Легенды остаются. Памяти Бориса Луценко (Минск)

Выпуск № 6-226/2020, Вспоминая

Легенды остаются. Памяти Бориса Луценко (Минск)

Статья в PDF

В сообщениях об уходе из жизни Бориса Ивановича Луценко, белорусского режиссера, народного артиста Белоруссии, заслуженного деятеля искусств, профессора, обладателя множества призов международных театральных фестивалей его называют великим режиссером и легендой белорусского театра.

Это совершенно справедливо за исключением лишь одного: Борис Иванович останется в памяти легендой не только белорусского, но и мирового театра - более 100 спектаклей, поставленных им и с неизменным успехом шедших в Национальном академическом театре имени Я. Купалы, в Национальном русском театре имени М. Горького, в Молодежном театре, в Витебске и Берлине, участие и высокое признание в международных фестивалях многих стран разнесли и сохранили имя Бориса Луценко по всему миру.

В конце 60-х - начале 70-х годов Борис Иванович Луценко приобрел широкую известность далеко за пределами Советского Союза и республики: «Традиционный сбор» Виктора Розова, «Затюканный апостол» Андрея Макаенка, «Раскиданное гнездо» Янки Купалы, поставленные в Театре имени Я. Купалы; «Макбет» У. Шекспира, «Трехгрошовая опера» Бертольта Брехта, «Пойти и не вернуться» Василя Быкова в Национальном русском театре, а позже, в 90-х и начале 2000-х на той же сцене рожденные «Христос и Антихрист» Дм. Мережковского, «Перед заходом солнца» Г. Гауптмана, «Случайный вальс» по собственной пьесе, написанной вместе с В.Орловым, и многие другие спектакли увидели зрители разных стран и высоко оценили те черты, что были органически присущи профессиональному и личностному почерку этого выдающегося режиссера. Бориса Луценко всегда, в первую очередь, интересовал человек - его проявления в пограничных ситуациях; его психология, диктующая бытование в повседневной жизни; его нравственные принципы и верность им; его духовные устремления.

Среди спектаклей Бориса Ивановича Луценко не было случайных названий - к каждому он шел глубоко обдумано и прочувствовано, пристально вслушиваясь в гул времени (если воспользоваться определением Александра Блока) и вырабатывая собственное к нему отношение. Точно зная, когда и в чем надо уметь противостоять зарождающимся и крепнущим в людях росткам равнодушия, цинизма, корысти, зависти, лжи.

И во всем, что он делал, всегда сильно, ярко выступала природа Бориса Ивановича - цельная, глубокая, страстная, умеющая отстаивать свои убеждения. Луценко, как видится с дистанции времени, никогда не потворствовал веяниям прихотливой моды, не разменивал свое высокое дарование на «пристраивание» к чьим бы то ни было повелениям или уговорам. Он шел той дорогой, которую выбрал сам с юности. И не свернул с нее даже тогда, когда добровольно снял с себя обязанности художественного руководителя театра, передав их молодому режиссеру, в которого верил. Он остался «просто режиссером», сосредоточившись на том, чему посвятил всю свою долгую жизнь.

В Золотой фонд Российского телевидения вошли фильмы-спектакли Бориса Луценко «Трагическая повесть о Гамлете, принце Датском», «Христос и Антихрист», «Возвращение в Хатынь». Может быть, наше телевидение раздвинет сетку показов бесконечных ток-шоу и выяснений, кто кому кем приходится и чем живут наши нынешние «звезды», и найдет место для того, чтобы зрители новых поколений увидели своими глазами: что же было главным в жизни и в профессии тех, кто ушел от нас давно и недавно...

Одним из любимых артистов и близких друзей Бориса Луценко был ярчайший мастер его театра, можно смело сказать, протагонист - Ростислав Иванович Янковский. Незабываемый Макбет, которого, к счастью, видели и московские зрители; незабываемый Маттиас Клаузен в «Перед заходом солнца»; непостижимый в других своих ролях, достойный звания, которым наградила его критика: бренд не только сценической и кинематографической, но культурной жизни страны.

Они оба, Борис Луценко и Ростислав Янковский были едины в своих пристрастиях: им была необычайно интересна борьба личности против духовного разрушения и способы преодоления этого разрушения, несущего в себе гибель.

5 февраля в театре праздновали 90-летие ушедшего из жизни три с половиной года назад Ростислава Ивановича. Борис Луценко рассчитывал непременно быть в этот день с близкими Янковского, с труппой театра. И именно 5 февраля завершился земной путь режиссера, мастера, честного и трудолюбивого человека. Поистине - Человека с большой буквы. Наверное, души их соединились там, откуда нет возврата, в далеком и неведомом нам мире, где обитают только светлые души.

Но они будут жить до той поры, пока жива наша благодарная память...

Фотогалерея