Номер на четыре звезды / "Ночь в отеле" в Театре Олега Табакова

Выпуск №7-227/2020, Премьеры Москвы

Номер на четыре звезды / "Ночь в отеле" в Театре Олега Табакова

Возглавив театр, созданный его учителем, Владимир Машков для режиссерского «дебюта» в новом статусе выбрал комедию, которую на отечественных подмостках еще никто не ставил. Свой спектакль по пьесе известного английского драматурга Терри Джонсона Insignificance он назвал «Ночь в отеле». И пусть встреча ученого, политика, актрисы и спортсмена под кровом безвестной гостиницы в никогда не спящем Нью-Йорке - всего лишь легенда. Она вполне может стать поводом для откровенного разговора об очень важных предметах.

Сцена на Чистых прудах - колыбель «Табакерки» и alma mater самого Владимира Машкова. Стоит ли удивляться, что свой первый спектакль в ранге худрука Театра Олега Табакова он выпустил именно здесь, а не в новом здании на Сретенке, где зрительный зал почти в четыре раза больше. Название постановки, несмотря на откровенную многозначность, тоже выбрано не ради привлечения публики - на отсутствие зрительского внимания этому театру жаловаться, как известно, не приходится. Insignificance переводится с английского как «ничтожность» или «малозначимость», коротко говоря - пустяк. Однако тонкость британского юмора в данном случае пошла бы во вред замыслу режиссера, для которого в пьесе Терри Джонса значение имеет все - время, обстоятельства, судьбы тех, с кого драматург «списал» своих персонажей. Итак...

1953 год. СССР и США уже провели успешные испытания термоядерного оружия и над миром впервые замаячила угроза действительно глобальной войны. Гениальный Профессор, перевернувший представление человечества о мироздании прибыл в Нью-Йорк для участия в международной конференции по проблемам ядерной физики. Известный Сенатор, яростный борец за величие Америки и чистоту ее рядов вваливается в номер ученого с намерением заставить его вместо научной дискуссии явиться по повестке в Комиссию по расследованию антиамериканской деятельности для дачи показаний, хотя в вину профессору ставят не противоправные действия, а всего лишь образ мыслей. Ослепительно сексапильная Актриса, сбежав со съемок, которым предстоит стать мегаскандальными, тоже врывается к почтенному научному авторитету без приглашения. Ей очень хочется, чтобы он объяснил ей - ни много, ни мало - теорию относительности. Третьим нарушителем профессорского покоя становится Бейсболист, звезда национального спорта и по совместительству ревнивый муж кинозвезды.


В свое время Терри Джонс уверял, что, сочиняя пьесу, он был занят самой коллизией - о чем могли бы проговорить ночь напролет ученое светило с красоткой-актрисой - и никого конкретно он в виду не имел. Портретное же сходство с реальными и очень известными персонами - это, мол, «произвол» кого-то из режиссеров или художников-постановщиков. Но очевидность аналогий просматривается в самом тексте пьесы - нобелевский лауреат Альберт Эйнштейн, «охотник на ведьм» Джозеф Маккарти, секс-символ эпохи Мэрилин Монро и Джо Ди Маджо, один из самых выдающихся бейсболистов за всю историю этого вида спорта. Действительно, в 1953 году все четверо оказались в Нью-Йорке приблизительно в одно и то же время. После смерти Мэрилин среди ее вещей была обнаружена книга с автографом Эйнштейна, хотя никаких свидетельств о том, что они встречались, не сохранилось. Что ж, даже если этой встречи в отеле никогда и не было, она стоит того, чтобы ее выдумать.

На отечественной сцене пьеса Джонса никогда не шла, но поклонники кино почти наверняка видели претендовавший на каннскую пальмовую ветвь одноименный фильм (в российском прокате он назывался «Ничтожество»), поставленный режиссером Николасом Роугом по сценарию самого драматурга. Но если эта лента тянет на социальную драму с сильным комедийным эффектом, то спектакль Владимира Машкова - философская притча. Недаром же он начинается с жуткого скрежета, издаваемого неторопливо ползущим под колосники «железным занавесом». Воспользовавшись откровенной фарсовостью сюжета как отправной точкой, режиссер затеял со зрителем разговор об одиночестве.

Одинок выдающийся Бейсболист, кумир миллионов, окончательно убедившийся в том, что в глазах собственной жены он всего лишь чуть больше чем пустое место. Сергей Угрюмов очень деликатно, не педалируя явную комичность ситуации (брутальный ревнивец полагает, что застукал жену с любовником-интеллектуалом), приоткрывает внутреннюю суть драмы своего персонажа. От одного вида этого стопроцентного альфа-самца теряют голову женщины и вскипают завистью мужчины. Каждый его бросок заставляет фанатов впадать в экстаз. Но ему отказано в простом человеческом счастье: уютный дом; любящая и заботливая женушка, принимающая его таким, каков он есть, со всеми несовершенствами; орава ребятишек, для которых он - царь и бог, пример для подражания. За «броней» прячется ранимая душа. Может, снаружи она и обросла мхом, но под этой почти не пропускающей звуков толщей такая тоска и безысходность, от которой, прорвись она наружу, заложило бы уши и у обитателей далеких планет.

Одинока Актриса, которая, кажется, ни днем, ни ночью не остается одна. Ее вожделеют все мужчины, и ей это нравится. Она получила то, к чему стремилась - оглушительную, невероятную славу, но это оказалось совсем не то, что ей на самом деле нужно. Беда в том, что этот громокипящий котел уже нельзя снять с огня. Ольга Красько очень точна в передаче момента прозрения своей героини. Обрушившаяся на Актрису истина разом сминает воздушный замок, который она с таким трудом возвела из блесток своего успеха. И из-под хрупкой фарфоровости пустоголовой сексапильной очаровашки выглядывает чистый, любознательный и совсем неглупый ребенок, которому до смерти хочется узнать, как же устроен этот странный огромный мир. Но в длинноногой красотке, которую так заманчиво затащить в постель или хотя бы эффектно поднять ей юбку с помощью ветродуя, никто этой умненькой малышки не видит и видеть не хочет. И ей страшно от того, что ее настоящую никто не будет так обожать, как ту, кем она изо всех сил прикидывается.

Одинок и Сенатор, держащий в своих руках судьбы десятков, если не сотен тысяч людей. Он упивается своим могуществом, власть над людьми для него тот же наркотик - без нее он своей жизни не мыслит. Если вы меня не любите, то хотя бы бойтесь - вот девиз, по которому он выстраивает свою жизнь. Пожалуй, Михаилу Хомякову досталась самая сложная задача - попытаться убедить зрителя, что его герою тоже холодно на этом свете, и что он - вот такой нахрапистый, малообразованный, самовлюбленный политикан заслуживает если не сочувствия (он ведь тоже несчастен, только на свой лад), то хотя бы понимания.

Но хуже всего приходится Профессору. Не только потому, что люди талантливые (а тут вообще речь о гении) всегда одиноки. Авангард Леонтьев играет человека, который, приблизившись к финалу своей жизни, мучается тем, что не мог предвидеть всех последствий того, чему он ее посвятил. А посвятил он ее поиску истины. Не некой абстрактной «высшей истины», а вполне конкретной, той, которой подчинены законы мироздания. Его талант сыграл с ним злую шутку - научный поиск завел слишком далеко, и результаты поставили человеческую цивилизацию на грань небытия. Профессор прекрасно понимает, что будет, если эту грань перейти. А вот все остальные...

Фото Ксении БУБЕНЕЦ

Фотогалерея