Московскому театру юного зрителя 100 лет

Выпуск №7-227/2020, Дата

Московскому театру юного зрителя 100 лет

Если углубиться в дебри различных свидетельств о рождении театра, от Большой Советской Энциклопедии до рассказов современников, запечатленных в мемуарах, можно запутаться в истории именно театров для детей, возникших в нашей стране в первые послереволюционные годы.

Так в БСЭ в статье искусствоведа Л. Шпета сказано: «Советский детский театр складывался при активной поддержке и прямом содействии первого народного комиссара просвещения А.В. Луначарского (он возглавлял директорию 1-го Государственного театра для детей, Москва, 1920)... Первые детские театры появились в годы Гражданской войны в Петрограде, Москве, Саратове, Екатеринодаре, но просуществовали недолго. В 1920-е гг. создаются театры во многих городах страны: Театр для детей в Харькове (1920, ныне ТЮЗ им. М. Горького) во Львове, Московский театр для детей (1921, ныне Центральный детский театр), Ленинградский театр юных зрителей (1922), Киевский театр для детей (1924, ныне ТЮЗ им. Ленинского комсомола), Московский театр юного зрителя (1924), Русский и Грузинский ТЮЗы в Тбилиси (1927 и 1928), ТЮЗы в Горьком (1928, см. Горьковский театр юного зрителя), Баку (1928), Ереване (1929), Новосибирске (1930)...» (выделено мной - Н.С.).

Эту же дату - 4 июля 1920 года - приводит в своей книге «Дети приходят в театр» Наталия Ильинична Сац, создавшая его в 17-летнем возрасте. Театр был открыт в Мамоновском переулке, где сегодня находится МТЮЗ. Но далее Сац рассказывает историю о режиссере Генриетте Паскар, с большим успехом поставившей первый спектакль новорожденного театра - «Маугли» по Р. Киплингу, а затем с неменьшим успехом «Приключения Тома Сойера» по Марку Твену. Но позже в ее постановках все больше стали доминировать «нездоровая мистика и марципановая красивость». После поставленного Паскар «Острова сокровищ» по Р.-Л. Стивенсону, весной 1922 года она была снята с должности и уехала навсегда из страны. Директория была роспущена, но театр продолжал свое существование с разными режиссерами.

Энергия Наталии Сац продолжала фонтанировать идеями - юная девушка, возглавлявшая Детский отдел Темусека (Театрально-музыкальной секции), еще за несколько лет до открытия первого детского театра устраивавшая концерты для детей с привлечением известных артистов, читавших, певших, танцевавших исключительно для детской аудитории, она задумала организовать второй театр и при поддержке А.В.Луначарского добилась этого.

Начала с выбора пьесы - это была драматическая сказка «Жемчужина Адальмины» И. Новикова. А затем стала воевать за помещение для театра, напирая на то, что Первый Государственный театр для детей находится в ведении Наркомпроса, а Московский будет принадлежностью Моссовета. И нашлось место - бывший кинотеатр «Арс», полуразрушенный и заброшенный, на Тверской улице. Ремонт затягивался, театру было разрешено играть спектакли в летние месяцы на Большой Дмитровке, где находится поныне Московский музыкальный театр им.К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко.

Первыми спектаклями стали «Тысяча и одна ночь» Н. Огнева в постановке А. Грановского, «Гайавата» Н. Огнева по мотивам поэмы Лонгфелло (режиссерами стали совсем молодые Н. Горчаков и Р. Симонов), «Пиноккио» С. Шервинского по сказке Коллоди. Режиссером этого спектакля был Алексей Дикий...

А потом, спустя немного времени, в чью-то начальственную голову пришла идея слить два театра в один. Наталия Ильинична Сац, отдыхавшая в это время с матерью в Алуште, получила телеграмму о надвигающемся событии и срочно отправилась в Москву. Если бы пожалевший ее фельдъегерь ВЧК, перевозивший секретную почту, не втолкнул растерянную девушку в вагон, вряд ли добралась бы она из Симферополя. Но - получилось, как многое получалось в тот период ее жизни.

Слияния театров не произошло. И это дает нам повод считать ЦДТ (РАМТ) наследником Московского театра для детей и отмечать его юбилей летом следующего, 2021 года, а МТЮЗ, вернувшийся в то здание, в котором начинался Первый Государственный театр для детей, - его преемником.

И праздновать юбилей в нынешнем году.

В середине 1920-х годов появляются первые пьесы для детей на современные темы - тем, кто «присматривал» за репертуарной политикой не только взрослых, но и детских театров, казалось: если афиша будет состоять лишь из сказок и произведений мировой классики, это не воспитает в юных зрителях необходимых чувств патриотизма, героизма, гражданственности, долга перед своей страной. Потому в пьесах, написанных советскими драматургами для детских театров, героем становился подросток, что выдвинуло на первый план плеяду молодых актрис-травести. И если поначалу репертуар детских театров составляли, главным образом, как уже говорилось, инсценировки сказок и повестей, входящих обычно в круг детского чтения, то в начале 30-х годов все изменилось: советская драматургия заняла основное место в репертуаре детских театров, способствуя воспитательной работе школы и пионерской организации, что представлялось самым главным. В дальнейшем режиссеры пытались постепенно преодолевать слишком узкое понимание специфики детского театра, выражавшееся в иллюстративности и дидактичности ряда детских пьес, но удавалось это далеко не всегда. И тогда они покидали детские театры...

Вернемся еще раз к БСЭ: «К середине 1930-х годов окончательно складываются основные идейно-художественные и педагогические принципы советского Детского театра как театра высокого профессионального уровня, обслуживающего детей разного возраста, строящего свой репертуар в соответствии с интересами и психологическими особенностями той или иной возрастной группы: для младших школьников разрабатывается преимущественно жанр театральной сказки, в которой фантастика и фольклор сочетаются подчас с элементами современной действительности («Снежная королева» Евг. Шварца, «Сказки» и «Двенадцать месяцев» С.Я. Маршака, «В гостях у Кащея» В.А.Каверина и др.); приключенческие, историко-революционные пьесы, комедии составляют основу репертуара для подростков; спектакли с более углубленной проблематикой (в том числе произведения отечественной и иностранной классической драматургии, выбор которых часто определяется школьной учебной программой) адресованы старшеклассникам. В каждом Детском театре имеется педагогическая часть, осуществляющая связь со школой».

Так текли десятилетия, прибавляя постепенно к именам признанных детских писателей (А.Я. Бруштейн, В.А. Любимовой, Е.Л. Шварца, Л.А. Кассиля, С.В. Михалкова) вполне «взрослые». Так в создании драматургии детских театров приняли участие К.А. Тренев («Гимназисты»), В.П. Катаев («Белеет парус одинокий»), И.В. Шток («Дом № 5»), А.Н. Толстой («Золотой ключик»), М.А. Светлов («Сказка» и «20 лет спустя»). Центром внимания детских театров становится проблема морального и общественного облика подростка («Сережа Стрельцов» Любимовой, «Брат героя» Кассиля, «Клад» Шварца), его способность к подвигу («Единая боевая» Бруштейн, «Хлопчик» М.Н. Даниэля).

В 1957 году МТЮЗ возглавил Борис Голубовский. Спектакли, поставленные им, были разными, но те, кто видел, до сей поры не забыли «Ромео и Джульетту» Шекспира, где сначала роль юной героини играла замечательная Людмила Долгорукова, а затем режиссер ввел на Джульетту пришедшую в труппу со студенческой скамьи Щепкинского училища Тамару Дегтярёву, ставшую вскоре признанной звездой театра. Театра, отличавшегося сильной и яркой труппой.

На этой сцене играли в разное время Юлия Юльская, Лидия Князева, Ролан Быков, Николай Добронравов (ставший впоследствии известным поэтом-песенником), Владимир Горелов (до сих пор вспоминается это имя всем, кто смотрел фильм «Живые и мертвые», где он сыграл Летчика), Евгений Васильев, Константин Назаров, Валерий Володин, Ирина Реаль, Владимир Сальников, Виктор Зубарев, Анатолий Салимоненко. На эти подмостки выходили в начале (или - почти в начале) своего творческого пути Инна Чурикова, Лия Ахеджакова, Валерий Носик, Владимир Качан, Игорь Старыгин, Ольга Остроумова, Игорь Негода, Юрий Погребничко, ставший позже известным режиссером. Здесь служил с 1946 по 1988 годы великолепный театральный художник Владимир Талалай.

Так что, какой бы безрадостной не была реальность этих десятилетий, театр жил - и сумел сохранить себя.

В 1965 году Бориса Голубовского сменил Павел Хомский, открывший новую эпоху МТЮЗа. Первый советский мюзикл, «Мой брат играет на кларнете» Анатолия Алексина, появился именно здесь. На спектакль ломилась не только вся Москва, но и приезжие, песни из него до сегодняшнего дня остались у моего поколения, тогдашних школьников, своеобразным паролем, по которому мы узнаем друг друга, ощущая дух первого спектакля этого театра, «Маугли»: «Мы с тобой одной крови - ты и я!»

А еще до этого знакового спектакля были поставлены такие, как «Будьте готовы, Ваше Высочество!» Л. Кассиля с незабываемой Лидией Николаевной Князевой, «Мужчина семнадцати лет» И. Дворецкого, «Эй, ты, здравствуй!» Г.Мамлина, «Тебе посвящается» М.Бременера, «Варшавский набат» В.Коростылева, «Звезда» М. Львовского по Э.Казакевичу с прозвучавшими с подмостков стихами поэтов, погибших на фронтах Великой Отечественной войны, «Убить пересмешника» В. Тура по роману Харпер Ли. После «Моего брата...» не только подростки, но и их родители увлеченно смотрели по несколько раз «Синее море, белый пароход» Г. Машкина, «Наташу» М.Берестинского с незабываемыми песнями Александра Галича, «Тень» Евг.Шварца, «Тома Кенти» С.Михалкова...

После Павла Хомского МТЮЗ возглавил Юрий Жигульский. Ему на долю выпал непростой период второй половины семидесятых годов, из громких спектаклей, вызвавших серьезные размышления критиков и зрителей, необходимо назвать «Последних» М.Горького. Оттолкнувшись от первоначального названия пьесы - «Отец» - режиссер сумел в своем спектакле выстроить захватывающую «емкую социальную педагогику» (Виктор Комиссаржевский), не акцентируя, что хорошо, а что плохо, не назидая, а дав зрителю широкую возможность осмысления и самостоятельного выбора своего пути.

Интерес к театру в те годы не пропадал - скорее, был достаточно ровным. Вновь невероятно вырос он, когда в афише появился мюзикл «Три мушкетера», поставленный Александром Товстоноговым. Это был, сегодняшним языком изъясняясь, хит нескольких сезонов. Спустя много лет Марк Розовский рассказал в интервью, опубликованном на Retroportal.ru: «Спектакль «Три мушкетера» с огромным успехом шел несколько сезонов, и, конечно же, этот успех во многом определили Володя Качан, игравший роль д'Артаньяна и блестяще поющий, художница-сценограф Алла Коженкова и вся команда Сандро Товстоногова. «Мушкетеры» прогремели на всю Москву, выполнив свои художественные задачи, так сказать. И вот, по моей просьбе, на одном из спектаклей побывал Вадим Соколов - замечательный человек, критик, который работал в творческом объединении «Экран». Я предложил ему посмотреть постановку Сандро, чтобы впоследствии он, может быть, предложил руководству объединения «Экран» снять фильм «Три мушкетера» по нашему либретто. Помню, что после окончания действа Вадим пулей вылетел из зала в гардероб, я бегом за ним, а он, торопливо надевая пальто, мне выпалил: «Всё, Марк! Фильм будет! Завтра я переговорю с директором, и мы начнем работу!». Это был какой-то удивительный путь нашей с Ряшенцевым пьесы, которую оставалось превратить в киносценарий».

Так что песни на стихи Юрия Ряшенцева и музыку Максима Дунаевского начали распевать задолго до появления фильма...

А в 1987 году в МТЮЗ пришли Генриетта Яновская и Кама Гинкас - с постановки Яновской «Собачьего сердца» М. Булгакова сегодня ведут новое летосчисление театра. Талантливые режиссеры, каждая постановка которых отмечается восторженными рецензиями самых придирчивых критиков, премиями на многочисленных фестивалях, они справедливо покорили зрителей не только нашей страны, но и многих других спектаклями «Гроза» А.Н. Островского, «С любимыми не расставайтесь» А. Володина, «Трамвай «Желание» Теннесси Уильямса (постановки Г. Яновской); «Леди Макбет нашего уезда» по Н.С.Лескову, «Черный монах», «Дама с собачкой» и «Скрипка Ротшильда» по А.П. Чехову, «К.И. из «Преступления и наказания» по Ф.М. Достоевскому, «Пушкин. Дуэль. Смерть» (постановка К. Гинкаса) и другими. Яновская и Гинкас создали авторский театр, серьезный, глубокий, предназначенный, скорее, не для юных поколений. Для тех, кого, не разделяя по возрасту, называют просто зрителями. В труппе театра - известные артисты: Игорь Ясулович, Валерий Баринов, Игорь Гордин, Виктория Верберг, Алена Стебунова. В спектаклях принимают участие Оксана Мысина, Сергей Маковецкий, Елизавета Боярская.

Есть в подобном обновлении, несомненно, своя выверенная логика времени, но есть и доля грусти от утраченной памяти...

Наверное, от того, что на официальном сайте МТЮЗа история театра начинается с конца 80-х годов. Но куда деться от воспоминаний тех, кто еще жив сегодня, кто пережил эпоху Голубовского, Хомского, Жигульского, зрительский ажиотаж на «Трех мушкетерах»? От того «единственного рая, из которого нас невозможно изгнать»...

Фотогалерея