Правда жизни и смерти / "Последний срок" в Малом театре

Выпуск №7-227/2020, Премьеры Москвы

Правда жизни и смерти / "Последний срок" в Малом театре

Спустя несколько лет после своего появления дипломный спектакль ВТУ им.М.С.Щепкина «Последний срок» по В. Распутину в постановке Ольги и Юрия Соломиных обрел новое дыхание на сцене Малого театра в помещении на Большой Ордынке.

Есть такие произведения, над которыми время не властно. К ним относятся сочинения Валентина Григорьевича Распутина, поэтому инсценировку повести «Последний срок» довольно часто ставили и продолжают ставить, несмотря на возникновение коммерческого искусства. На какое-то время Валентина Распутина сбросили с корабля современности. Кому теперь нужна деревенская проза? Как будто проблемы родного гнезда, кровных связей и духовного наследия перестали существовать, то ли дело успех и карьера, рождающие в потребительском обществе жестокость и нравственное опустошение.

Сюжет, прямо сказать, не радостный, похоронный - взрослые дети приезжают проститься с умирающей матерью. Не каждому захочется такое смотреть... Ведь покаяться за недоданное той, кто родила и воспитала, - всегда трудно, почти невозможно, легче свалить на другого, переложить на чужие плечи. Нельзя сказать, что это змеиный клубок, скорее собравшиеся у постели матери братья и сестры вынуждены блюсти ритуал, выражать запоздалую заботу. Теперь они стали чужими, прошлое осталось позади и говорить не о чем, у каждого своя жизнь...

Эту бесконечную маяту, неприкаянность приехавших родственников на фоне чудесного солнечного дня и тихой, пахнущей травами ночи (художник Владимир Ерешко) подробно и детально проживают исполнители, связанные одной цепью непридуманного перевоплощения. Над ними нависает что-то необратимое и страшное, заполняющее атмосферу дома с приближением конца близкого человека и только озорная Нинка (Дарья Мингазетдинова) противостоит этому, насколько возможно. Каждый из братьев и сестер стремится освободиться от тяжелых мыслей и заняться чем угодно. Гордячка Люся (Наталья Калинина), имеющая на все собственное мнение, времени не тратя даром, шьет из привезенной материи черное платье. Вечно недовольная скудной жизнью Варвара (Наталья Хрусталева) тайно завидует городской сестре и заискивает перед ней, выпрашивая готовую обнову для дочери. Двое мужиков - хозяин подворья Михаил (Алексей Коновалов) и его брат Илья (Станислав Сошников) - отправляются в сельпо за ящиком водки для будущих поминок, стыдясь прослыть скрягами перед односельчанами. Все это выглядит мелко и нестерпимо дурно в сравнении с прощанием человека с белым светом. Лишь старая подруга Мирониха (Екатерина Васильева), такая же одинокая как Анна, утешает ее по-своему, по-деревенски: «Нечего на Бога роптать, коль смерть пришла. Все мы там будем». А пока ноги еще носят Мирониху, она должна найти пропавшую корову, единственное родное существо, потому что дети забыли о ней.

Час расставания подходит, он неминуем, но неожиданно беспомощная Анна в трагическом исполнении Алёны Колесниковой приходит в себя и возвращается к жизни. Она счастлива, что видит своих детей, может обнимать и целовать их. Эта наивысшая точка радости в окружении не веривших своим глазам наследников напоминает чудо. Но на смену чуду приходит трезвый расчет, появляются другие дела на стороне. Темпоритм спектакля резко меняется. Излишняя растянутость действия с длинными паузами и недосказанностью как будто натыкается на непреодолимый барьер. Это проявляется истинная сущность иллюзорной доброты, способности жертвовать привычным покоем и благополучием. И все начинается с пустяка, с грязных простыней, обнаруженных Люсей на кровати матери. В адрес хорошо подвыпившего Михаила (не пропадать же добру, купленному на поминки) со всех сторон летят упреки и оскорбления возмущенных родственников, а он сам, не ожидая такого от себя, предлагает отдать корову-кормилицу тому, кто возьмет на свое содержание мать. Этот мучительный монолог Михаил (Алексей Коновалов), постоянно борющийся с нуждой вместе со своей бессловесной женой Надеждой (Алина Кириллина) бросает в зрительный зал, словно тяжелую гирю, тянущую его ко дну, и публика всей душой сочувствует ему, ибо вместо красивых слов он выбирает долг сына.

Радость возвращения Анны из небытия сменяется горьким разочарованием. Она бы и готова сократить свой последний срок, да видно Бог забыл о ней, дав напоследок увидеть, что она оставляет после себя на земле. А дальше дети уже без нее будут сами разбрасывать и собирать камни. И как знать, смогут ли они покаяться?

Фотогалерея