Путешествие в разные стороны / XV Краевой конкурс в области театрального искусства (Хабаровск — Комсомольск-на-Амуре)

Выпуск №7-227/2020, Фестивали

Путешествие в разные стороны / XV Краевой конкурс в области театрального искусства (Хабаровск — Комсомольск-на-Амуре)

Погода в Хабаровском крае была прекрасная всю вторую половину февраля. Такого обилия солнца, кажется, нигде больше не бывает. Это позитивно влияло и на общее настроение. Конкурс в области театрального искусства по итогам 2019 года, который прошел в Хабаровском крае уже пятнадцатый раз. Жюри, в составе которого были эксперты из Москвы и Хабаровска, отсмотрело и обсудило 20 спектаклей разных жанров.

Театры выставили на конкурс разное число постановок, от одной до восьми. При этом, в распоряжении жюри было всего лишь семь номинаций, что крайне обостряло конкуренцию.

Пережив некоторое время назад чехарду объединений «всех со всеми», сегодня театры края, постаравшись забыть бесплодный эксперимент как кошмарный сон, вернулись к относительно нормальной, вполне автономной и суверенной творческой жизни. Каждый коллектив выставил на конкурс то, что посчитал значимым для себя на данном этапе.

Хабаровский камерный театр «Триада» показал свою версию «Трех сестер» А.П. Чехова в режиссуре Вадима Гоголькова и сценографии Сергея Кима. Над сценой парят, напрасно пытаясь взлететь, скелеты белых птиц, похожие на футуристические конструкции Татлина. Персонажи то набрасывают на них некие белые полотнища, то скидывают. Но заявленный образ вожделенной мечты глохнет в бесплодных разговорах, стыдной и пошлой бытовщине, с которой герои вынуждены смириться. Лишь Андрей (Сергей Листопадов) оказался способен подняться до беспощадности к себе, предпочтя, однако, ото всех это скрыть. Маша (Юлия Новикова), забыв про спасительную самоиронию, поверила нахлынувшей страсти, хотя Вершинин (Юрий Шарымов) явно поспешил исчезнуть из ее жизни. Павел Данилкин, исполнявший роль Кулыгина, внятно прочувствовал драматизм судьбы своего напрасно доверчивого героя. Итог всему подводит готовый все забыть Чебутыкин (Вадим Гончаров) с его «медицинским» цинизмом.

Моноспектакль по мотивам У. Шекспира под названием «Гамлет, Лир, Макбет и шум дождя» с подзаголовком «история одного актера» показал темпераментный и харизматичный артист Белого Театра Андрей Трумба. Режиссер Ольга Кузьмина, сценограф Андрей Тен, художник по костюмам Елена Гнетова и автор визуальных эффектов Эдуард Литовченко создали идеальную камерную атмосферу для интимных высказываний актера, стремящегося погрузиться в глубины характеров героев знаменитых трагедий, сознавая, меж тем, их неисчерпаемость. Андрей Трумба, обликом напоминая персонажей Бена Кингсли, сосредоточен на драматической сущности избранных ролей и на том, что их объединяет, на борьбе каждого из них с Судьбой. Это заставляет неотвязно следить за их откровениями и оттенками переживаний. Хотя, надо признать, в пьесе Сиена Екера, выбранной театром, легко обнаружить влияние «Лебединой песни» А.П. Чехова.

Хабаровский Краевой театр драмы показал два спектакля. Давняя итальянская плутовская комедия «Моя профессия синьор из общества» Д. Скарначчи и Р. Тарабузи была отдана на откуп опытным артистам. Они так и играли - каждый о своем и для себя. Тем более, что режиссер Эдуард Ливнев, не предложив внятной концепции, предпочел устраниться. Следить за обаятельным плутом Леонидо Папагатто (Дмитрий Кишко) порой занимательно, как и за его женой Валерией (Людмила Романенко), пытающейся сохранить верность в экстремальных условиях вынужденного вранья, опасного для супружества. Но комедия эта слишком поверхностна, чтобы можно было насытить ее содержанием.

С показанной на малой сцене популярной в начале 70-х пьесой по повести У. Пленцдорфа «Новые страдания юного В.» все сложнее и интереснее. Юный ее герой Эдгар Вибо, внезапно пораженный содержанием открытого им романа Гёте «Страдания юного Вертера», влюбившись в молодую женщину Шарлотту, попадает в «предлагаемые обстоятельства» романа, давно ставшего не только вечным сюжетом, но и мифом. Внезапное самоубийство юноши лишь кажется, но отрешенность от обыденной жизни все же делает его романтиком. Эдгар тусовался по ночным клубам, но друзей не имел, а отца не знал вовсе. Но именно Отец, блестяще сыгранный музыкантом Василием Казанцевым, искренне озабочен желанием разыскать сына, понять, чем он жил, к чему стремился. Режиссер Мария Селедец и художник Светлана Тужикова стилизуют среду под ночной клуб, где за ударной установкой постоянно сидит Отец Эдгара, седовласый рокер, погруженный в себя. Сам Эдгар (Александр Гусев), нервный, легкий и чувственный, готов к испытанию платонической любовью. Но в меру зрелая, метущаяся Шарлотта (Анастасия Зарецкая) к этому не готова и по сути его предает. И все же то, как эти люди, «стоя над бездной», подолгу безмолвно смотрят друг на друга, забыть трудно.

Изысканно простое, исполненное тихой мудрости зрелище «Почтарская сказка» по Карелу Чапеку в постановке Натальи Пахомовой и сценографии Романа Вильчика показал Хабаровский краевой театр кукол. Спектакль предназначен для слабовидящих детей, острее воспринимающих мир через прикосновения, запахи, волны тепла, исходящего от предметов. Оставаясь в полумраке почтового склада, зрители совершают путешествие по Чехии, вместе с почтовиком, взявшимся доставить неверно адресованное письмо некоего Франтишека его возлюбленной Марженке. Эта трогательная «одиссея» знакомит с укладом сельской жизни чехов, их характерами, этическими нормами, нравственными принципами. Режиссер разворачивает действие в логике «воспитания чувств», сосредоточенно и спокойно открывая зрителям законы взаимопомощи, долга и ответственности. При этом Наталье Пахомовой удается избегать назойливой дидактики, особенно опасной в театре кукол. Артисты, в свою очередь, тонко чувствуют законы избранного жанра, бережно работая как со зрителями, так и с куклами (овечки, куры, гуси и собаки, возникающие в сюжете и путешествии, полны очарования и достоинства). Разумеется, все завершается ко всеобщему удовольствию.

Гораздо скромнее впечатления от спектакля того же театра, сказки Юрия Коваля «Тигренок на подсолнухе» (мультфильм того же названия, «озвученный» Евгением Леоновым, хорошо знаком). В спектакле почему-то возобладали запутанные отношения медведицы и двух медвежат, которые своими «параллельными» капризами задвинули любопытного тигренка, познающего гармонию мира, на второй план. Технически и актерски все сделано и сыграно забавно, но «объект внимания» оказался потерян.

Для спектаклей Хабаровского ТЮЗа «объектом внимания» всегда остается зритель, вместе с театром осваивающий разные жанры и способы существования в них. В модном жанре сторителлинга поставлена режиссером Ленарой Гадельшиной пьеса Анне-Катрине Вестли «Папа, мама, бабушка и восемь детей в Дании». Получилась очередная «одиссея», увлекательное путешествие одних скандинавов к другим, во время которого так же заново открываются внутренние законы до поры неведомой жизни близкого по духу народа. Разыграно это легко, без бытовых перегрузок и настырной назидательности. Может быть поэтому юные зрители сами охотно включались в бесхитростное, но увлекательное действие.

Спектакль «Вафельное сердце» по книге Марии Парр тоже анонсируется как «путешествие в бухту Щепки Матильды», то есть прибрежную зону, где герои «доживают» свои подростковые годы, получая первые уроки возвышенных чувств. Изысканная проза превращается постепенно в интимные высказывания влюбленного юноши, что в русском варианте очень похоже на переживания героев культовой повести Р. Фраермана «Дикая собака Динго». В «Вафельном сердце» все усложнено модным жанром «бродилки», когда зрители переходят вслед за героями из одной среды в другую. Режиссер Константин Кучикин и художник Катерина Андреева «священнодействуют» на протяжении всего спектакля, превращая каждый фрагмент пространства театра в сложносочиненный объект, хотя у зрителя ни разу не возникает ощущение, что он находится на сцене. Чаще всего это странные закутки, в одном из которых стоит старый шкаф, а в другом непомерно увеличенные пакеты с мукой или сахаром. Часть пола оказывается покрыта множеством игрушек или завалена крупной морской галькой, а над нею высится маяк, сделанный из нескольких стаканов. Получается красивый норвежский пейзаж. Красота здесь возникает внезапно, но неизбежно. Чувственные всплески героев столь же нежданны, опасны и притягательны. Артисты Виталий Федоров, Мария Бондаренко и Михаил Тулупов свободно и откровенно раскрывают оттенки сложных состояний юношеской влюбленности, растерянности перед миром новых чувств, готовности жертвовать ради любимого человека или его спасать. Так герои открывают большой мир и, осваивая его, познают самих себя.

Последнее путешествие, предложенное ТЮЗом, это всюду нынче ставящаяся сказка Кейт Декамилло «Удивительное путешествие кролика Эдварда». Хотя зрители впервые остались в большом зале, но театр снова сделал все возможное, чтобы они не расслаблялись. Художник Катерина Андреева вместе с автором анимаций артистом Михаилом Тычининым заставили пространство сцены небанально двигаться и неровно дышать, включали эффекты театра теней, активную графику и резкие цветовые контрасты. А режиссеры Константин Землянский, Константин Кучикин, Ольга Подкорытова и Наталья Ференцева помогли актерам точно выбрать краски характерности, сориентироваться в сложных интонациях чисто английского юмора, превратив путешествие, опасно близкое к банальной мелодраме, в тонкую и остроумную игру отважного существа с судьбой. В центре оказался сам кролик Эдвард с бесстрастным лицом Бастера Китона, сыгранный Михаилом Тычининым стильно, свежо и драматично. Его невозмутимость и сосредоточенность на «превходящих обстоятельствах», одно другого кошмарнее, парадоксально помогают Эдварду всякий раз оказаться в положении, из которого обязательно находится разумный выход. Вообще, торжество рассудка становится источником вдохновения и оправданием счастливого финала этой истории.

Выезд в Комсомольск-на-Амуре состоялся в середине конкурса. В эти дни довелось увидеть три спектакля в двух театрах города. Известный камерный коллектив «К-н-АМ», он же Молодежный театр под руководством Татьяны Фроловой, где всего 25 мест, показал довольно путаную публицистическую постановку в модном ныне жанре «документальной сказки» под названием «Моя маленькая Антарктида». В ней перемешались ирония по поводу Года театра, наспех открытого в Ярославле, и расследование обстоятельств... расстрела «врагов народа», точнее, интервью с живой еще участницей этого «процесса». На прямой вопрос: «Что вы чувствовали, расстреливая людей?» - следовал не менее прямой ее ответ: «Я чувствовала, что уничтожаю врагов народа». При этом сам эпизод расстрела повторялся трижды. От всего увиденного ощущение осталось двойственное.

Драматический театр Комсомольска-на-Амуре выступил с двумя постановками по классическим текстам. «Тартюфа» Мольера поставил и оформил как сценограф режиссер Андрей Лапиков, незадолго до начала конкурса оставивший этот мир. Строкой Мольера простился он с искусством. Населив дом Оргона, кроме героев комедии, множеством гостей, режиссер добавил в пролог «документальные» воспоминания о нестерпимых холодах, поразивших в те годы Париж. Это позволило сэкономить на показной роскоши, одев героев в теплые хламиды, балахоны и толстые носки или угги, что сделало их паническую беготню весьма стремительной, но почти беззвучной.

Массивный лик Короля-Солнце выглядывает из-за некоего подобия рождественской елки, лишь в самом финале лучезарно пронзая пространство. А до поры действие движется, подчиняясь ритмам классицистского текста в изысканном переводе Михаила Донского. Артисты на эту литературную игру откликаются с охотой. Пикировки персонажей изящны и смелы, а характеры их почти эмблематичны. Оргон (Александр Саранчин) оказался героем лирическим, столь интимно переживает он разрушение мира, открытого ему Тартюфом. Сам же Тартюф в исполнении молодого артиста Егора Расторгуева предстал редкостным типом клоуна-диктатора, оказавшегося еще и талантливым демагогом. Его «дуэль» с Эльмирой (Марина Шатова) поединок натур равно азартных и смелых. Простодушная молодежь ведет себя одинаково наивно и почти безответственно. Сюжетом правят зрелые люди. Многое здесь зависит от Дорины (Лариса Гранатова), остроумной и яркой «хозяйки интриги». Но и господин Лояль оказывается фигурой неординарной. Федор Кушнарев воплощает особенный тип равнодушного чиновника, «сытую крысу». А потому финальное торжество справедливости остается сомнительным. В финале вообще все оказывается лишь игрой. Оргон с Тартюфом, сидя у правой кулисы, посмеиваются над юными героями, которых вся эта передряга вряд ли чему-нибудь научила. Зато артист, сегодня ярко сыгравший негодяя Тартюфа, завтра наверняка предстанет умницей Скапеном.

В «Бесах» объединились два великих текста «Нос» и «Записки сумасшедшего» Н.В. Гоголя. Режиссер и сценограф спектакля Дмитрий Стертюков вывел самого классика страждущим героем (Иван Бекбаев очень точен в этой роли). Но для автора спектакля сам сюжет «Носа», пожалуй, лишь анекдот, невероятное событие, про которое, как и про не на шутку перепуганного майора Ковалева, все быстро забудут, несмотря на яркость типажа, явленного Евгением Бадулиным. Куда многозначнее разработана история Аксентия Поприщина. Дмитрий Баркевич играет стареющего инфантила, тоже напуганного жизнью однажды и навсегда. Лицо его похоже на хлебный мякиш, реакции суетны и бесплодны. От кошмаров жизни он прячется на детской площадке. Но и там стремянка, по которой он лазает, становится его Голгофой, а яркие мячики кажутся планетами придуманного им мироздания. Да и пафосный поток сознания оборачивается банальной толчеей мыслей.

Наиболее полно представил свои творческие намерения в конкурсе Хабаровский музыкальный театр: четыре постановки, включая сказку, на Большой сцене и четыре на Малой, экспериментальной. Спектакли Малой сцены образовали некую офф-программу разножанровых поисковых работ. Из них наиболее внятно прозвучал, пожалуй, лишь пластический спектакль «В тени эйфории» по мотивам «Белых ночей» Ф.М. Достоевского. Хореографы и исполнители центральных партий артисты Александра Ерина и Демьян Ересько глубоко прочувствовали спектр страстей героев Достоевского, Мечтателя и Настеньки, юных, беззащитных и искренних, которым, однажды встретившись, вместе быть не суждено. Сценограф Елена Гусева на минимальном пространстве создает трагичный образ призрачной Северной столицы, города монохромного, полупрозрачного, зыбкого, где мечта, родившись из ничего, уходит в никуда.

Другой пластический спектакль, фолк-балет «Невеста Одина» поставлен хореографом Ириной Огурлиевой по мотивам легенд скандинавского язычества, сильно напоминая коллизии «Весны Священной». При всей увлеченности и старательности исполнения, вторичность материала и образного мышления тут, пожалуй, слишком очевидны.

Там же поставлена шпионская мелодрама Елены Греминой «Мата Хари//Глаза дня». Сам сценарий, живой и остроумный, написан в стилистике фильмов предвоенной Европы, подобно знаменитой «Индийской гробнице». Зрелище на Малой сцене ХМТ получилось невнятным, многословным и вялым, а попытки изображать пряную пан-сексуальность смотрятся пародийно, напоминая эротические фильмы из блаженной памяти видеосалонов.

Еще более странное впечатление произвели «Монологи» в постановке Дарьи Пантелеевой. В спектакле, длящимся не больше часа, три хорошие актрисы - Татьяна Маслакова, Юлия Лакомая и Василиса Серова читают фрагменты «Реквиема» Анны Ахматовой, перемежая текст... романсами на музыку Андрея Петрова из знаменитой экранизации «Бесприданницы», предпринятой Эльдаром Рязановым. Тут не совпадает решительно все - стилистика, эпоха, образность. Надежды на контрапункт тоже не оправдались.

Примерно такое же недоумение на Большой сцене вызвала постановка «Тайна двенадцати лебедей» по мотивам сказки Андерсена. Наспех, меньше, чем за час театр взялся пересказать сюжет, пожалуй, самой горькой новеллы о долге и верности, где много готических мотивов и трагических коллизий. В результате получились всего лишь новогодние игры под елкой, в которых возобладала пышная, многоцветная, но бездумная зрелищность. Даже Белую даму, обязательную героиню многих рыцарских романов, тут превратили в подобие морской звезды, чтобы показать красивое шоу подводного царства.

Спектакли большого формата на Большой сцене ХМТ выглядят убедительнее. Хотя и здесь возник досадный срыв - «Адам + Ева =...» в постановке Дарьи Пантелеевой, где ссылки на пьесу Руди Штраля мало кому интересны, зато все знают наш телефильм «Адам женится на Еве» с музыкой Микаэла Таривердиева, положенный в его основу. Спектакль, симулирующий судебное разбирательство, переполнен балладами, в разное время по разным поводам написанными выдающимся композитором. Но в действии они возникают почти без повода или оказываются «притянутыми за уши». «Что с тобой происходит?» - спрашивают одного из героев. «Со мною вот что происходит: мой старый друг ко мне не ходит», - отвечает герой, продолжая петь далее по тексту. Такими «откровениями» спектакль переполнен. Зрители легко на это ведутся, не замечая подмены смыслов, не обращая внимания на отсутствие настоящей музыкальной драматургии, довольные тем, что с ними играют в поддавки. Так серьезный композитор, рассудку вопреки, оказывается одним из авторов «старых песен о главном».

Сам конкурс начался с кабаре-комедии «Искусство жениться» на сцене ХМТ. Мюзикл по мотивам комедии О. Уайльда «Как важно быть серьезным» написал композитор Владимир Баскин на либретто Евгения Муравьева. Режиссер Александр Прасолов и художник Наталья Горшкова, ставя спектакль, следовали логике парадокса, перемешав на подмостках золотые цилиндры и блестки, лукавую лирику и споры без гнева, быстро подключая в действие балет, кстати, очень даже неплохой, оживляя интригу легкой сатиричностью, тоже совсем не гневливой, а забавной, без резких акцентов. Музыка эту веселую суматоху расцвечивает весело и остроумно. Актеры в подобных условиях чувствуют себя зачастую вольготно, легко поигрывая яркими характерами. Старая дева мисс Призм (Татьяна Петренко) выглядит истинной дочерью Альбиона, а влюбленный в нее каноник (Денис Желтоухов) оказывается чуть ли не самым лирическим героем спектакля хотя бы потому, что все другие персонажи про любовь только разглагольствуют, довольно занятно, но безответственно, что придает всему необходимый для Уайльда «аромат необязательности», тем более, что как сказал другой классик, «жизнь это праздник, на который мы приглашены».

Наконец, лучший спектакль из увиденных на конкурсе и на сцене ХМТ - мюзикл Геннадия Гладкова на либретто и стихи Юлия Кима по пьесе Евгения Шварца «Обыкновенное чудо», посвященный театром памяти Марка Захарова. Режиссер Николай Покотыло, сценограф Андрей Тен и художник по костюмам Наталья Сыздыкова сочинили романтическую балладу в стиле «взбесившегося барокко», где почти каждый персонаж кажется «немножко медведем», ждет любви, надеется обрести счастье. Но лирическая стихия пьесы и музыки все же взята под надзор иронии, легкий ее холодок заметно освежает действие. Больше того, Король (Денис Желтоухов) тут торгуется с судьбой, как шекспировский Фальстаф, а сам Медведь (Андрей Кучинский) в другом сюжете пригодился бы в качестве Чацкого. Да и Принцесса (Александра Бичурова) в финальном эпизоде выглядит обезумевшей Офелией. Но все не так безнадежно. Хозяин (Валентин Кравчук) вовремя включает свое волшебство, а его Хозяйка (Анна Иванилова) ему вторит своею теплой заботой. Трактирщик (Станислав Боридко), похожий на месье Трике, находит-таки свое счастье с Эмилией (Татьяна Маслакова), более мягкой и умной, чем ожидаешь.

Конечно же, в финале Медведь целует Принцессу вопреки всякой опасности, но во славу любви. И все бы ничего, если бы не Министр-Администратор. На неизбежный хеппи-энд он, разумеется, повлиять не может, но дальнейшая его судьба остается загадкой, которую хочется разгадать. Артист Андрей Ярмошевич сыграл остро и смело «злого Бендера», умного, беспощадного циника, которому в сюжете многие скрытно завидуют. Характер получился опасный и страстный. Тем более, что характеристику Министра авторы дополнили его свитой, одетой с веселым бесстыдством, как на дефиле Жана-Поля Готье. Это даже не свита, а фантомы его растленного подсознания, наглого и безнаказанного. Но ведь только поначалу в сказке, чем дальше, тем страшней. Привыкнуть можно ко всему. Сказка про обыкновенное чудо любви завершается вовсе не сентиментально. Хочется надеяться, что молодой восторженный директор ХМТ Константин Зайнулин, стремящийся строить, по его признанию, продюсерский театр, выберет полезное направление его развития.

 

Фото предоставлены оргкомитетом фестиваля

Фотогалерея