судьбе светлейшего князя Потемкина предоставил В. Сошальскому в этой роли, так ему подходящей, полную свободу. Артист вдохновенно явил миру сильную натуру, способную к интуитивному постижению бытия.

Михаил Левитин выступил в трех «измерениях». В пацифистской драме «Странствия Билли Пилигрима» по К. Воннегуту режиссер воплотил свое понимание антивоенной темы. В моноспектакле о судьбе Розы Люксембург дал волю гражданскому скепсису, доверившись специфическому дарованию актрисы Валентины Поповой. Наконец, выступил как лирик-эксцентрик, поставив на Малой сцене лирическую мелодраму А. Соколовой «Фантазии Фарятьева», где замечательно играли Г. Морачева, Л. Добржанская, О.Богданова, А. Покровская и А. Михайлушкин.

Самым неординарным «гостевым» проектом ЦАТСА стал грандиозный спектакль знаменитого немецкого режиссера Петера Штайна по «Орестее» Эсхила, потребовавшего мобилизации всех технических и художественных ресурсов Большой сцены театра. Это был полезный и поучительный опыт.

Сегодняшний художественный руководитель ЦАТРА Борис Морозов начал работать здесь много лет назад, поставив на Малой сцене свой дипломный спектакль по пьесе И. Гаручавы и П. Хотяновского «Когда придет мой час» с Н. Колофидиным и Н. Сазоновой. В первые его сезоны очевиден был интерес режиссера к драме социальной, анализирующей насущные общественные проблемы. Спектакли «Ночью без звезд» А. Штейна, «Ковалева из провинции» ИДворецкого, поставленные Б. Морозовым на Малой сцене, этот интерес отражали. Соучастие с режиссером Б. Львовым-Анохиным в постановке «Птиц нашей молодости» И. Друцэ тоже увлекло режиссера, поскольку пьеса, при всех ее лирических эмпиреях, говорила еще и о жизни земной, каждодневной, раскрывая ее ценности и радости.

На разных «полюсах» работы Б. Морозова в ЦАТРА оказались два спектакля про войну: его постановка повести В. Пановой «Спутники», трогательная, человечная, внимательная к частным ценностям жизни каждого, кто оказывается в ситуации, требующей полной мобилизации духа и, когда Б. Морозов уже подписывал афишу как худрук, поставленная режиссером А. Бадулиным последняя драма В. Гуркина «Саня, Ваня, с ними Римас», тоже обращенная к сокровенным чувствам каждого человека.

Крайне эксцентричной, но и интимной, оказалась постановка по мотивам гоголевской «Шинели» и «Свадьбы» А.П. Чехова, приуроченная к юбилею Ф. Чеханкова. Контрапункт там строился на несочетаемости почти цирковой энергетики действия с названием, похожим на напрасный вопль о помощи: «Зачем вы меня обижаете?»

Сам Б. Морозов не боится Большой сцены. Но социальную хронику «Одноклассники» Ю. Полякова поставил на Малой, намеренно сближая героев и зрителей.

На Большой сцене режиссер поставил «Царя Федора Иоанновича» А.К. Толстого, абсолютно по-своему решая и характер заглавного героя, и образ эпохи. «На дне» М. Горького в решении Морозова была похожа на ораторию, поскольку сам текст ее уже давно звучит зачастую отрешенно, как бы отдельно от людей, пьесу населяющих. «Отелло» У. Шекспира с Д. Назаровым в главной роли - спектакль, сделанный свободно и стильно, шел, увы, недолго по причине ухода артиста, сыгравшего Отелло, из театра. Трагедии «Гамлет», «пьесе пьес на все времена» повезло больше. Он долго сохранялся в афише. Суровый рыцарский стиль спектакля отражал напряженность событий.

Набор комедийных названий отвечает привычным запросам нынешней публики. На Малой сцене «Филумена Мартурано» Э. де Филиппо, а на Большой - давно не возникавшая у нас «Госпожа Министерша» Б. Нушича. В неторопливой, выстроенной ретро «Старомодной комедии», поставленной А. Бадулиным для А. Покровской и С. Колесникова, трогает и завораживает особенная культура чувств, помноженная на лирическую стихию вечного сказочника Арбузова.

На Большой сцене сегодня идут «Волки и овцы». Алина Покровская и Лариса Голубкина играют в очередь, создавая абсолютно разные характеры в одинаковых, по сути, обстоятельствах.

Из серьезного репертуара наиболее сильной нынче показалась версия булгаковской «Кабалы святош» на Малой сцене. Трагичную тему мучительного сосуществования Художника и Власти Б. Морозов решает приемами открыто театральными, а чем красивее и приятнее обстановка и атмосфера, тем страшнее предвкушение и послевкусие.

Нельзя не упомянуть и сильный спектакль «Судьба одного дома», сюжет которого мастерски собрал из особенно выразительных фрагментов романов и повестей В. Гроссмана, В.Быкова, В.Астафьева, Б.Окуджавы, Ю.Бондарева и других военных авторов артист театра Владимир Еремин.

Но, разумеется, наиболее значительным событием предъюбилейного времени стала премьера сценической версии «Красного колеса» по эпопее А. Солженицына. Б. Морозов этот грандиозный исходный материал уплотняет до скоротечной хроники, в которой калейдоскопом проносятся события и люди, исторические фигуры и безымянные обыватели, палачи и жертвы. Кого-то из них узнаешь сразу, о ком-то представление, сложившееся ранее, меняется кардинально. В этом напряженном и непредсказуемом движении есть своя новизна. Все вместе заманчивые условия для старта в новое десятилетие.

А оно начнется для ЦАТРА очень скоро - с началом следующего театрального сезона...

Фотогалерея