Остаться в памяти театра / Вспоминая Анатолия Бородина (Краснодар)

Выпуск № 6-226/2020, Вспоминая

Остаться в памяти театра / Вспоминая Анатолия Бородина (Краснодар)

Статья в PDF

 

Статья готовилась к юбилею ведущего солиста Краснодарского музыкального театра, заслуженного артиста России Анатолия Бородина, которому 27 августа 2019 года исполнилось 80 лет. По театральной традиции юбилей ожидался на сцене. Он готовился выйти в роли Луки Костогрыза в спектакле «Наш маленький Париж» по знаменитому роману Виктора Лихоносова. Но в день юбилея Бородин оказался в реанимации и больше в театр не вернулся. Вместе с ним ушли надежды и планы, которыми он был полон, несмотря на возраст. Он всегда много работал. У него не было пустых сезонов.

В последней своей работе Анатолий Бородин был увлечен характером потомственного кубанского казака, в котором органически сочетались героизм и веселое шутовство, живая память о былом и почти моментальная, «репортажная» включенность в быт, сдобренная искрометным юмором. Сильный, уверенный в себе мужчина, всегда готовый заступиться за собратьев, спокойно, с достоинством общался и с атаманами, и с царями.

А комедию о бразильской тетушке с путаницей, переодеваниями и забавными недоразумениями, наверное, знают сегодня все. «Донна Люция, или Здрасьте, я ваша тетя!» Оскара Фельцмана по пьесе Юлия Хмельницкого на стихи Роберта Рождественского (по мотивам пьесы Брандона Томаса) родилась в Краснодаре в 1973 году, задолго до известного телевизионного фильма. Постановка главного в то время режиссера Краснодарского театра оперетты Юлия Осиповича Хмельницкого молниеносно облетела театральное пространство СССР и долго держалась в репертуаре. Спустя много лет мюзикл вернулся к месту своего рождения. И вновь ожил, и вновь зрители от души смеются над нелепыми ситуациями, в которые герои сами себя загоняют.

С появлением на сцене полковника Френсиса Чеснея (Анатолий Бородин) тональность спектакля менялась. Каскад превращений уступал место искренности и серьезности чувств. Закаленный в индийских джунглях военный проносил сквозь годы воспоминания о юношеском светлом чувстве. Настоящую любовь не смущали и миллионы бразильской бабушки.

Анатолий Александрович Бородин был однолюбом. Любовью всей его жизни стала оперетта. Судьба привела в театр не сразу - по окончании школы было Ростовское техническое училище, завод, пединститут, служба в оркестре Северокавказского военного округа и, наконец, Ростовское музыкальное училище, куда пришел певец с выразительной внешностью. В студенческие годы стал дипломантом Всероссийского конкурса вокалистов в Саратове. В 1968-м стал солистом-вокалистом Саратовского театра оперетты (Энгельс). В ноябре 1975 г. переехал в Краснодар, чтобы остаться здесь навсегда. За 44 года из 82 лет истории Краснодарского театра Бородин органично вписался в звездную плеяду имен своего поколения: Людмила Чайкина, Нелли Роман, Клара Крахмалёва, Тамара и Владимир Генины, Владимир Круглов, Борис Варнавский, Борис Петровский, Игорь Ереньков, Юрий Дрожняк.

К нему перешли многие их роли: Князь Леопольд ВоляпюкСильва» И. Кальмана), Негош и ЗетаВеселая вдова» Ф. Легара), ЗупанЦыганский барон» И. Штрауса), Петр IТабачный капитан» В. Щербачева). Но большинство ролей созданы им самим и на него. Амплуа Анатолия Бородина - острохарактерные, комические и даже гротескные роли. В «Бабьем бунте» он играл три роли, свободно переходя от Стешки, к деду Захару и Игнату Григорьевичу. Он вписывался в любой репертуар - от стареющих аристократов до колоритных народных типов. Любил не какую-то роль или приглянувшийся типаж, а сам Театр с его возможностями, динамикой, сменой текущих задач и тенденций. «Анатолий Бородин - настоящий профессионал, сохранивший традиции театра. Много почерпнул он у товарищей по актерскому цеху: Володи Круглова, Володи Юрина, - говорил народный артист России Юрий Дрожняк. - Он всегда был в прекрасной творческой форме, ему не изменяло чувство юмора, а главное - он постоянно работал над собой».

Легкому жанру Анатолий Александрович «изменил» только с кинематографом. Встреча с кинорежиссером Станиславом Ростоцким открыла актеру путь в большое кино. В ленте «Из жизни Федора Кузькина» Бородин сыграл председателя колхоза Ермакова. И фильмы посыпались один за другим: «Убийство на Ждановской», «Супермент», «Море по колено», «Судья», «Братаны-4», много снимался в сериалах, увлеченно работал со словом и литературными текстами.

Анатолий Бородин был востебован всегда и везде, потому и останется в благодарной памяти Театра.

Фотогалерея